В защиту расцерковления

 

В последнее время в церковной среде достаточно активно обсуждается тема так называемого “расцерковления”, которое появилось как оппозиция понятию “воцерковления” для обозначения процесса отделения православных христиан от Церкви. О причинах этих процессов, их актуальности и того, к чему они могут привести, пишет в своей первой колонке на Religo.ru настоятель подворья Даниловского монастыря в Подмосковье, известный церковный публицист, игумен Петр (Мещеринов).

 

 

Слово “расцерковление” имеет два значения. Первое – когда человек после некоторого пребывания в Церкви выясняет для себя, что он не принимает Христа и Его заповеди и отходит от христианства. Этот радикальный вариант мы сейчас рассматривать не будем. Предметом нашего разговора будет второе, образное значение этого слова – когда человек, наоборот, желает жить во Христе, но в процессе своей церковной жизни начинает чувствовать, что его отношения с Богом в Церкви превращаются в рутину. Причиной этого является неправильное воцерковление, то есть когда вместо возрастания в красоту и свободу Христовой Церкви человека “втискивают” в жёстко очерченные внешнерелигиозные схемы, в идеологию и субкультуру. Этому весьма способствует то, что из-за непроработанности у нас личностной церковной педагогики норма воцерковления, то есть начального обучения внешней церковности, предлагается всем как норма церковной жизни вообще. Но рано или поздно человек вырастает из начальной церковной школы, чтобы жить во Христе и творить Его заповеди не в рамках узкой субкультуры, а в том, что дарует человеку Бог – в живой и непосредственной повседневной жизни.

 

Причину расцерковления определить в общем виде непросто и зачастую она зависит от конкретных обстоятельств каждого человека, однако есть и общая закономерность. Жизнь во Христе – это живой процесс: она углубляется вовнутрь, а затем и распространяется на всю широту человеческого существования. Ради сохранения и приумножения жизни в Боге христианину приходится выходить за пределы постоянно воспроизводящегося воцерковления и искать свои формы дальнейшего, более зрелого церковного существования. Но следствием этого является неизбежное “взламывание” субкультуры: богослужение, посты, святые отцы, духовничество, внутри- и внешнецерковные идеологемы и прочее становятся служебными, не довлеющими, второстепенными для личностной христианской жизни. С точки зрения субкультуры это и есть вопиющее и непростительное расцерковление. Те, кто объективно вырастает из субкультурной церковности, расцениваются ею как гордецы, либералы, модернисты, “апостаты”, разрушители церковных уставов и т.п.

 

Но на самом деле, как я уже сказал, здесь – здравый и живой процесс возрастания верующего человека в самостоятельную и ответственную христианскую личность, который сам становится Церковью – членом Тела Христова, и для которого всё, что содержит Церковь, является подручными инструментами, средствами для жизни во Христе, которыми он полноценно распоряжается сам. Таким людям приходится ради сохранения живости и нерутинности веры идти против церковно-субкультурного течения, и, в отношении него, именно “расцерковляться”: устанавливать “под себя” свою меру постов, служб, подготовки ко Причащению, выходить за детсадовские рамки духовнических отношений, критически оценивать те или иные высказывания Отцов, отделять суть Церкви от современных церковных политически-экономически-идеологических данностей, и даже в известной степени отстраняться от груза церковной истории, воспринимая Церковь скорее личностно, чем исторически.

 

Явление это весьма актуально для всех искренне верующих христиан (которые всегда – малое стадо (Лк. 12, 32). Неверное воцерковление у человека, дорожащего своей верой во Христа и своей совестью, неизбежно влечёт через какой-то период пребывания в субкультуре желание подняться над нею, для того, чтобы обрести большее евангельское наполнение своей церковной жизни. Таких примеров много, и этот путь стандартен для подлинно верующей души: именно на этом пути проверяются варианты Притчи о сеятеле.

 

Ещё раз подчеркну, что “расцерковление” нужно понимать здесь не в собственном смысле слова, а как “выздоровление” от неправильной, внешней, идеологической и псевдодуховной церковности. По моим наблюдениям, для многих людей, которые считают, что в наших условиях, когда Церковь тесно связана с социумом и когда отрицательные качества этого социума – “стихии мира сего” – проникают и в церковную жизнь, мешая проявлять Церкви свой внутренний потенциал, – расцерковление становится некоей “внутренней эмиграцией”, подобно советской. В советское время “внутренняя эмиграция” была ненасильственной реакцией на ложь коммунизма. Такая же реакция возникает у многих совестливых и верующих людей сейчас: уход в частную жизнь от зазора между теми или иными сторонами современной церковности и подлинностью Христовой Церкви.

 

Это не осуждение и не эскапизм, а трезвость: христиане стараются честно делать, что могут – в себе, в своей семье, в своём кругу, без лозунгов и призывов, без хождения по кругу в субкультуре постов, правил, батюшек и лексики, без опасного следствия всей этой субкультуры – нивелирования нравственности и человечности. То есть тут и происходит созидание христианской повседневности. Позитивное здесь то, что такое “расцерковление” нередко, на мой взгляд, способствует некоей “возгонке” личностного начала и становится вовсе не поводом к грехам и вседозволенности, но путём к тому христианскому становлению личности, которое и должно быть целью настоящего воцерковления и церковной педагогики.


Religo.ru

 

Цей запис має 3 коментар(-ів)

  1. Иеромонах Тимофей

    Всегда, с большим интересом читаю статьи отца Петра. И в этой статье живое слово, искреннее переживание за состояние нашей церковной жизни. Ведь что такое Церковь? Ответ очевиден: "Столп и утверждение Истины". Задача Церкви – привести ко Христу. Но для многих Церковь – это идеология. Кто-то где-то написал: для христиан Бог – это Христос, а для православных – Православие. И действительно, Православие подчас понимается как субкультура. Русский значит православный. Православный, значит монархист. Я не против монархии. Это не главное. Главное Христос. Он есть и Путь, и Истина, и Жизнь. И тот, кто ищет Христа, никогда не сможет удовлетворится следованию обрядово-культурной традиции,без изучения и осмысления Слова Божьего.

  2. Крестоходец

    Я бы удивился, если бы получалось “очень”. Первые 4 заповеди говорят о любви к Богу, а не к правилам социального общежития. А вы, подобно полуобразованному министру образования РФ Фурсенко, говорите чушь о том, что в Бога можно не верить, но заповеди исполнять. Без молитвы и храма христианства нет. И в среднем даже в социальном плане люди, которые храм посещают, ведут себя лучше чем те, кто не посещает.
    Мерзкая статья возненавидевшего Церковь человека. Надо быть честным перед собой: уходите из Церкви, которую вы так возненавидели, “батюшка”. Вы расцерковлены. Но вы – исключение, таких озлобленных людей мало попадается.


    Крестоходец, расцерковленный и озлобленный человек – как раз Вы, судя по данному сообщению, а вовсе не автор статьи. Практически в каждом из Ваших комментариев так и сквозит злоба к тем, кто дерзнул не согласиться с Вашими представлениями. Вы ненавидите оппонентов. Если Вы – не Игорь Друзь, очень удивительно. Неужели у него появиля клон?

  3. Irina

    Спасибо. Как обо мне написано.
    Мучаюсь от того, что стала мало посещать храм, но в то же время стараюсь именно в жизни выполнять заповеди. Пока получается не очень…

Залишити відповідь