Пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ: “Воспринимать визит сквозь призму Евангелия, а не политики”

Накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину внимание многих СМИ приковано к тому, что происходит на религиозной карте страны. Мы расспросили пресс-секретаря Предстоятеля Украинской Православной Церкви протоиерея Георгия Коваленко о том, как готовились в УПЦ к визиту и чего ожидают от него, а также о реакции на предстоящий визит украинских раскольников. Беседа состоялась в рабочем кабинете отца Георгия в Киево-Печерской Лавре.


– С чем связан выбор программы визита Патриарха Кирилла: Одесса – Днепропетровск – Киев? Влияли ли в УПЦ на составление программы?


– Прошлогодний визит Патриарха охватил почти всю Украину: он был и в Киеве, и в Крыму, и на Донбассе, и на Западной Украине, а вот Одесса и Днепропетровск остались немного в стороне. Поэтому понятно желание одесситов тоже увидеть Патриарха. Что касается Днепропетровска, то, насколько я понимаю, здесь сыграли роль личные контакты митрополита Иринея и Патриарха Кирилла, которые были однокурсниками. С другой стороны, Днепропетровск – один из городов-миллионников, крупный промышленный центр. Когда были сформулированы и поступили пожелания от епархий, Священный Синод Украинской Православной Церкви официально пригласил Патриарха по предложенной программе. Посещение Киева – это, с одной стороны, знак уважения к нашей общей истории, к единой духовной купели, князю Владимиру и его крещению. В России с этого года день крещения Киевской Руси стал государственным праздником, как и в Украине. С другой стороны, я вижу в этом и личный подтекст: Патриарх в крещении – Владимир, и для него этот день является в том числе и личным праздником.


– Что будет в программе визита, кроме богослужений? Есть ли в этом инициатива украинской стороны?


– Программа визита – это плод совместных трудов епархий и Патриархии. Были свои предложения от всех сторон, над ними достаточно долго работали соответствующие комиссии, выезжали на места, в результате чего что-то исключалось из предложенного варианта, что-то добавлялось. И та программа, которая сегодня обнародована, может еще изменяться.


Программа состоит из двух частей. С одной стороны, это традиционные богослужения, поклонение Патриарха местным святыням. С другой стороны, в программе предусмотрена миссионерская, или просветительская часть. Сейчас часто спрашивают: зачем Патриарх едет на Южмаш? (“Южный машиностроительный завод” в Днепропетровске, производящий ракетно-космическую технику и другую наукоемкую продукцию, в 1986-92 гг. директором завода был Леонид Кучма, впоследствии Президент Украины. – Авт.) Разве он не видел заводов? На самом деле Патриарх едет не на завод посмотреть, он посещает храм на территории завода. И это скорее знак не для внешней среды, а для церковной. Это признание того, что новое служение, которое начало развиваться в Украине – храмы на предприятиях, шахтах и заводах – необходимо и важно. Посещение Патриархом больницы или детского дома – это сигнал или знак Церкви, что это служение также необходимо и важно. Встреча Патриарха с общественностью или молодежью – это тоже определенный знак для Церкви, свидетельствующий о важности этой аудитории для церковной миссии.


– Какого результата ожидают в УПЦ от визита Патриарха?


-В прошлом году мы видели, что визит Патриарха заставил общество, скажем так, повернуться к церковным, христианским темам, пробудил интерес к словам, которые говорил Патриарх. Мы ожидаем подобного и в этом году. Мы постоянно акцентируем внимание на том, что слова Патриарха нужно воспринимать сквозь призму не политики, а Евангелия и церковно-святоотеческой традиции. Если смотреть на слова Патриарха сквозь призму Евангелия, то могут открыться совсем другие смыслы, чем если искать в них только политику или геополитику.


– Действительно, в некоторых украинских кругах визит Патриарха воспринимают исключительно в политическом ключе, в то время как представители Московского Патриархата настаивают на том, что визит носит только пастырский характер. Но до определенной степени и Церковь не чужда политике, верно? Поясните, в какой именно мере.


– Мне кажется, что политика – это прежде всего борьба за власть. Поэтому я предпочел бы говорить не о политическом подтексте визита, а о его социальной стороне, о христианском осмыслении вызовов современности. Если Патриарх приезжает в Украину и говорит о проблемах секуляризации, общества потребления, о необходимости возрождения института семьи, о защите жизни рожденных и нерожденных детей, о необходимости служения ближнему и братских отношений между людьми, народами и странами – глобальных проблемах, – это не политика, а социальная забота Церкви. Вряд ли Патриарх может повлиять на избирательные или государственные процессы в Украине, тем более что сейчас у нас и нет никакой предвыборной кампании. Но Церковь не чужда обществу и имеет свое мнение по общественно значимым темам, и Патриарх – один из главных лиц, которые формулируют церковную позицию по этим вопросам. А как яркий оратор и проповедник, он может доносить позицию Церкви до широких слоев.


Для освещения патриаршего визита в каждом из регионов аккредитовалось около 200 СМИ, а значит, мы будем очень широко видеть все, что связано с визитом. Будут прямые трансляции богослужений на Первом национальном телеканале, на “Интере”, “Гласе”, областных телеканалах, на радио “Эра” и Первом национальном радио. Сюжеты о визите наверняка пройдут в новостях всех телеканалов. Очень важно, чтобы мы услышали не интерпретацию слов Патриарха, не мнение по этому поводу политологов, политиков или околоцерковных людей, а непосредственно прямую речь Патриарха.


– Во время богослужений прихожане или зрители трансляции смогут услышать речи Патриарха в формате проповеди, которая предполагает все же монолог. А будет ли у украинских журналистов возможность непосредственно пообщаться с Патриархом и получить ответ на не согласованные заранее вопросы?


– Во-первых, в программе визита предусмотрено несколько подходов к прессе, а это значит, что прозвучат вопросы, которые заранее никто не будет согласовывать. Поэтому такая возможность будет. Расширенных пресс-конференций в этот раз не запланировано. В Одессе состоится встреча Патриарха с общественностью, в киевском Ионинском монастыре пройдет встреча с молодежью, и во время этих встреч Патриарх будет не только говорить, но и слушать. Во время встреч в университетах Одессы и Днепропетровска Патриарх будет общаться со студентами. Что же касается журналистов, то опыт общения с ними представителей Церкви, в том числе и мой личный, показывают, что вопросы журналистов часто очень неглубоки, поверхностны, и чаще всего именно темами, которые поднимают журналисты, и политизируется церковная позиция. Так что в этот раз у журналистов будет достаточно возможностей услышать Патриарха, чтобы потом толковать его высказывания.


– Патриарх Кирилл говорил о необходимости использовать национальные языки в церковной проповеди и богослужении. Предполагается ли во время визита исполнение  песнопений или обращение Патриарха к украинской пастве на украинском языке?


– Я не отвечаю за богослужебную часть, поэтому не могу говорить точно. Могу лишь отметить, что если бы это была моя сфера ответственности, я бы попробовал исполнить одно из песнопений литургии на украинском языке, и думаю, что Патриарху это было бы интересно и приятно. Тем более, что в УПЦ уже существует такая традиция, и многие хоры могут петь ектении или, например, Трисвятое, на украинском языке. Будет ли Патриарх говорить на украинском, я не знаю. Однако, мы видим, что Московская Патриархия за день до визита открыла украинскую версию своего официального сайта. Так что слова Патриарха о необходимости проповедовать на языке, который ближе и понятнее народу, воплощаются в реальность.


– Мы вскользь коснулись вопроса церковной геополитики. Скажите, что ближе для УПЦ: Украина в контексте русского мира, или русский мир в контексте Украины?


– Уже несколько лет Патриарх Кирилл говорит о концепции “Русского мира”, и в то же время ее активно критикуют, особенно в Украине. Мне кажется, что критики не удосужились изучить первоисточники. Кроме того, часто упускается из вида, что любая значимая концепция открывает для нас возможность обсуждать какие-то важные темы. Так и с “Русским миром” – что эта концепция значит для нас или кто мы в Русском мире и в мире вообще? Где наши исторические корни? Когда украинцы отбрасывают концепцию Русского мира и само название “Русь”, то этим уподобляются одному из библейских персонажей, который продал свое первородство. На самом деле Русь – это мы. Киев – это столица Киевской Руси. Днепр – это русский Иордан. Киево-Печерская Лавра – колыбель русского монашества. Даже река Рось протекает недалеко от Киева. Названия “Русь”, “русский” для нас имеют свое значение, киевское. И мы никогда не должны забывать об этом или отказываться от своего первородства.


Есть еще одно название, от которого мы уже отказались и теперь воспринимаем его с обидой – “Малороссия”. Теперь мы считаем его уничижительным. Но если обратиться к этимологии слова, то мы узнаем, что слово “Малороссия” достаточно давнее, это калька с греческого Микра Эллас – “Малая Эллада”. Этим словом греки называли собственно свою родину, а “Большой Элладой” именовали греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии. Так и слово “Малороссия” – напоминание том, что когда-то именно отсюда распространялся Русский мир, причем не только в духовном смысле, потому что здесь была крещена Русь и отсюда распространялось христианство на северные и восточные земли, но и в плане государственном. Границы Киевской Руси, если уж говорить об этом, не совпадают с границами сегодняшних ни Украины, ни России, ни постсоветского пространства в целом. Для киевлян очень важно помнить, что наш город – это один из центров христианского, православного, а также и русского мира. Обсуждение концепции “Русского мира” дает повод для культурного и интеллектуального диалога между людьми, народами, Церквами. Это еще и открывает возможность увидеть себя глазами другой стороны.


– Информационное поле накануне приезда Патриарха все больше напоминает поле боя, причем в ход идут и грязные методы. Кто-то вспоминает о событиях прошлых лет, выдавая их за новости, иные цитируют старые сплетни, перемешанные с домыслами, и представляют их как аналитику. Как в УПЦ влияют на то, что происходит сейчас в информационном пространстве?


– Украинская Православная Церковь – пожалуй, наиболее отрытая для СМИ конфессия в Украине, да и не только в Украине. УПЦ постоянно присутствует в информационном пространстве. Мы всегда даем комментарии тем, кто просит об этом. У нас есть собственные информационные проекты. Наши сайты – самые посещаемые среди религиозных сайтов в Украине. У нас достаточно средств, чтобы доносить точку зрения Церкви до широких кругов общества. Вопрос в ином: способны ли нас слышать? Насколько общество готово воспринимать наше слово? Многие ли готовы изменить свою точку зрения с политической на библейскую? К сожалению, очень часто люди не слышат и даже не слушают друг друга, живут в мире ярлыков, мифов, стереотипов. Когда же начинается диалог, когда люди обсуждают ту или иную тему и слушают друг друга, между ними возникают новые связи. И нам, Украинской Православной Церкви, хочется, чтобы нас перестали “мерять” политикой или геополитикой и попытались понять.


– На днях в ряде СМИ прошло сообщение о том, что “Киевский патриархат” ищет сближения с УПЦ. На самом деле журналисты “Коммерсанта”, откуда пошла эта новость, увидели сенсацию там, где ее не было. Как на самом деле реагируют на предстоящий визит Патриарха в УПЦ КП и УАПЦ?


– “Киевский патриархат” уже выступил с опровержением того, что придумали журналисты. В качестве положительной тенденции я привел бы иной пример. Если УПЦ КП накануне визита выступил с несколькими резкими заявлениями по поводу и непосредственно визита, и некоторых высказываний Патриарха, и церковно-государственных отношений, то УАПЦ поступила иначе. Накануне визита Патриарха Кирилла УАПЦ провела свой Архиерейский собор, который возобновил деятельность комиссии по диалогу с Украинской Православной Церковью. Я вижу в этом пример двух противоположных подходов. Мне кажется, что УАПЦ действительно ищет церковный путь, и это положительная тенденция. Со стороны же “Киевского патриархата” мы сегодня видим скорее попытку вернуться к риторике и позиции 15-летней давности.  Такая позиция неконструктивна. Но будем молиться о том, чтобы “невозможное человекам” оказалось возможным по воле Божией, и украинское Православие вновь обрело единство. Я верю, что нет воли Божией на разделения между христианами. Я убежден, что в  значительной степени разные точки зрения не препятствуют находиться в единой Церкви. Ведь на самом деле нет реальных причин, которыми можно оправдать разделение. Единство важнее любой идеологической или политической позиции. Поэтому все зависит от нас: если мы искренне возжелаем единства, если поставим единство выше собственных мнений, амбиций или политических взглядов, то ничто не помешает его обрести.


Беседовал священник Андрей Дудченко, специально для интернет-издания “Татьянин день

Цей запис має 27 коментар(-ів)

  1. околоточный

    У новообрядцев даже формальных оснований нетутверждать о безблагодатности староверческих согласий . Т.к. в 17 веке призошел не разрыв с Церковью, а прерывание общения с еретичествующей иерархией на основании 15 правила Двукрвтного собора ради сохранения верыц и Церкви. Епископы переходившие к староверам не были запрещены в служении ни до своего присоединения к Старой вере, ни после, в отличиии от УПЦ КП.

  2. Аввакум

    Нет никакого наскола "старообрядцев" (мы себя называет православными христианами), есть никонианская ересь. Для нас вы безблагодатные еретики, мы от вас к себе в Церковь принимаем так, как вы к себе присоединяете из КП.

    Николай, у Вас справка от самого Господа Бога есть, что благодать только у вас? У нас тоже нет, но мы по крайней мере может обосновать свою позицию так, что вам и ответить нечего…

  3. Аввакум

    Слышь, Прохожий, ты чего волну гонишь? Можно подумать твоя конфессия сплошь на правде стоит?
    Филаретовцы, может быть, привирают да зла никому не делают. Рассказать тебе, что твоя конфессия с нами делала в 17-м веке? И про вранье и фальсификации рассказать?
    Про "собор на Мартина-армянина", про "Феогностов требник" слышал? Веди себя спокойней, не так ретиво. Послушаешь тебя – МП кристально-правдивый оплот правды и благочестия

  4. Прохожий

    http://orthodoxy.org.ua/tn/node/7988

    Что это?? Объясните мне, господа филаретовцы, что ЭТО77 Вы за время раскола так срослись с враньем, что вранье стало вашей натурой. Без вранья ваша "церковь " существовать не может. Столп и утверждение "упц кп" – вранье, ненависть и клевета (плюс зависть).

  5. ваня

    Вопрос Патриарху константинопольскому Варфоломею и его ответ
    — Ваше Святейшество, давайте вернемся на территорию Русской Православной Церкви. На Украине Церковь много лет страдает от раскола, но в последние годы многие отпавшие находят путь в лоно Матери Церкви, некоторые пока сомневаются. Какие слова Вы могли бы обратить к этим людям?
    — Пускай они не колеблются, но присоединяются к канонической Церкви, которая является кораблем спасения. Сегодня, во время сегодняшнего обеда, я пожелал владыке Блаженнейшему митрополиту Владимиру Киевскому, чтобы он еще при своей жизни сподобился увидеть решение этой украинской проблемы и чтобы раскол прекратил свое существование.

  6. Игорь

    Согласен с Прохожим. Хоть я и с опаской с кем-то соглашаюсь – наши либеральные сектанты все сплошь помешаны на конспирологии, и могут объявить, что это я и написал под другим ником. На деле так считает вся Церковь, и эти подсчеты может проверить любой.
    У раскольников нет благодати, нет веры, есть плоская политическая идеология бандеровщины, ненужная и неинтересная большинству населения.
    Возвращайтесь, заблудшие, в Церковь Христову!
    Священный Синод РПЦ МП опубликовал обращение к православным христианам Украины, пребывающим в расколе:
    главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».

    http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/27/my_gotovy_vstretit_vseh_vozvrawayuwihsya/

Залишити відповідь