Мужчины и Церковь

Во время, когда церковь любого вероисповедания сталкивается с “синдромом исчезающего мужчины”, количество оных в Восточной Православной Церкви если не в численном выражении, то хотя  бы пропорциональностью количеству женщин, интригует. Возможно, это – единственная церковь, которая привлекает и удерживает в себе мужчин не меньше, чем женщин. Как пишет Леон Полдз в своей книге 1999 года “Беспомощность церкви: Феминизация христианства”: “Русская Православная Церковь – единственная христианская церковь, в которой пишется духовная музыка для баса, и которая испытывает в ней потребность”.


Но я не стала гадать, почему это так, а написала по электронной почте письма 100 православным мужчинам, большая часть которых воцерковилась в сознательном возрасте. Чем церковь способна заинтересовать мужчин? Ответы, приведённые ниже, могут дать пищу для размышлений лидерам других конфессий, стремящимся удержать мужчин у себя в церкви


Испытания


Испытания – вот то слово, которое эти мужчины употребляли чаще всего. Православие – “активное, а не пассивное”. “Это – единственная церковь, к которой ты должен адаптироваться, а не она – к тебе”. “Чем дольше ты здесь, тем больше ты понимаешь, что тебе требуется делать”.


Одна из вещей, которая очень привлекает мужчин – физическая составляющая поста, телесный пост. Регулярное воздержание от мясной и молочной пищи, “необходимость выстаивать на ногах длинные службы, выполнение поклонов, говение перед причастием… Когда служба подходит к концу, ты чувствуешь, что одержал победу”. “Православие взывает к мужской мечте о самосовершенствовании через дисциплину”.


В православии красной нитью проходит тема духовной борьбы: святые, включая женщин – воины. Война требует храбрости, силы и героизма. Мы призваны “вести борьбу с грехом, быть “воинами”, как говорил св. апостол Павел в послании к Ефесянам. И победитель будет вознаграждён! Даже тот факт, что вы должны “бороться”, когда выстаиваете эту длинную службу, сам по себе является вызовом, который мужчины с удовольствием принимают”.


Один из новообращённых описал это так: “Православие – это серьёзно. Это – трудно. Это требовательно. Оно учит милосердию, но оно так же учит и преодолению себя. Мне даётся очень серьёзное испытание, которое заключается не в том, чтобы “быть довольным собой”, а в том, чтобы стать святым. Оно – сурово, и в этой суровости я нахожу освобождение. И моя жена, между прочим, тоже”.


Скажи мне, чего ты хочешь


Некоторые опрошенные сказали, что им нравится, что эти “испытания” чётко сформулированы, и они знают, что им нужно делать. “Большинство мужчин чувствует себя гораздо более комфортно, когда они точно знают, что от них ожидают”. “Православие определяет разумные границы”. “Мужчинам легче жить церковной жизнью, если они точно знают, в чём это должно выражаться. Особенно если указания по построению церковной жизни настолько просты и понятны, что ты может просто взять и начать что-то делать – прямо сейчас”.


“Утренние и вечерние молитвы, молитвы перед и после вкушения пищи и т.д. – все они помогают мужчинам участвовать в духовной жизни без страха потерпеть неудачи или попасть впросак из-за того, что не знаешь, что нужно сказать”. Им нравится разучивать простые физические действия, которые должны формировать характер и понимание. “Люди начинают учиться сразу же через ритуалы и символы, например – крестное знамение, которое помогает почувствовать духовную связь со Святой Троицей, церковью и другими людьми”.


Цели


Мужчинам так же нравится, что у всех испытаний есть цель – единение с Богом. Один из опрошенных рассказал, что в предыдущей церкви “не чувствовал, что я куда-то двигаюсь в моей духовной жизни (или что там вообще было куда двигаться – ведь я уже был там, правильно?), но что-то, понятия не имею что, отсутствовало. Господи, ну ЧТО-ТО же я должен делать?”


Православие хранит и передаёт древнее христианское знание  о том, как двигаться к этому единению, которое называется обожение. Каждое таинство или духовное упражнение призвано привести дух, тело и душу ещё ближе к постоянному осознанию присутствия Христа в них, а так же в каждом другом человеке. Так же как ткань насыщается краской при окрашивании, точно так же мы насыщаемся Богом в процессе обожения. Очень хорошо об этом сказал святитель Ириней, живший во втором веке: “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”.


(Кстати, довольно легко найти верующих, которые этого не знают, и которых никто этому не учил. Основным инструментом обучения православной вере всегда была теологически богатая гимнография, и люди могут ходить в церковь, где службы проходят на красивом, но устаревшем языке, который они не понимают.)


Испытания и духовная дисциплина повышают самосознание и смирение, и укрепляют человека в борьбе с грехами, которые препятствуют единению с Богом. Один из неофитов написал, что ему очень помогают иконы в борьбе с нежелательными помыслами. “Если просто закрыть глаза, борясь с каким-либо визуальным искушением, в памяти всё равно остаются изображения, которые создают проблемы. Но если окружить себя иконами, у тебя появляется выбор: обращать свой взор к искушениям или к чему-то святому”.


Один священник пишет: “Мужчинам нужен вызов, цель, возможно, приключение – или, попросту говоря, охота. Западное христианство растеряло аскетический, то есть атлетический аспект христианской жизни. Это было целью монашества, которое зародилось на востоке во многом как мужская инициатива. Женщины так же пришли в монашество, и наши древние гимны по-прежнему рассказывают о мученицах, которые проявляли “мужскую отвагу””.


“Православие подчёркивает важность ДЕЙСТВИЯ. Благодать не является костной идеей, выраженной в старом акрониме. (По-английский слово благодать – GRACE – это первые буквы фразы God’s Riches at Christ’s Expense) Благодать является следствием присутствия Бога в мире и в нас. Мы должны делиться ей и участвовать в ней. Важность действия апеллирует к желанию мужчин быть значимыми. Мужчинам нужно ДЕЙСТВИЕ”.


Новое измерение


Один из мужчин выразил свою “радость открытия нового измерения, которое я раньше ощущал [в предыдущей церкви], но до сих пор не мог идентифицировать –  духовное измерение. Древнегреческое библейское слово “ноос”, прилагательное “ноэтик” в англоязычной библии переводится как разум, но не в значении рационального интеллекта. Ноос – этот тот аспект “разума”, который отвечает за восприятие и понимание. Он предназначен, чтобы слышать голос и ощущать присутствие Бога”.


“Духовная реальность”, реальность присутствия Бога и целой духовной сферы, “оказалась совершенно искажена в том христианстве, которое я знал раньше. Она была либо скована жёсткими рамками наставлений, или запутана эмоциями и сентиментальностями, или размыто религиозными идеями, используемыми бессодержательным и банальным образом. Все эти три пути – жёсткие рамки оков, чрезмерная сентиментальность  и бессодержательные пустые разговоры – претят мужской природе”.


Открытие древнехристианской концепции нооса означает, что мужчина теперь может “столкнуться (на самом деле столкнуться, а не просто подхватить эмоциональную инфекцию) с невидимой реальностью, которая является действительной сущностью христианского лексикона. Это уже не пустые разговоры!” Это – непредсказуемая, изменяющая жизнь и немедленная встреча с Богом является нелёгкой, новым приключением и непревзойдённым “вызовом”. Преодоление испытаний приближает мужчину к другой желанной цели – свободе. “Даже если мы ещё не достигли полной свободы от страстей, мы знаем, что свобода будет раем. Способность контролировать плотские страсти, понимать духовные озарения, быть свободным от ощущения неумолимости смерти – вот та свобода, к которой мы стремимся”.


Итак, у всех испытаний есть конечная цель. “Участие в святых таинствах, соблюдение постов, ежедневные молитвы и исповедь духовнику означает движение по намеченному пути в сторону реальности и улучшения”.


Иисус Христос


Но не только своими испытаниями, трудностями и таинственностью привлекает православие. Господь Иисус Христос – вот Кто приводит их в церковь. Он является центром всего, что делает и говорит церковь.


В отличие от некоторых других церквей, “В Православии есть сильный Иисус” (и даже сильная Пресвятая Богородица, которая в одном из песнопений называют “Взбранной воеводе победительная”). Некоторые мужчины употребляли термин “боевой” или называли православие “спецназом Христианства”. (Разумеется, война ведётся против греха и невидимых духовных сил, а не против других людей).


Один из мужчин противопоставляет эту “силу” “женоподобному образу Иисуса, на котором я воспитывался… У меня никогда не было друзей мужского пола, которые не попытались бы избежать встречи с кем-либо, кто выглядел бы подобным образом”. Хотя меня привели к Христу в детском возрасте, “мне это очень не нравилось, это было чем-то, что здоровый американский мальчик должен воспринимать не серьёзнее игры в куклы”.


Один священник пишет: “В нашей религии Господь – воинственный, решительный Иисус, который побеждает ад.  Иисус принёс на землю не мир, но меч. (Мужчинам близки понятия воинственности и меча), в таинстве крещения мы молимся о том, чтобы вновь призванные воины Христовы, мужчины и женщины, всегда оставались непобедимыми воинами”.


Один мужчина, уже несколько лет посещавший православную церковь, назвал Рождественские хоралы в протестантской церкви “шокирующими, даже отталкивающими”. Если сравнить их с православными тропарями и кондаками Рождества, сразу становится понятно, что “Божий сын пеленами повит, в Вифлеемском вертепе лежит” не имеет почти ничего общего с Рождеством, воссиявшим мирови светом разума, с солнцем правды, восходящему с высоты Востока, с Пресущественным и Превечным Богом.


Преемственность


Многие мужчины-интеллектуалы начали с изучения истории церкви и святоотеческого наследия, и нашли их весьма убедительными. В конечном итоге, они столкнулись с вопросом о том, какая из двух наиболее древних церквей – Римско-Католическая или Православная – наиболее убедительно говорит о себе как об истинной апостольской церкви. Давно воцерковлённый православный мужчина говорит, что мужчинам нравится “стабильность: мужчины видят, что могут доверять православной церкви благодаря неизменной и преемственной традиции веры, которая хранится веками”. Один новообращённый говорит “православная церковь даёт то, что не могут дать другие: преемственную связь с первыми христианами”. Эта преемственность, а не археология; церковь по прежнему существует в своём первозданном виде, и ты можешь стать её членом.


“Меня привлекло обещание Христа, что и врата ада не одолеют Церковь, и  что святой дух приведёт к правде – и то, что я увидел в православии единство веры, обрядов и догматики с преемственностью поколений”. Синонимом преемственности является “традиция”. Один недавно воцерковившийся мужчина пишет, что он пытался изучить всё необходимое для правильного понимания писания, включая древние языки. “Я собирался докопаться до сути и проверить всё, чему меня учили. Однако, чем глубже я копал, тем слабее всё казалось. И я понял, что я научился лишь манипулировать Библией, чтобы объяснить почти всё, что я захочу. Единственной альтернативой цинизму была традиция. Если Библия писалась для того, чтобы что-то сказать, она писалась это для того, чтобы сказать это внутри общины, обладающей традицией для правильного понимания написанного. В православии я нашёл то, что искал”.


Преемственность – вот что стоит за этими начальными “испытаниями”, делает их легитимными, и делает православную жизнь органическим единством. Духовные подвиги, выбранные произвольно, по вкусу, не имеют такого непререкаемого авторитета, но если целью является единство с Христом, они сохраняют свою ценность. И, если эти подвиги воспринимаются лишь как приманка для того, чтобы завлечь людей в церковь, они пусты и тщетны (не говоря о том, что они высокомерны). Один священник иронизирует над искусственностью “молитвенных собраний, где люди бьют в барабаны, кричат и рыдают без какой-либо видимой причины”.


Почитаем странность


Мужчины, которые в интеллектуальных поисках приходят в православную церковь, вначале могут быть изумлены. “Православие слишком пугает протестанта, который впервые с ним встречается”. “Различия потрясают!” “Земные поклоны, запах ладана, пение, иконы – к некоторым из этих вещей нужно было привыкнуть, но они заполнили пустоту  в тех местах, в которых я её испытывал раньше”. “Не все сразу могут разобраться в том, что происходит во время богослужения, потому что оно не является чисто интеллектуальным упражнением, и в нём используется поэтический язык богослужения”.


Терпение вознаграждается: “Вначале православие поражает, но чем дольше я находился в церкви, тем сильнее я чувствовал себя дома”. “Сначала мы были обескуражены длительностью литургии и интенсивными поклонами. Но, в то же время, с нами происходило и кое-что другое.  В православном богослужении и духовности ощущается большая мужественность”. Вообще-то, мне поначалу не понравилось православное богослужение, потому что я привык к подходу, направленному на воодушевление и подъём. Короче говоря, направленному на меня самого. А вот необходимость неустанных размышлений только о Боге казалась “слишком трудной”. Однако, через несколько месяцев, я обнаружил в себе сильную потребность именно таких размышлений, хотя раньше я в себе такого не замечал. Одна женщина, пришедшая на вечернюю службу, (которая лишь иногда служилась на английском языке), призналась мне, что не поняла большую часть происходящего, но “я поняла одно: как же мало мне уделяется здесь внимания”.


Один пожилой православный священник, пишет: “В православии полно тестостерона! Мы поём, мы восклицаем “Христос Воскресе!”, мы даже взрослых крестим полным погружением, и помазываем их миром. Каждый раз одновременно происходят два или три события. В отличие от того, что я видел в Западной церкви, где куче народу требуется несколько минут, чтобы заправить кадило. Мы ходим, мы движемся, и в движении, радостно, кадим”.


Не сентиментальный


В книге “Немощная церковь”, цитированной выше (и рекомендованной некоторыми из этих мужчин), Леон Подлз излагает теорию о том, как западное христианство стало феминизированным. В 12-13 веках почитание Бога стало особенно нежным, даже с эротическим оттенком, оно предлагало верующему представить себя (а не церковь в целом) Невестой Христовой. Свадебный мистицизм был с энтузиазмом воспринят благочестивыми женщинами, и это наложило сильный отпечаток на Западное Христианство. Вполне понятно, что такой подход был менее привлекателен для мужчин. И, возможно, что крепость и объективность схоластического движения, которое появилось примерно в то же время, явились понятной реакцией, противопоставляя себя этой эмоциональности. “Разум” и “сердце” оказались разделены. Мужчины удалились на рюмку бренди и сигару в Кабинет Систематической Теологии, предоставив молитву и посещение храма женщинам. В течение многих веков на Западе мужчины-священнослужители воспринимались как женоподобные. Восточная церковь избежала этого “невестного” мистицизма, потому что великий раскол между востоком и западом уже произошёл. Христиане на ближнем востоке Азии, Африке и Восточной Европе продолжали исповедовать более раннюю, недуалистичную, форму христианства с акцентом на постоянное осознание присутствие Христа внутри через духовное делание и смирение.


Мужчины, которые мне писали, выражали неодобрение в адрес Западного восприятия Иисуса. “Американское христианство за последние 200 лет феминизировалось. Оно преподносит Иисуса в качестве друга, возлюбленного, кого-то, кто идёт рядом и разговаривает со мной”. Такой образ хорош для женщин, которым нужна социальная жизнь. Либо это христианство изображает Иисуса унижаемого, побеждённого, распятого на кресте. Ни тот, ни другой образ Христа не является привлекательным для типичного мужчины.


Во время богослужения “мужчины не хотят молиться по-западному, со сложенными руками, поджатыми губами и искусственно безмятежным выражением лица”. “Мужчины протягивают руку помощи, преодолевают вместе трудности и поют песни у костра”. “Слова о желании “обнять Его,”, “о желании прикоснуться к Его лику”, в то время как “нас переполняет сила Его любви” – это не те песни, которые мужчина хотел бы петь в компании других мужчин”.


“Один мой друг говорил мне, что когда он заходит в церковь, то первым делом смотрит на занавески. Глядя на них, он точно представляет, кто принимает решение в этой церкви, и каких христиан хотят сюда привлечь”.


“Мужчинам нужно либо бороться во имя славного и достойного дела и перемазаться в грязи в процессе этой борьбы, либо валяться на диване перед телевизором, с пивом и пиццей. Однако, большинство церквей хотят, чтобы мы вели себя как благовоспитанные джентльмены, с чистыми руками и помыслами”.


Один мужчина рассказал, что богослужение в его Пятидесятнической церкви во многом было “эмоциональным опытом. Чувства. Слёзы. Многократное посвящение жизни Христу в групповом экстазе. Пение эмоциональных песен, взявшись за руки. Даже чтение Писания было призвано вызывать эмоциональные переживания. А я – человек действия. Я хочу делать, а не разговаривать или чувствовать!” Ему помогла книга Ричарда Фостера “Торжество Дисциплины”, которая содержала идею о том, что есть такие вещи, как “духовная дисциплина, а не только пассивное чтение библии”. Откровением оказалось и книга Дитриха Бонхоффера “Дешёвая милость”. “Я – бизнесмен, и знаю, что ничто в бизнесе не достигается без труда, энергии и вложений. Почему духовная жизнь должна идти по-другому?”


Другой мужчина, который раньше был католиком, говорит: “Богослужения были удобные, лёгкие, современные. А мы с женой искали что-то традиционное, нелёгкое и контркультурное. Что-то древнее и воинственное”. Один новообращённый говорит, что в его предыдущей цервки “Богослужения были поверхностные, бессистемные, слепленные из последних веяний. Иногда мы стояли, иногда мы сидели, без важной на то причины. Я начал думать, что более значительный акцент на традициях был бы полезнее”.


Я рассердился, когда в последнюю пепельную среду (начало великого поста у католиков) священник в своей проповеди сказал, что настоящее назначение великого поста – научиться любить себя сильнее. Тогда-то я понял, как мне надоело буржуазное, благопристойное американское христианство.


Новообращённый священник говорит, что мужчин привлекает в православии элемент опасности, который включает в себя “самоотречение воина, способного даже возлюбить своих врагов; и неизведанные дали, в которые нас может завести смирение. Уберите эти опасности, и у нас получится фруктовый кефир: сладенький напиток в разными вкусами, суррогат некогда полезного товара”. “Мужчины становятся очень циничными, когда чувствуют, что кто-то пытается манипулировать их эмоциями, особенно когда это делается во имя религии. В православии им нравится честность. Оно направлено не на возбуждение религиозных чувств, а на следование определённому долгу. В хорошем ты настроении или нет, чувствуешь ли ты боязнь Бога или любовь к нему, всё это – вещи второстепенные”.


Есть в православии и ещё кое-что, что содержит в себе “глубокую мужскую романтику, понимаете, о чём я? Романтика в наше время в основном – розовые слюни, а здесь мы имеем дело с романтикой мечей и рыцарства”. И этот православный новообращённый чувствует себя в рядах Короля Артура (который жил (если жил) до раскола между востоком и западом), идущим в бой с иконой Богородицы.


Как сказал один дьякон, “Евангелистские церкви призывают мужчин быть пассивными и милыми. (читай – мистерами Рождерсами). Православная церковь призывает мужчин быть храбрыми и действовать (читай – Храброе сердце). Мужчинам нравятся приключения, и наша вера – это великая история, в которой мужчины играют такую роль, которая придаёт значение их обычной жизни”.


Мужской баланс


Один священник пишет: “У мужчин есть только две модели поведения: быть мужественным и сильным, грубым, цельным, мачо, либо быть чувствительным, добрым, сдержанным и неудачливым. Но в православии мужское неразрывно связано с женским, оно – реальное и приземлённое, “ни мужчина, ни женщина”, но Христос, который “объединяет небесное и земное”.”


Другому священнику нравится то, что если сначала один из супругов сильнее настаивает на том, чтобы семья обратилась в православие, то “со временем они одинаково погружаются в духовную жизнь одинаково, и в их духовной жизни никто больше не доминирует”.


Мужчины – лидеры.


Хорошо это или плохо, но мужчины предпочитают следовать за мужчинами. В православии светские женщины делают то же, что светские мужчины, за исключением проповеди, обучения и председательствования в церковном совете. Но за иконостасом, у алтаря – только мужчины. Один из опрошенных охарактеризовал то, что нравится мужчинам в православии: Бороды.


“Это – последнее место в мире, где мужчинам не говорят, что они плохие только потому, что они – мужчины”. Они постоянно окружены положительными примерами в лице святых, иконами, ежедневными молитвами и рассказами о житиях святых. Это – ещё одна вещь, которая привлекает мужчин. Другие реальные люди, служащие примером, а не неясные, размытые образы. “Слава Господа – это живой человек”, сказал Св. Ириней. Один писатель добавляет, что “наилучший способ привлечь мужчину в православие – показать ему православного мужчину”.


Но, ни одна из второстепенных вещей, как бы ни хороша она была, не может занять первое место. “Опасная жизнь не является целью. Целью является Христос. Свободный дух не является целью. Целью является Христос. Он – столп истории, вокруг которого в конечном итоге соберутся все мужчины и женщины, которому приклонится всякое колено и которому исповедуется всякий язык”.


Перевод с английского Лики Сиделевой специально для портала “Православие и мир

Цей запис має 15 коментар(-ів)

  1. Андрей SG

    Оксане

    Еще хотелось бы добавить по поводу того, что вы сказали о нелюбви нашего народа к Евангелию и Евхаристии. Мне кажется что у нас люди не верят в то, что чтение Писания может принести радость, что это интересно, не говоря уже о пользе. Это же касается и святоотеческой литературы. Не верят что от этого чтения иногда дух захватывает, от мудрости, от глубины мысли…
    Взять к примеру баптистов или пятедисятников, которых так все православные считают своим долгом поругать, а ведь они Писание знают лучше чем многие наши прихожане, я сам многих таких знаю. Другое дело что они его трактуют не всегда адекватно, но они же искренне любят читать, изучать, и все они наши , славяне. Может быть дело не в нашей национальной особенности, а в отсутствии здоровой культивации Священного Писания. Не лежит оно у нас во главе угла, зато вместо него всякая псевдоправославная, а иногда и оккультистская чепуха.

  2. Андрей SG

    Оксане.

    Да, к сожалению, есть такое в нашей Церкви, но человеческое общество так устроено, что все плохое всегда навиду. У нас много нормальных людей, и верующих и неверующих, и духовников и прихожан, и женщин и мужчин. Люди которые живут правильной духовной жизнью, они пребывают в некой социальной тишине, если можно так сказать. Спокойо живут, моляться, учавсвуют в Таинствах, создают семьи и не думают можно ли читать Кураева, а берут и читают. У нас в Одессе он тоже некоторыми не благословляется (читай – запрещается). Причем те которые не благословляют, почему то не задумываются, что Кураев благословляется Патриархом на обороте каждой книги, что он является преподавателем в Московской Духовной Академии, а ректором А.И.Осипов, который тоже иногда не благословляется.
    Парадокс товарищ прапорщик – кирпичи квадратные, а круги на воде круглые.

  3. Оксана - Андрею SG

    Еще пару слов к вопросу о собственно "мужчинах в Церкви". Мои многие православные знакомые мужчины (большинство вместе с членами семьи) являются "духовными чадами" известного популярного в Киеве духовника. Но простите, мне тяжело назвать этих зомби мужчинами. Возможно, это жестко, но как мне называть людей, которым за 30-40 лет, с высшим образованием, отцов своих детей, у которых 50% словарного запаса занимают слова "батюшка, разрешил, неразрешил, благословил, неблагословил", и при этом всё это не касается ничуть духовной стороны жизни, а находится сугубо в житейской плоскости (просмотр фильмов, мнение о чем либо: о том же фильме, можно ли слушать Кураева, пр, ремонт в квартире, требовать ли повышения з/п, как подороже сдать квартиру, где надо купить для сына коньки и т.д.). Когда склоняешь этих людей о чем-то поразмыслить, они смертельно пугаются, так как мыслительная фунция за десяток и более лет атрофировалась за ненадобностью.

  4. Оксана - Андрею SG

    В том то и дело, меня долго приводила в ступор такая метаморфоза, когда, по вражению свт. Игнатия (Брянчанинова), "небесная религия", дающая возможность развитию личности в Боге, делает полный вынос мозгов большинству своих последователей, в том числе, и мужчинам. И комментарии Вашего оппонента, кстати, яркое тому подтверждение:))

    Потом я поняла, что есть народы, для которых в силу своей специфики, Христос и его учение закрыт чем-то вроде ветхозаветной завесы. Ну не любит русский народ в своем большинстве Евангелие и Евхаристию… Чего-только не придумывает, чтобы уклоняться… Религию принимает, но без Христа. Русское православие уж очень похоже на иудейство: фанатичная, вплоть до смерти, приверженность бессмысленному обряду, самовлюбленность и превозношение от ощущения своей якобы "богоизбранности", жестоковыйность, даже по пустыне сейчас ходят и желают обратно в египетское рабство (руссмир, СССР), подавай им царя, Сталина и т.д.

  5. Оксана - Андрею SG

    В том то и дело, меня долго приводила в ступор такая метаморфоза, когда, по вражению свт. Игнатия (Брянчанинова), "небесная религия", дающая возможность развитию личности в Боге, делает полный вынос мозгов большинству своих последователей, в том числе, и мужчинам. И комментарии Вашего оппонента, кстати, яркое тому подтверждение:))

    Потом я поняла, что есть народы, для которых в силу своей специфики, Христос и его учение закрыт чем-то вроде ветхозаветной завесы. Ну не любит русский народ в своем большинстве Евангелие и Евхаристию… Чего-только не придумывает, чтобы уклоняться… Религию принимает, но без Христа. Русское православие уж очень похоже на иудейство: фанатичная, вплоть до смерти, приверженность бессмысленному обряду, самовлюбленность и превозношение от ощущения своей якобы "богоизбранности", жестоковыйность, даже по пустыне сейчас ходят и желают обратно в египетское рабство (руссмир, СССР), подавай им царя, Сталина и т.д.

  6. Верный РПЦ

    Люди с ограниченным умом все время пытаютося обвинить русское православие и его верных в чем угодно.

    Однако, как правило, они сами не знакомы даже с православной терминологией, не то, что с высоким богословием, и, однако, чем меньше у них познаний и ума, тем более гордо они выдвигают против нас свои "лютеровские тезисы". Лютер-то хоть что-то читал, в отличие от них.

    В замечании Владимира есть нечто верное, но он неправильно понял посыл статьи. В ней женщина пишет о деградировавших сектах Запада, в которых идеалом мужчины стал своего рода плюшевый мишка, что не нравится местным мужчинам.
    Надо было добавить, что идеалом женщины там стала мужеподобная мегера.

    В этом смысле автор права – Церковь дает возможность мужчине оставаться мужчиной, а женщине – женщиной, при этом оба они живут со Христом, сохрання свою индивидуальность.

    Андрей SG могу только посоветовать быть не форумным писателем, а читателем Писания и святых отцев, а также и книг по догматическому богословию. Начать же следует с тех самых "брошюр" – твердую пищу Андрею еще не воспринять.

    Тогда не будет у него появляться мыслей осуждать Церковь и святых в грехах, а появится мысль подумать о грехах собственных…

  7. Vladimir M

    Какое-то примитивное представление не о Церкви, а о мужчинах. Либо мачизм, либо пиво с пиццей. Дешевый фрейдизм. В Церковь идут за Христом. Кому охота в первую очередь адреналина – тому лучше в йогу или в Формулу-1 – там адреналина выше крыши и никакой женственности. У меня, например нет никакого желания помахать мечом лет уже как 30, а в Церкви стараюсь быть потому что там Путь и Истина и Жизнь и мне глубоко сиренево на то мужественно или женственно я при этом выгляжу. Если инославный выбирает Православие как близость ко Христу – это действительно радует, а если как способ утвердить свой мачизм выстаиванием непонятных служб, то лучше уж мечом помахать на к-нибудь исторической реконструкции – на Западе их немало

  8. Андрей SG

    Верному РПЦ

    Тут даже говорить нечего – все ваши посты сами за себя говорят.

  9. Верный РПЦ

    Андрей SG на другой ветке форума убедительно доказал, что сам не имеет малейшего понятия о православном вероучении, и потому впадает в еретические высказывания.

    http://kiev-orthodox.org/site/responses/2361

    Думаю, что ему, для начала, не помешали бы и пресловутые "брошюрки" – до толстых книг по богословию ему еще расти и расти.

    А мужчин в нашей Церкви полно, чтобы убедится в этом достаточно зайти в любой храм. В этом статья верная. При этом женщин все-таки больше, но так было всегда и во все времена. Наверное, у наших дорогих сестер больше религиозных способностей, чем у нас.

  10. Андрей SG

    Для Оксаны.

    Ксюша, вы пишите что РПЦ – церковь для женщин с ограниченным умом. Это пожалуй одно с чем я несогласен. Женщины до своего обращения вполне адекватны, но после их как-будто подменяют. Они да и мужчины также, начинают бояться мыслить. Начитавшись околоцерковных брошурок, поиск смысла жизни прекращается, бояться что их обвинят в свободомыслии и высокоумии. Евангелие мало кто читает и тем более анализирует, вместо этого какие-то глупые и пугливые суеверия, басни и т.д. Никто почти не знаком со св. Отцами, с подлинным Преданием, поэтому вместо того чтоб освобождаться, попадают в еще более тяжкое рабство мифам и церковным сплетням. А что там умного… Вот такая картина.

  11. Оксана

    Статья абсолютно правильная… но в отношении греческого-восточного-европеского-американского православия, но никак не русского.

    РПЦ – это в большинстве церковь ограниченных умом женщин,

    как писал Сергей Шмеман: "…бабы несколько раздражают. Это невероятно примитивный и варварский род людей, чем-то напоминающий зулусских женщин, но при этом, к сожалению, тесно связанный здесь с нашей многострадальной Церковью. Они повсюду, ворчат, пререкаются друг с другом, толкаются, пихаются и визжат нечеловеческими голосами."

    А его отец, протопресвитер А. Шмеман, резюмировал: "Однако именно в этих „бабах“ многие, если не все, видят „залог религиозного возрождения“ в России и России, опору и критерий Православия. И в том, пожалуй, и трагедия, что они – действительно опора и действительно критерий…"

    Скажу по Киеву, по пальцам можно персчитать приходы, где настоятели видят опорой православия не этих баб, соответственно, публика здесь другая, в основном мужская. БатюшкАм проще самим оставаться безграмотными и продавать ритуальные услуги покупателям обрядов.

  12. АРХМ АВВАКУМ

    ЗДЕСЬ МЫСЛЬ ПАРИТ КАК ТАНЕЦ, ЛЕГКО И КРАСИВО!
    Метьюз Грин Фредерика симпатично пишет о нашей церкви и чувствуется, что у нее нет злонамеренности. Это прекрасно. Очень красиво рассуждает о мужчинах в Православной церкви. Но, она иностранка и этим все сказано! Она видит и слышит мужчин с их басами в семинариях и сильных городских храмах. Это иллюзия не отражающая жизни церкви и ее состояния, по большинству, на широких, бескрайних приходских просторах. А если бы она проехалась в глубоку, в провинцию, в села, то за богослужением она бы узрела воочию всеторжествующее бабье царство, и ноты на клиросе имеющие басовую партию, а петь по ним никто не поет. Так как мужчин и стоящих в храме нет, может там какой то забитый одинокий дед стоит… И таких приходов, повторюсь, большинство… архм Аввакум из Кременчуга

  13. Костя

    Приторка(уж простите, не знаю брат или сестра:)), не все так печально и не везде так печально, как описываете Вы. Все же я могу назвать несколько приходов(не означает, что это и все), где нет жесткого авторитаризма священника.
    Относительно статьи – хорошая..Печально то, что себя в ней смутно узнаешь..
    По Игорю. Интересный Вы человек, гадить любите.:) Уж если не в автора плюнуть, то хотя б на "загнивающий Запад". Вы б лучше у нас осмотрелись на общую картину, авось, и критиканский пыл бы поумерился.

  14. Приторка

    Цыплят по осени считают…
    Хорошо было бы, если бы так было, как здесь написано. Но написано про неофитов. Через годик другой православному мужчине-неофиту скучно становится регулярно ходить на службы (особенно на всенощные) и они перестают это делать. Те, кто продолжает, как правило, работают в церкви и ходят по долгу службы. А в долгожителях среди просто молящихся — все-таки в основном женщины. Почему это происходит, обсуждалось неоднократно. Во-первых, сам строй богослужения требует от человека терпения и пассивного участия (непонятно, что читают или поют, ничего, значит, кайся, молись о своем, читай Иисусову молитву). А это больше женские качества. Во-вторых, характер отношений в приходе, где все решает настоятель, остальные "смиряются". Женщина легко принимает такие отношения, типа "только благословите, батюшка", а для большинства мужиков, если только они не бывшие военные, такое положение — смерть. Невозможность иметь голоса в общине, иметь представление о ее финансах и т.п. Вот и получается,что понеофитствует нормальный мужик и уйдет, если только не сделает сам карьеру в околоцерковных структурах. Не стоит обнадеживаться. Мало, мало у нас адекватных мужиков.

  15. Игорь

    Статья интересная в том плане, что показывает деградировавший мир Европы и Америки. "Православная Церковь – единственное место, где не упрекают мужчину за то, что он – мужчина". Там есть термин "позитивная дискриминация". То есть если педерасты, лесбиянки, наркоманы, угнетают здоровое большинство, нормальных белых мужчин, то это – "позитив".
    http://www.versii.com/news/191465/

Залишити відповідь