Помни о смерти

Один раввин, толкователь Талмуда, сказал так (цитирую по памяти, передаю смысл): “Мы спим 15 минут, во сне проживаем 70 лет и, просыпаясь, понимаем, что это был только сон. Прожив 70 лет, мы умираем , переходим в вечность – и понимаем, что прожили на земле всего 15 минут…”


Не люблю церковноприходского выражения “загробная жизнь”.   “До того” –  “после того”, словно календарь разрезали ножницами…  Жизнь ОДНА  и ЕДИНА; смерть – просто событие  , потрясающее, страшное, важное, не имеющее аналогов, – но событие в ряду событий жизни…


Еще одно странное выражение – “спасение души”. Душа без тела – разве человек? Не откусить яблока, не выпить вина, не поцеловать женщину, постигать Божию творящую МЫСЛЬ веса, фактуры, тепла и прохлады – только и одной лишь мыслью  ИНОЙ, усилием  интеллекта, измерять  живой, дышащий земной шар циркулем по  глобусу, не мочь  реализовать мысль или желание, – разве это жизнь? Бог пришел в мир и родился человеком, в теле и с душой, неделимо. И после смерти – соединил снова ( как именно   это происходило? Никто из нас грешников  точно ведь  не знает, особенно богословы,  ветии  многовещанныя, “написавшие тома для библиотеки”….) тело и душу в Себе.  Смертию  –  смерть, временное неестественное разделение целого, поправ. Его не узнавали ученики, когда Он приходил к ним в период от Пасхи до Вознесения, –  и не диво: Его тело было НАСТОЯЩИМ, Он Сам был и есть – НАСТОЯЩИЙ. А они, а мы – ненастоящие пока еще; есть солдатик нарисованный, есть – оловянный, и все они солдаты; но  есть   живой солдат , живой человек в форме и с настоящим оружием в руках, единственный, могущий воевать – и победить или умереть в муках… Христос воскресший подлинен, мы – пока еще нет (помните последние фразы “Расторжения брака” Льюиса?…). Как хорошо, что есть-таки ясное напоминание о ясной сути вопроса   – наш Символ Веры: “Чаю  воскресения мертвых и жизни будущаго века”.  Повторите про себя, скажите “амейн”.


Смерть…помимо всего прочего, умирать – постыдно. Разве нет? Мы с вами виноваты в том, что умираем (насколько виноваты, в какой мере, – отдельный разговор, но все же…). Через грех в мир вошла и смерть,  и собственная совесть не даст нам отбояриться , что во всем-де виноваты Адам и Ева, наши далекие прародители, а не мы…  Наша ежедневная, ежеминутная нелюбовь; осуждение друг друга и мира;  сон вместо бодрствования , тягучий сон духа и тела;  западание в гордынное одиночество, обиду, саможаление,тоску;  неверие и маловерие, уныние, разочарование и цинизм, рабство разнообразным похотям, –  множество всего, питающего и культивирующего смерть, нашу частную и вообще в мире, – разве мы не виноваты, что умираем, разве мы, призванные повелевать всем в мире, сами добровольно не  сделались рабами, шестерками у блатных,   дезертирами на войне, могильщиками своих талантов, предателями своих ближних и  любимого Учителя?… 


Умирать -постыдно, и слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе за то, что Ты Сам избавляешь нас от этого стыда,  смываешь с нас эту грязь и оправдываешь нас в этом позоре смерти, даешь нам этот великий шанс (сначала прошел, пробуя ногой, тонкую жердинку над  потоком вулканической огненной лавы  – Сам, а потом научил идти и нас) – тем, что смерть из позора сделал родами, приобретением, приключением, прыжком через зияющую пропасть, опасной и  неотвратимой  – но частью живой жизни… Слава Тебе, Боже, – смерть мы можем теперь  назвать сестрой и подмогой, мы можем благодарить за нее, можем ждать ее, увенчать ее именем  мирного  и непостыдного успения , краткого  и светлого  сна-передышки, за которым неизбежно грянет   утро.


* * * * *


помянник “о живых” пройдя до середины
я слышу хруст страниц
въяве вижу
вас схрустываемых одного за другим
это цепная Божья смерть
выкусывая блох то и дело
выкусывает  плоть


погромыхивает чугунная цепь


мы ещё увидим её
в конуре возле райской проходной
шерсть свалялась дыханье вязко хрипло
бока ввалились
фосфорная седина вокруг преданных тусклых гноящихся глаз
вот  о смерть !  весь твой век


не бойся брате
перешагни и входи: она
уже не укусит


мы снимем головные уборы
постоим молча проникнемся
светлой минутой
глядя
как Господь осторожно берет её  на руки
– пытается лизнуть и не может –
и медленно несёт к ветеринару


“спи дружок
отслуживший честно”


магния сульфат отплывает  в путь по венам
слабеет падает давленье крови
райские минуты блистательно шествуют


и смерть делает  рывок прыгает
в бездну жизни
вытянувшись и закостенев в прыжке


(Из книги “Народные песни”)


Цей запис має 3 коментар(-ів)

  1. “…наш Символ Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.» Повторите про себя, скажите «амейн».”

    Аминь! 🙂

  2. Лорка

    Вот это да! Здорово! Побольше такого пишите, пожалуйста!

  3. игумен Арсений, Португалия

    Отца Сергия Круглова всегда интересно читать.

Залишити відповідь до Лорка Скасувати відповідь