Память святителя Николая. Как будем праздновать?

Святость скрыться не может. Она – свеча, поставленная на подсвечник и город, стоящий на верху горы. В первом случае она освещает пространство вокруг себя. Во втором – видна издалека, с какой бы стороны к ней ни приближаться.


Святость преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Разная языковая среда, разный культурный фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать святость и поклониться ей.


Таков Николай Чудотворец.


Если бы между святыми было место зависти или соревнованию в людском почитании, многие бы смотрели на Николая исподлобья. Еще бы! Таким массовым почитанием на всех континентах не каждый похвалится. Но зависти между святыми, конечно, нет. Среди них царствует молитва и искренняя любовь. А вот у нас, странников и пришельцев, совершающих свой земной путь, есть серьезная тема для размышлений.


Причиной массового и многовекового почитания Николая Чудотворца есть его внутреннее богатство. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в Небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.


Мы почитаем святого Николая, и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаем службы и обращаем к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднимать вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.


“Подражайте мне, как я – Христу”, – сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно этому закону человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой. Важно отметить и то, что Павел не говорит “подражайте Христу”, но – “подражайте мне, как я – Христу”


Это значит, что высота подражания Господу не осиливается всеми сразу, но вначале необходимо учиться у тех, кто близок к Богу.


Теперь опять переведем мысленный взгляд на Николая Чудотворца. В чем мы можем ему подражать и через подражание максимально почтить этого святого? Например, тайным творением добрых дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного тайными недугами человека, желающего похвалы и жаждущего славы. Но это именно то, чем прославился Николай, анонимно помогавший людям, попавшим в беду.


Не секрет, что святые оживляют для нас Евангелие Господа Иисуса Христа, воплощая его в своем поведении. Так Слово Божие говорит нам об “Отце, Который в тайне”, “Который видит тайное и воздает явно” и призывает молитву, милостыню и пост совершать не напоказ, но для Господа. Однако привычно частое прочтение далеко не всегда приводит к исполнению этих слов на деле, и мы продолжаем творить добро, в тайне желая признания и похвалы. Нам нужны примеры. Нужны живые люди, которые слово и мысль превратили в дело, и которые руководствовались заповедями не от случая к случаю, а постоянно.


Таков Николай. Он хорошо знал сердцем то, что сказал один из отцов Египта, а именно то, что самое твердое и правильное добро то, которое творят в тайне. Николай и из мира хотел уйти, чтобы в монашеском одиночестве, ни на что не отвлекаясь, служить Богу постом и молитвой. Но Бог, знающий человека лучше, чем сам человек знает себя, указал Николаю на иной путь. Этот путь заключался в попечении о пастве и жизни среди волнуемого страстями многолюдства. Так подвижник лишился внешнего уединения и был вынужден искать уединения внутреннего. В этом тоже можно ему подражать.


Мы уже сказали кратко о том, что человек редко понимает красоту и ценность тайного доброделания. Свое и без того мелкое добро он склонен до конца губить и лишать себя будущей награды, благодаря саморекламе и тому “трублению перед собою”, которое Христос осуждал в лицемерах. Образ Николая в этом смысле не только льет на нас свой теплый свет, но и учит менять свою жизнь в соответствии с Евангельской новизной.


Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень не многие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.


Источник силы для человека это его один на один предстояние перед Господом. И тот, кто совершил много евангельски великого и полезного, должен лишь одной стороной быть обращенным к миру и людям. Вторая половина его жизни по необходимости должна быть сокрыта в Боге, в общении с Ним.


Открытки, подарки, красные бутафорские носы, мешки за плечами, детский смех, ватные бороды. Праздник Николая это, конечно, еще и детский праздник. Но и в эту веселую возню с ожиданием сюрпризов было бы хорошо внести евангельскую закваску. Дело в том, что дети в этот (да и не только в этот) праздник ориентированы на получение различных благ: внимания, ласки, подарков. А ведь они сами с некоторого возраста могут быть не только потребителями благ, но и творцами всякого добра.


“Ты любишь Николая Чудотворца? А ты знаешь, где секрет его известности и любви к нему? Секрет в том, что он помнил и исполнял слова Писания: “Блаженнее более давать, нежели принимать” Ты почтишь Николая Чудотворца, если будешь ему в этом подражать. Помоги родителям по дому. Помоги отстающему товарищу усвоить предмет, который ты знаешь и понимаешь лучше, чем он. Сегодня и всегда поделись на перемене бутербродом с соседом по парте. Думай о других, а не только о себе. Отдавать ведь не значит только передавать из рук в руки деньги или вещи. Отдавать можно время, силы, знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься все, в том числе и дети”


Подобное почитание святого очень востребовано, и оно, к сожалению, пока не является главным и общепринятым способом выразить Николаю свою любовь.


И еще очень важный момент. Николай ныне – житель Небесного Царствия. Разговор о нем – прекрасный способ повести речь о бессмертии души, о духовном мире, о неистребимости добра, сделанного во Имя Божие. Если с детьми часто трудно или невозможно говорить о мучениках, по причине страшных издевательств, которые они вынесли, то о таком святом, как Николай можно говорить всегда. Только бы не “зацелофанить” и не “законфетить” образ святого. Только бы не свести все к дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о подарках, в которых видно, что аппетит подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не до шоколадок. Детки все чаще просят игровых приставок и новых моделей мобильных телефонов. А родители, эти “датели” и “винители”, эти частые эгоисты и тайные атеисты умильно хохочут над письмами и просьбами своих деток.


Хорошо, если святой многого мелкого и ничтожного в наших праздниках, посвященных ему, не заметит. А если заметит и прогневается? Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую от руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к бесконечному разносу подарков или попечению о плавающих по водам. Он ревнует о Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь на своей щеке не почувствовать..


Стоит вообще подумать о почитании святых. Кроме службы и застолья ведь можно поискать и другие законные и благочестивые способы выразить святым свою любовь. В день памяти любого из евангелистов можно организовать в храме чтение соответствующего евангелия. Да и любого из святых, чьи книги вошли в Библию, можно чтить таким образом. В день памяти Иоанна Милостивого или Филарета Милостивого сам Бог велел подражать святым делами любви. В день памяти Симеона Столпника, конечно, на столп не залезешь. Но выключить мобильник, и телевизор, и компьютер, и посидеть часа три в тишине, можно попробовать.


Творчество нужно и свежий взгляд. Поскольку и сами святые это не законники и формалисты, а в высшей степени интересные и глубокие люди.



Итак, зима, предчувствие Рождества, ощущение тайны в морозном воздухе и очередная память святого Николая. Как будем праздновать?


Православие в Украине

Цей запис має 3 коментар(-ів)

  1. Верный РПЦ

    Насчет подражания святым хотя бы в дни их памяти, это мысль свежая и интересная.
    Кстати, жалко, что пропустил возможность в День памяти св. Николая врезать по физиономии одному еретику. Ну ничего, реализую в следующий раз:).

  2. Ольга

    Спасибо, Вам, за статью. Очень познавательно.

  3. svyasch. Mariush

    O. Andrey! Spasbo Tebye za tekst, na Zapade prazdnik sv. Nikolajya chasto – uvy – prevraschayetsa v svoyeho roda izdevatelstvo:(. No ya ne pro eto. Yesli pravilno vesti detey – soglasno pravoslavnoy Traditii – to oni uzhe neskolko dney do Prazdnika ischut vozmozhnost blagougodit’ blizhnemu, podrazhaya pamyati sv. Nikolaya. A eto znachit – my v sostoyanie protivodeistvovast’ yadu sovremennosti. Nizkiy poklon vsem, s Praznikom, o. M.

Залишити відповідь