О левославии в православии, или Плевелы среди пшеницы

Как относиться к псевдо-наследию преподобного Лаврентия Черниговского? Могут ли слова “Украина” и “украинцы” быть гнусными для христианина? Предлагаем читателям портала “Религия в Украине” размышления на эту тему священника Виталия Эйсмонта, клирика Украинской Православной Церкви из Коростеня.


Среди православных верующих в Украине довольно популярна брошюра под названием “Житие и пророчества преподобного Лаврентия Черниговского”. Она содержит ряд высказываний, приписываемых известному святому.


“Помните наши родные слова – Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в коем случае”.


“Поляков понуждали захватывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова Русь и русский, поэтому называли завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина – это позорное и унизительное слово! Какая окраина?! Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова Украина и украинцы, чтобы охотно забыли свое название русский и навсегда отвались от Святой и Православной Руси”.


Я не берусь заниматься вопросом авторства сих суждений (хотя, как утверждают некоторые, знакомые с окружением преподобного Лаврентия не понаслышке, святой был далек от того, чтобы утверждать подобное). Для меня главное то, что эти мысли, наполненные духом, крайне далеким от Христового, стали весьма популярными в православных кругах. Вопиющий факт – не ошибочные суждения сами по себе, а то, что брошюры, наполненные подобным содержанием, заполонили церковные лавки нашей необъятной Руси.


Я предпочел бы избежать полемики на эту не стоящую внимания тему, но захлестнувшая волна украиноборчества вынуждает меня сказать нечто очевидное, но скрытое для национальной гордости великороссов. Чтобы увидеть и понять истину, необходимо, как минимум, лишиться зависимости от проявления такого рода гордыни; “великим россам” необходимо научиться искусству отторжения неприязни и ненависти к братьям своим “меньшим” (точнее, к “россам меньшим”, “малороссам”). Если это будет в какой-то мере достигнуто, то и сказанные ниже простые вещи станут понятны. Если же нет, то тогда я просто попрошу читателя не причислять меня к еретикам, русофобам и прочим врагам православия, а честно сказать: “Я не согласен с автором этой заметки, но все же допускаю ему оставаться при своем мнении”. И это будет честно и по-христиански.


А теперь все по порядку.


1) Иисус Христос – по плоти израильтянин, Который пришел к “Своим” (Ин. 1.11) и посылал апостолов идти “наипаче к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 10.6), никогда не говорил в подобном духе. Немыслимо даже представить Христа, высказывающегося о том, чтобы Его единоплеменники никогда не забывали родных слов “израильский” и “израильтянин”. Подобных сентенций мы не находим и в апостольских посланиях. И это при том, что Израиль – это народ Божий, единственный в те времена народ в мире, имевший веру в Единого истинного Бога, получивший от Него Закон, обетования, Мессию.


Христианин призван к Царству “не от мира сего”, к Царству Христа, где “нет ни эллина, ни иудея…, варвара, скифа…, но все и во всем Христос” (Кол. 3.11). Думаю, что украинец и русский отличаются друг от друга не больше, чем эллин от иудея или скиф от варвара. Нет в Царстве Христа русских как таковых, потому что такой категории как национальность, или принадлежность к особого рода народу у Христа просто не существует, – вот в чем смысл слов апостола на сегодняшний день. Есть лишь те, которые стремятся к Нему, и те, которые к Нему безразличны. Есть “овцы” и “козлища”. Третьего не дано. Поэтому те, кто себя в церкви гордо именует русским, имеет, как это не покажется странным, намного больше шансов оказаться вне благословенного стана, чем те, кого осуждают за “презрительное” слово украинец.


2) Утверждение “Киевская Русь всегда была с великой Россией” – вымысел, не вписывающийся в элементарные исторические рамки. Когда образовалась держава Русская (которую историки потом условно переименовали в Киевскую Русь), “великой России” еще не было в помине. Москвы как населенного пункта тогда просто не существовало. Поэтому именование в святцах РПЦ равноапостольных князей Ольги и Владимира странным эпитетом “Российские” в некоей мере искажает историческую правду.


Да если бы просто искажало… Этим мы вполне сознательно дразним определенную часть украинского народа, вполне сознательно создаем условия для межнациональной розни между “великороссами” и “малороссами”. И если апостол увещевал пребывать по возможности “в мире со всеми людьми” (Рим. 12.18), то подобными именованиями святых конфликт лишь обостряется. Так зачем же создавать то, чего необходимо избегать?


3) “Было крещение Руси, а не крещение Украины”. Это преподносится как серьезный аргумент в пользу “российскости” Киевской Руси. Но совершенно с такой же логикой можно заявить, что было крещение Киевской Руси, а не Московской России. И кто более прав?


4) “Слово окраина – позорное и унизительное слово”. Ну, во-первых, не окраина, а Украина. Не нужно путать аптеку с оптикой, невзирая на некоторую морфологическую созвучность этих слов.


Во-вторых, корень этого слова – край – подразумевает здесь отнюдь неконец, а другой омоним в значении “земля”, “сторона”. На западной части Украины до сих пор сохранилось слово краяны, близкое по значению к русскому “земляки”. Но “краяны” подразумеают даже нечто более сродное и близкое, чем расплывчатое “земляки”. Отсюда и украинское країна (также и сербское: краина) – страна. Поэтому этимологическое значение слова Украина – страна, а вовсе не околица России.


В-третьих, аргумент этот духа уличного, но никак не православного. Несмирение с нареканием чего-то “унизительным и позорным” (тем более таким “жутким” словом как окраина) есть проявление не добродетели, а, напротив, гордыни. Реформация в Русской церкви под вывеской “не мириться с уничижительно-позорным” привела бы не к ликвидации слова Украина, а к деканонизации великого сонма святых, в первую очередь юродивых, ибо последние как никто иной принимали на себя подвиг уничижения. “Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее” (1 Кор 1.27-28). Да и Господь Сам совершил искупление и спасение именно через это самое “юродство проповеди” (1.21), “дабы обратить мудрость мира сего в безумие” (1.20).


Именно поэтому приведенная в начале статьи цитата, которую авторы брошюры приписывают преподобному Лаврентию Черниговскому, является не просто ошибкой – это проявление анти-Христового духа по принципу “ищите прежде всего кесарево, а Божие приложится”. Этот принцип стоит в основе русского псевдоправославного сознания. Приведенные абзацем слова апостола Павла сегодня есть вопль “немудрого и ничего не значащего” Христового духа к “значащему” духу великодержавному.


Прошу не налагать на автора сих строк тавро русофобии. Я с искренней любовью отношусь ко всему подлинно русскому, что есть как в российском, так и в украинском наследии. А сила русского духа отнюдь не в колесницах и конях, и не в горделивых именованиях…


Религия в Украине

Цей запис має 38 коментар(-ів)

  1. мария

    Можна піти в монастир як що маеш дитину.разом з нею

  2. Олег Воскресенский

    Совершенно согласен с автором статьи: сила, как русского, так и украинского духа "отнюдь не в колесницах и конях, и не в горделивых именованиях…" Однако, любопытно было бы всё-таки узнать, а в чём же тогда? И ещё любопытнее – почему мы национальные (социально-культурные) вопросы решаем в терминах богословских? Правомерно и продуктивно ли такое смешение понятий? Не уверен.

  3. св-к Виталій

    Г-жа "православная из Киева", прошу уточнения: украинофильство – это порок? Когда-то русские "западники" обзывали А.Хомякова и его единомышленников "славянофилами". Но это слово в русской православной Традиции прибрело совершенно иной смысл.

    С ув. священник-"украинофил" Виталий.

  4. православная из Киева

    Оксана и иже с ними украинофильствующие! Если вы считаете книгу жития св. Лаврентия фальсификацией, вы тем самым обвиняете в этой гнустости священноначалие, которое это допустило. И _____ те храмы, в которых эта книга распространяется, поскольку такие книги на Петровке вряд ли найдешь :))) Ну ладно, автор жития якобы врет, но что, с ними вместе (не сговариваясь) врут и вполне свидомый Винниченко, когда пишет, что в Киеве при УНР украинский не воспринимался, и Пилип Орлик, который почему-то писал на русском, и подписывался Филиппом? 🙂 Имея интернет, не так сложно найти множество первоисточников на эту тему. И я думаю, что это ВЫ, Оксана клевещете на предстоятеля УПЦ, обвиняя его в элементарном невежестве, в незнании церковной и светской истории Руси.

  5. Крестоходец

    Только страшное нравственное одичание и умственное помрачение постсоветского образованца может полагать тождество Святой Русь с русским национализмом, или новой формой расширения государства Российского. Да нынешняя РФ является всего лишь сателлитом новой западной орды, и ее марионеточное правительство просто не может строить планов расширения державы, давления на Патриарха с целью идеологически его обосновать.
    Патриарх говорит о священных для всех нас вещах религиозно-нравственного порядка, которые давно известны:
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/11236/%D0%A1%D0%92%D0%AF%D0%A2%D0%90%D0%AF

  6. Крестоходец

    Оксана, вы не знакомы ни с вероучением, ни с трудами святых. Они все в один голос говорили о святой Руси Не надо сыпать "перлы" своего невежества, подтверждая слова апостола о том, что "жена в Церкви да умолчит".

    где, в каких церковных канонах или творениях Отцов об этом написано?

    Да многие святые отцы, от наших прп Сергия Радонежского до Серафима Саровского и Игнатия (Брянчанинова) хоть и той же Греции, Патриархов Константинополя писали, что Русь святой удел Богородицы. Если вы по своему невежеству с этим не знакомы, если вам мерещиться "заговор" ФСБ, толкнувший Святейшего Патриарха говорить от себятину, то нам с вами разговаривать не о чем. Умолчите, не так смешно будете выглядеть. Здесь же грамотные люди общаются.

    Вот что мы думаем о Святой Руси и православном государстве
    http://www.dorogadomoj.com/dr62svj.html

    Лично мне автокефалия нужна, чтобы быть в единстве с вселенским православием,

    Зачем автокефалия, если РПЦ в единстве с мировым православием? А вот "КП" – это уродливое бандеровское образование, которое никто не признает. Это не религия, а политика и фольклор.

  7. Оксана

    2 Светлана //"Вот вам и ответ – есть ли "еллин и иудей", и кому на самом деле дороже единство веры, а кому – узкие национальные интересы и этнофилетизм…

    Христианин призван к Царству "не от мира сего", к Царству Христа, где "нет ни эллина, ни иудея…, варвара, скифа…, но все и во всем Христос" (Кол. 3.11)
    Если это так, то зачем вам автокефалия и вообще, зачем "разделять" целое, а не наоборот, "соединять"? //

    Задайте эти вопросы Вашему патриарху Кириллу. Заодно спросите, почему вдруг главным для христианина стало "хранение единого пространства Святой Руси", куда кстати, входят Молдова и Казахстан.? Заодно спросите, в чем особенная святость этого сакрального пространства перед Грецией, территориями древнейших православных патриархатов и где, в каких церковных канонах или творениях Отцов об этом написано? Спросите, почему РПц противопоставляет себя общеправославному единству и зачем партиарх Кирилл такими темпами входит в роль православного Папы?

    Лично мне автокефалия нужна, чтобы быть в единстве с вселенским православием, а не состоять в узкофилетичной церкви, где с амвонов проповедуют не о Христе, а о "русском мире", а христианская мораль приносится в жертву интересам чуждого мне государства – РФ.

  8. Оксана

    Игорь Друзь, где и когда митрополит Владимир дал понять что он верит или поддерживает бред сивой кобылы о "триединой Руси", который приписывают прп. Лаврентию? Зачем надо клеветать на главу УПЦ?

  9. Оксана

    Кто хоть как-то мог знать матушку Амвросию или связан с Елецким монастырем, где она была настоятельницей, подтвердят, что это была на редкость трезвая в духовной жизни умная игумения, не допускавшая вокруг себя и тени всех этих бредней о прп. Лаврентии. И лучше ее из современников вряд ли кто знал, о чем говорил прп. Лаврентий. Даже после ее ухода Елецкий монастырь стоит особняком от тех безобразий, которые имеют место в некоторых крупных храмах Чернигова, в особенности Спасо-Преображенском храме.

  10. Оксана

    Кто хоть как-то мог знать матушку Амвросию или связан с Елецким монастырем, где она была настоятельницей, подтвердят, что это была на редкость трезвая в духовной жизни умная игумения, не допускавшая вокруг себя и тени всех этих бредней о прп. Лаврентии. И лучше ее из современников вряд ли кто знал, о чем говорил прп. Лаврентий. Даже после ее ухода Елецкий монастырь стоит особняком от тех безобразий, которые имеют место в некоторых крупных храмах Чернигова, в особенности Спасо-Преображенском храме.

  11. Ольга

    Думаю, важко стверджувати на 100%, що саме говорив чи не говорив св.Лаврентій в усних бесідах, але в будь-якому разі ці псевдоісторичні вигадки, про які йдеться у статті (про переназивання Русі окраїною, про Велику Русь, про поляків, яких вимушували, тощо), кому б не належало їхнє авторство, мало що спільного мають із християнською проповіддю.

  12. Костя

    Апология ваффен-СС? Сектанты? Вот уж воистину, кого Господь хочет наказать, того лишает разума. Спаси Вас Господи за добрые слова.

  13. Игорь

    Воистину, как "здрасьте". При чем здесь "представители политических сил"? Никакой логики, как всегда у сектантов, не по теме. Только что дали апологию СС.

  14. В.

    "Священик УПЦ МП (Чернігів):
    Дякую автору за дуже цікаву і актуальну статтю! Насправді це житіє преп. Лаврентія написав сумнозвізний "схиігумен" Серафім (Дегтярь), великий брехун і сказочник. Відомо, що він у катакомбників-секачовців дослужився до схимитрополита. Духовна дочка преп. Лаврентія, нині покійна ігуменя Єлецького монастиря матушка Амвросія (Іваненко) дуже часто возмущалася з приводу цієї брошури і всім говорила, що там майже нічого не відповідає дійсності. " Интересно

  15. Костя

    Игорь, фашизм безусловно зло, но добро ли коммунизм? Вы спрашиваете заповедал ли Христос любить фашистов, но неужели Он заповедал любить коммунистов? Или может Он заповедал любить представителей каких-либо других партий и движений именно как представителей этих партий и движений? Он заповедал любить ближнего своего, как самого себя! Вам это о чем-то говорит?

  16. свящ. Віталій

    Искренно благодарю всех, кто высказался "за" и "против", кому не безразличны оказались мои размышления (единственная неприятность – слова оскорбительного характера тех, кто именует себя христианами да еще православными к тому же).

    Я не собирался вообще ничего не писать в "Киевскую Русь" – статья "сама" перекочевала из одного религиозного сайта. Да и то – это сделал другой священник, которому случайно под руки попала моя фейсбуковская заметка.
    Поэтому те. кто "против", не шибко вините меня – я писал это как заметку личного характера и не больше.
    Тех, кто "за", благодарю, что мои размышления ге оказались "гласом вопиющего в пустыни".
    А вообще, христиане, умейте высказываться по-христиански – не творите бури из сквозняка.

  17. Игорь

    "Некто" страшно невежествен, как и все остальные политические фанатики либерального разлива.
    Ну каково, например, брякнуть, что у Власова было … 2 с половиной миллиона человек! Это во много раз завышено.
    http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/07/02/vlasov_istoriya_predatel_stva/

    Ну. и все остальное – бред. Апология фашизма, ваффен СС, осужденного трибуналом Нюрнберга. Вы ксенофобы и фанатики даже по светским меркам. Или вы думаете, чято Христос завещал любить эсэсовцев?
    Прп. Лаврентий любим все м народом и Блаженнейшим, его высказываия не вызывают сомнений. Русь была, есть и будет единой.

  18. Марко

    Низький поклін Отцю Віталію за слова Правди і за те, що встав на захист святого Лаврентія, з котрого примітивні пуголовки вчинили лжепророка. Дійсно, ще живі люди, котрі слухали Святого і отримували благословення. На щастя мав я нагоду порозмовляти зі старим петлюрівцем, котрий не раз зустрічався зі св. Лаврентієм – великим Українцем, що відрізняв Святу Русь (Київську, Червлено-Галицьку, Білу) від віроломної московії.. Амінь

Залишити відповідь