Благовестие против зловестия

«…и звезда показует Христа, Солнца, погружённым во тьму»
(стихиры на стиховне, глас 3)


Как замечательно сказал Николас Райт, епископ Даремский, «в день Рождества Бог зажигает свечу. Никто не зажигает свечу в комнате, наполненной солнечным светом. Ее зажигают в темной комнате, и при ее свете можно увидеть, какой там царит беспорядок». И, если задуматься, то можно увидеть, что период, предваряющий Рождество, подобен периоду между погребением и Воскресением. Бог также «отсутствует» на земле, те же пустота и темнота, то же торжество безразличия, злобы и цинизма, которые, кажется, одержали победу… И, вот, среди всего этого мрака появляется свет… Однако, если в Воскресении есть видимый триумф, то Рождество его лишено. Бог приходит на землю в образе простого младенца.


И что же? Без видимого триумфа не нашлось им места в гостинице (Лк. 2:7). Не нашлось места Христу, Истине… Мне представляется, что знаменитое изречение Христово Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6) раскрывается ещё более ясно именно у рождественских яслей. Ведь истина, как младенец, — такая же бесхитростная, без прикрас и драматизации, просто «как есть». Хочешь — прими истину «как есть», а нет — появятся иные «истины», — нечто, что непременно придёт на её место. И приходит… и запросто принимают то, что приходит вместо, и веруют в это.


В только что ушедшем году, как, пожалуй, никогда ранее, пришлось столкнуться с потоком подмен. Веруют люди в брошюрки и «старцев», в «богоносных батюшек» и «верховных судий» спиридонычей, каждому из которых верят несравненно более, нежели, например, любому из апостолов, включая евангелистов… Веруют в платки и валенки, честные канавки и святые чугунки, кровавые наветы и повсеместные заговоры… Хоть и не скажут о том, но веруют именно как в нечто приносящее спасение, притом вполне самодостаточное. «Веруют в церковь», обожествляя её и фактически подменяя ею Бога и воплощая известное: «А Бог? Что ж, о Боге можно тоже поговорить… Но разве в Нём дело?».


И вера, и собственное христианство превращаются маскарад и сплошные подмены. Благо-вестие (Евангелие (греч. εὐαγγέλιον) — «благая весть») подменяется зло-вестием. Евангелие — брошюрами сомнительного «но очень святого» происхождения. Весть о радости и апостольский призыв Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь! (Фил. 4:4) забивается призывами к понурости и осуждением всякой радости… Христово заверение Я уже не называю вас рабами, […] Я назвал вас друзьями (Ин. 15:15) подменяется представлением о Боге, как о деспоте-рабовладельце, всегда ищущим повода наказать и осудить. При этом свобода подменяется рабством очередного «непогрешимого» суждения, «свидетельства» или правила, или просто рабством «большинства»; и не услышанным остаётся призыв апостольский не делайтесь рабами человеков (1Кор.7:23). Да и от заповеди Христовой как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12) мало что остаётся; на деле происходит банальное проецирование себя и своих самых тёмных сторон и скверных мыслей на других, приводя к подозрительности, закрытости и надуманным обидам.


Призыв Христов к преумножению талантов, саморазвитию и творчеству — «ибо всякому имеющему дастся и приумножится» (Мф. 25:29) — на деле объявляется подозрительным и вредным, и подменяется призывом к более глубокому закапыванию талантов — «чтоб не проявилось и ничего не случилось», и прививается паническая боязнь всякого таланта, развития, да и просто мысли. А осуждённый из притчи боящийся раб фактически ставится в пример. Любовь подменяется ненавистью… к иноверным, сектантам, раскольникам, иностранцам, «неправильным» православным, «неправильно» мыслящим, или просто «неправильным» и уж точно ко всем несогласным… и всё это, разумеется, под благочестивым видом «праведного гнева» и «ревности о Бозе». И, вот, уже размером ненависти мерится истинность веры в Того, кто есть любовь (1 Ин. 4:8).


Как заметил однажды о. Александр Шмеман: «Религия именно в силу её обращения к сфере абсолютного может быть источником лучшего и высшего, но также и худшего и низшего в человеке. […] Религия в своей первосущности есть абсолютизация человеком того, в чём видит он высшую ценность». И, к величайшему сожалению, зачастую происходит абсолютизация маскарада и зла. ХристиЯне с воодушевлением абсолютизируют собственные Я-верования — во что угодно! Порой в самые абсурдные и злые вещи, при этом, чем более абсурдно и мрачно измышление, тем с бóльшим энтузиазмом оно подхватывается. Зло же, при этом, наделяется почти бесконечной силой, а добро представляется немощным и жалким, способным разрушиться от любого неправильного действия или слова. Уж лучше бы и вовсе ни во что не веровали, чем абсолютизировали свои верования, тем более под обложкой христианства, богохульно провозглашая Христа своим сообщником в делах собственной ненависти.


Пожалуй, такой же мрак царил перед приходом Христа на землю… Но вот сейчас мы стоим у тех самых Вифлеемских яслей с Богомладенцем. И какими далёкими и несовместимыми с этим образом кажутся маскарад и подмены, в какие бы благочестивые одежды они ни рядились. Есть в празднике Рождества какая-то особая детская радость и всецелая настоящность. И уютом веет от простых яслей, несмотря на отсутствие элементарных условий и внешний мрак. Быть может, потому и уютно, что там находится Тот, кто есть любовь, и любовь царит в этих яслях. Свет, несовместимый с лицемерием и неискренностью, ненавистью, злобой, грубостью, обидами, подавлением, властвованием… И свет во тьме светит, и тьма не объяла его! (Ин. 1:5).


Но если мы не доросли до осознания и ощущения присутствия этого Света и любви, и не они заполняют пустоту, то вокруг непременно будет и мрак, и злоба, и неискренность и торжество подмен. Если же в пустоту и тьму погружается Свет, то не будет места подменам, и как говорит ап. Иоанн, «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36), а стало быть, есть надежда на обновление и преображение как внутреннее, так и мира вокруг нас. И об этом очень важно помнить, чтобы обрести такой же уют у себя в жизни, научиться замечать свет, — и в ситуациях, и в других людях, и быть благодарным за тот свет и уют, которые через них приходят в наш собственный мир. Пусть же в жизни каждого из нас будет побольше добрых, светлых и уютных людей, с которыми можно быть уверенными, что ненависть, лукавство и злоба никогда не сумеют победить в их сердце любовь, искренность и доброту. И пусть сейчас Вифлеемская звезда покажет Солнце для каждого, погружённого во тьму. И пусть будет радостное ощущение Присутствия и Света не абстрактно где-то Земле и когда-то в истории, но в собственной жизни и сейчас.


Христос Рождается!


Владимир Мельник
г. Маастрихт, Нидерланды


Религия в Украине

У этой записи 17 комментариев

  1. Юлия

    Игорь,
    как мне кажется, православным можно быть где угодно, было бы желание. В Японии, на Аляске. Может даже и непосредственно в Содоме.

    Судить же о так поспешно о чужих мотивах я бы не бралась.

    Кстати, не странно, что "дегенеративная нация" не спилась и не скурилась, а создала такой вот вполне выскоий уровень жизни себе? А "высокодуховная" сплошь и рядом в коррупции погрязла?

  2. Игорь

    Юлия, я вовсе не говорил, что "Владимир Мельник виноват в том, что происходит в Нидерландах".
    Я о другом: позиционируешь себя великим православным украинцем, но уезжаешь с Украины, да еще и выбираешь себе для жительства самую дегенеративную страну мира — воистину новый содом. У Голландии одно — достоинство высокий уровень жизни. Значит за деньги этот "радостный" товарищ готов жить в содоме и поливать православных.

    "Свидетель
    Игорь Друзь, который постоянно здесь гадит в комментариях, — не христианин. Мировоззрение этого человека противно Евангелию. Это враг Иисуса Христа."

    Вы не "свидетель Иеговы" случайно?

    Беда наша в том, что в Церковь пришло много людей с советским безбожным восприятием мира, ставших околоцерковными либералами, требующими "реформ". Раньше они искали "врагов народа", теперь ищут "врагов Христа". Это "богословие ужаса": вместо радости новой жизни во Христе они имеют восприятие своего мирка, как осажденной крепости, где везде рядом якобы рыщут некие "враги".

    На Банковой прячется "русский спецназ", в интернете — нанятые агенты ФСБ (это меня они так часто обзывают), все клирики — исполняют волю великого и ужасного Путина, плетущего зловещий "всемирный заговор" путем утверждения Русского мира… Да малахольная политика проамериканского Кремля и на районного масштаба "заговор" не тянет.
    Пришлите имя, молодой человек, помолюсь о Вашем избавлении от параноидального взгляда на мир.Мы веруем во Христа Распятого, Вы — в сети неких "тайных сил".

  3. Крестоходец

    Православное учение учит с осторожностью относится к смеху.
    Мельник отбрасывает само Писание, в котором указано:

    "Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете". ("Лк. 6, 25).
    Св. Иоанн Сан-Франциский: "Святые улыбаются не смеясь. Смех, как полнота чистой радости, есть состояние будущего века. Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь. Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!)".
    "Радости" Мельника, осудившего церковных людей, это скорее, радости сектанта, с американской улыбкой орущего "алилуйя"
    Статья эта противоречит самому духу церковному. Примитивные попытки осудить несогласных, т.е. все большинство Церкви, святых и Писание, пользуясь несколькими выдернутыми из контекста цитатами. И может подасть под руку Господа. Он не только о радости говорил, но сказал о некоторых, что их ждет: "извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8:12)

  4. Пантелей

    Владимиру Мельнику.
    А вот и сказанные с любовью слова : Отыди от мене, сатана? Помните, кому сказаны? Оказывается, есть и такая любовь. И вообще, рассуждать о любви страшновато должно быть. Кто может сказать о любви от опыта?

  5. Владимир Мельник

    Благодарю всех за комментарии. Специальная благодарность Игорю, Крестоносцу и Олегу за явление прекрасной иллюстрации сказанному в тексте, в частности, о подмене любви ненавистью и об абсолютизации того, что есть в самом человеке… Спасибо за прекрасную иллюстрацию! 😉

    Что ж, помимо попыток аргументов «ad hominem» (т.е. против автора, а не против содержания), которые являются верным признаком отсутствия аргументов у самого «нападающего»… была пара утверждений, которые стоит пояснить.

    > Что-то не вижу радости в самом авторе статьи.
    Так ведь верно! Вы как раз подтверждаете мои слова, именно о том и говорилось в тексте. Ведь Вы и в Благой Вести умудряетесь видеть лишь призывы к ненависти и борьбе.

    > Значит, Православие может побуждать самое плохое в человеке.
    Напомню, что в оригинале была «религия», человеческая религиозность. Так во все времена были те, кто, призывал плевать, избивать или сжигать на кострах «неверных» (во всей широте этого термина), истреблять «во славу Божию», ненавистники и изуверы всех стран и всех времён всегда ссылались на слова о мече, оправдывая ими собственную ненависть и жестокость. Впрочем, Вы же, ведь, сами утвердительно ответили на это утверждение, причём замечательно его проиллюстрировав. Если Ваше представление о Православии возбуждает в Вас ненависть, гнев, ссоры… под какими бы обложками они ни скрывали, то да.

    А вот насколько Ваше личное представление о Православии соответствует учению Христову – вопрос отдельный. Ап. Павел напоминает критерии, которыми можете воспользоваться и Вы: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал.5:22). Напомню слова Христовы «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Не «праведную ненависть» и «благочестивый гнев», а именно любовь. И в осуществлении этой мысли ап. Иоанн говорит: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). Так что действительно, тот, кто не со Христом, не с Тем, Кто есть любовь, — тот против любви и против добра, «кто не со Мною, тот против Меня» (Лк.11:23)

    Вы знаете, у Бердяева есть замечательная мысль, над которой прошу Вас подумать, даже если Вы искренне со всей силой веры своей ненавидите меня: «Люди и целые группы людей, целые народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню и напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою ограниченность. Это и давало прекрасный повод для отрицания самого существования Бога. Дурной антропоморфизм был не в том, чтобы придавать Богу характер человечности, сострадательности, видеть в Нем потребность в ответной любви, а в том, чтобы придавать Ему характер бесчеловечности, жестокости, властолюбия…».

    С пожеланиями добра и мира!

  6. Белый Хорват

    ОЛег, Ваш комментарий опровергает Ваше критическое замечание. В нём видны чванство, гнев, жестокость, желпние заткнуть рот человеку умнее Вас. Православие — это, действительно, серьёзное испытание и его не все выдерживают. "…и не страшитесь ни в чём противников. Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения" (Флп.1,20). Это апостол писал; советую почитать. Шмеман здесь просто раскрыл апостольскую мысль.
    Надеюсь, что Вы угасите Вашу лютую злобу и нмчего не ответите на мой пост. Иначе я буду прав вдвойне.

  7. Оксана

    Игорь Друзь недавно здесь хвалился наградами Патриарха. Так что не обижайтесь на него, работа у него такая. Такая же служба государева, как у награжденных патриархом Каурова и Анисимова.

  8. Олег

    Да, перлы в "разумной" заметке сильные:

    ////…о. Александр Шмеман: "Религия именно в силу её обращения к сфере абсолютного может быть источником лучшего и высшего, но также и худшего и низшего в человеке. […] Религия в своей первосущности есть абсолютизация человеком того, в чём видит он высшую ценность". И, к величайшему сожалению, зачастую происходит абсолютизация маскарада и злао. ///.

    Значит, Православие может побуждать самое плохое в человеке. Это новое открытие богословия. Еще никто из святых до такого не додумался.
    Судя по данной статье, это отсутствие христианской веры, наблюдаемое, например, в авторе, может побуждать самое плохое. Такое вот желание всех осудить, как это делает пан Мельник, который в своих статьях всегда с ненавистью осуждает православных.

  9. Свидетель

    Игорь Друзь, который постоянно здесь гадит в комментариях, — не христианин. Мировоззрение этого человека противно Евангелию. Это враг Иисуса Христа.

  10. Юлия

    Крестоходцу: вы не видите радости в авторе статьи, и это вполне логично, ведь вы не духовидец, и даже просто не видели его фотографий) А выставлять диагнозы по интернету — это последнее дело.

  11. Юлия

    Уважаемый Игорь, мне кажется, вы ответили не на статью, а куда-то мимо кассы. Может ли Владимир Мельник быть виноват в том, что происходит в Нидерландах, только потому, что он там некоторое время живет?

  12. Юлия

    Старцы это вообще отдельная тема. Я как-то была у страца Амфилохия, подруга подбила поехать. Конечно, он вполне нормально ориентируется в веруочении и говорил то. что мог бы сказать любой начитанный приходской священник. И вообще, есть Писание, если есть обычные приходские священники, у которых есть и силы, и желание работать с людьми, и на которых возложено пасти паству, ну зачем мучить пожилого монаха. Беда вот только, что некогда на дверях Введенского монастыря висела табличка, гласящая, что от старца Амфилохия из Белой Церкви такой-то священник не принимает. Как я поняла, он просто стал направлять всех приходящих к определенному священнику на исповедь.Зачем это делалось непонятно. Да, и мне он зачем-то всучил фотографию совершенно незнакомого человека. Мне пытались пояснить,что в этом есть скрытый смысл, но я так поняла. что ему просто уже некуда деватьте фотки, что оставляют приходящие.

  13. Петр

    Предыдущим комментаторам: Благочестивые! Вы так скучны, что с вами и ад не нужен — вы его здесь уже воплотите во всей красе! Раньше думал, что термин "православный фашизм" — натяжка, журналистский штамп. Теперь вижу, что есть прямая выгода Антихристу, когда придет, принять православие — а где еще найдешь столько "законных" поводов ненависти для ближнего? Христос воскрес, духовно-умершие и умом слепые! Откройте Евангелие и почитайте, что там про фариссеев сказано — это ваш портрет коллективный.

  14. Крестоходец

    Что-то не вижу радости в самом авторе статьи. Как и любви. Кругом, как он утверждает, все веруют неправильно, верят "старцам", "богоносным батюшкам", вместо Христа. Если бы сам он веровал во Христа, то не писал бы, что все кругом неправы, кроме него, "радующегося" сквозь скрип зубов. Да, на свете есть и старцы, и духоносные батюшки.
    Многих из них прославили благодаря позиции наших архиереев, многих еще прославят.
    Есть о.Иона Одесский, есть о. Амфилохий в Белой Церкви. Есть старец Илий — духовник Патриарха.
    Мельник же сквозь зубы цедит эти слова в кавычках. дай Бог ему избавится от ненависти, и стать православным человеком, а также вернуться из страны дьявола — Содома и Гоморры, из Нидерландов, если он так сильно любит Украину.

  15. Игорь

    Превельми глупая статья. Набор безумных либеральных штампов относительно православных людей.
    Короче, привет из дегенеративной Голландии, где уже процентов 5 населения уходит из жизни путем самоубийства-эвтаназии и где "венчают" содомитов, а в школах принудительно преподают уроки гомосексуализма. Воистину "радостная" страна.
    "Бог", похожий на плюшевую игрушку.Вспомнились слова о .Всеволода Чаплина:
    «Мы сегодня очень часто сталкиваемся с полемикой, которая пытается, очень эмоционально, иногда агрессивно, утверждать, что Христос бы никого не облек на смерть, Христос бы выступил за отмену смертной казни, Христос не помыслил бы предать кого-нибудь анафеме. Христос простил бы всех, одобрил бы все, всех бы поддержал, не увлекался бы рассуждениями о том, что истинно, а что ложно в религии. Он бы, дескать, поставил вопрос о религиозной истине на второе место после вопроса о том, как сделать так, чтобы всем людям было комфортно, весело и приятно жить в этом мире, не заботясь ни о чем, кроме таких приятных и естественных для современного человека вещей, как благосостояние, душевное спокойствие и тихая радость от созерцания по телевизору какой-нибудь слащавой кинокартины или рекламного ролика.

    Так вот, все это — не христианство. Это совершенно другое мировоззрение. И, что самое удивительное, многие люди, нечасто читающие Евангелие, отдельно цитируют все избранные места, которые им нравятся и которые укладываются в их мировоззрение, и с ужасом отшатываются от Евангелия, когда слышат о других вещах: о том, что Христос обрекает на вечные муки людей, которые не соответствуют высочайшему, неисполнимому человеческими силами нравственному идеалу. Христос говорит о целых категориях людей, как о порождениях ехидниных, Он предупреждает: «Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего… ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». Он говорит: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». Когда Он учит апостолов находить себе союзников, Он говорит: «Кто не против вас, тот за вас». Но о верности Себе Он говорит иное: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает». И вот эти грозные предзнаменования, слова, обличающие ложь, слова, обрекающие на вечное страдание людей, которые не соответствуют очень высокому нравственному идеалу, современные читатели в свете того мировоззрения, о котором я только что сказал, не замечают.

    И, когда им напоминаешь эти слова, то они с ужасом переспрашивают: «Он действительно так говорил? Этого не могло быть! Это не тот Христос. Христос, которого мы знаем, он другой, он правильный. Это тот самый Христос, которого иногда именуют «богом в душе». Я веду ночные радиоэфиры и часто звонят люди, у которых есть такой «бог в душе», похожий на плюшевую игрушку или тамагочи, очень удобное существо, которое можно включить, выключить, приспособить под твои привычки. Некая твоя собственная конструкция, которая одобряет твои пороки, не судит тебя строго, она поддерживает все, что ты делаешь, она входит в положение, если ты ленишься или если ты просто, ради житейской пользы, придумываешь оправдание для своих пороков и грехов».

  16. Белый Хорват

    Спасибо! Это сияние доброты…

  17. Сергей

    Прекрасная статья. Спасибо большое!

Добавить комментарий