Вопрос о реформе Духовной школы неоднократно обсуждался на страницах периодических изданий. В ходе дискуссии многими высказывалась мысль о необходимости существенного повышения научного уровня в образовательных структурах Русской Православной Церкви.
В течение XX века огромный скачок был сделан практически во всех областях богословской науки, в том числе в библеистике, патристике, церковной истории. Между тем, достижения западной науки нередко игнорируются нашими Духовными школами, предпочитающими ориентироваться на «проверенные», но, к сожалению, безнадежно устаревшие учебные курсы XIX века.
У нас нет необходимости слепо копировать все то, что существует в западной богословской науке. В то же время никак нельзя и оставаться в стороне от ее достижений, нужно уметь пользоваться тем богатством, которое она готова отдать в наши руки.
Более полувека назад профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже А. В. Карташов писал: «В неизбежно предстоящем Русской Церкви миссионерском походе по обширному лицу родной земли нельзя обойтись одними устарелыми средствами из арсенала нашей научно-богословской отсталости. Чтобы бить врага на всех его кажущихся передовыми и научными позициях, нужно самим владеть оружием новейшей научной техники. Но для этого нужно ее сначала творчески воспринять, усвоить и преобразить в лоне церковного богословия и церковной истины». Представляется, что эти слова остаются актуальными и сегодня.
Одним из средств, с помощью которых можно овладеть «оружием новейшей научной техники», является обучение наших студентов в зарубежных учебных заведениях. Получив образование сначала здесь, в семинарии или академии, а затем продолжив его в одном из западных учебных заведений с целью ознакомления с современными достижениями богословия, студенты могли бы внести существенный вклад в развитие отечественного богословия и духовного образования.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Сегодня учащиеся и выпускники наших Духовных школ уже обучаются в Греции, Англии, Италии, Америке и других странах. Их оформление на обучение за рубежом осуществляется Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата. Отбор студентов осуществляется Отделом в сотрудничестве с Учебным комитетом. Одной из задач созданного при Учебном комитете Отдела международных связей будет отбор студентов для обучения за рубежом. Аспирантура Московской Духовной Академии при Отделе внешних церковных сношений также ставит своей задачей, помимо подготовки клириков Русской Церкви к служению на зарубежных приходах, отбор студентов для обучения за границей.
При отборе существует несколько критериев. Во-первых, студент должен быть полностью укоренен в традиции Православной Церкви и готов посвятить жизнь служению ей. Во-вторых, у него должны быть безупречные моральные качества. В-третьих, у студента должен быть четкий и конкретный план научной работы: он должен знать, в какой именно области он хотел бы работать и какого конкретного результата достичь. В-четвертых, наконец, весьма желательно знание студентом хотя бы одного европейского языка (хотя, в некоторых случаях, оговоренных ниже, отсутствие такового знания не является непреодолимым препятствием).
КТО ЕСТЬ КТО?
Существует три группы учебных заведений, предоставляющих стипендии студентам из Русской Православной Церкви. К первой группе относятся православные учебные заведения, такие как богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов (Греция), богословские факультеты в Бухаресте и Сибиу (Румыния), богословский факультет в Белграде (Сербия), Свято-Сергиевский богословский институт в Париже (Франция), Свято-Владимирская духовная академия в Нью-Йорке (США). Ко второй группе относятся инославные учебные заведения, в частности, католические институты и университеты Италии, Германии, Франции и Америки; англиканские, епископальные и иные протестантские духовные семинарии и колледжи Англии, Америки и других стран. К третьей группе относятся светские учебные заведения, такие как Оксфордский, Кембриджский, Принстонский, Гарвардский, Парижский (Сорбонна) и иные университеты, в которых существуют внеконфессиональные богословские факультеты.
Главным достоинством первой группы учебных заведений является то, что студент из Русской Православной Церкви обучается в родной для него православной среде. Главным недостатком в некоторых случаях является недостаточно высокий уровень преподавания.
Главным достоинством второй группы учебных заведений является возможность изучить инославную традицию изнутри, а не извне, как это обычно бывает с нашими студентами. Кроме того, инославные учебные заведения могут дать хорошую языковую и научную базу для дальнейшей работы. Некоторые инославные колледжи (в частности, в Англии и Америке) дают возможность подготовиться к продолжению обучения на более высоком уровне в одном из университетов. Главной трудностью этой формы обучения является то, что православный студент оказывается в чуждой для него среде, пребывание в которой не все переносят легко. Обучаться в инославном учебном заведении может только такой студент, для которого нет опасности утратить собственную православную идентичность при встрече с иной конфессией.
Что касается третьей группы учебных заведений, то она предоставляет наибольшие возможности в научном плане: выпускник одного из ведущих западных университетов является «по определению» высококвалифицированным специалистом в своей области. В то же время светские учебные заведения требуют наибольшей подготовленности от кандидатов на обучение, в частности, совершенного владения языком, на котором ведется преподавание. В западные университеты студенты из Русской Церкви поступают на общих основаниях: им не предоставляется никаких льгот, и они должны полностью соответствовать всем предъявляемым к абитуриентам требованиям, как правило, весьма высоким.
СВОИ ПЛОХОМУ НЕ НАУЧАТ
В качестве примера «православной» формы обучения приведу богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов. Оба этих факультета дают высокий, признанный в Европе и в мире уровень образования. Профессорско-преподавательский состав обоих университетов прошел обучение в западных учебных заведениях и владеет последними достижениями мировой богословской науки. Особенностью греческих богословских школ является то, что их преподаватели не копируют слепо западные научные стандарты, но развивают их в контексте православной традиции. В то же время самостоятельные научные изыскания и серьезные открытия достаточно редки в среде греческих ученых.
Богословский факультет Афинского университета был образован в середине XIX века. Приблизительно через сто лет стараниями, главным образом, профессора патрологии Афинского университета Панайотиса Христу был создан богословский факультет Фессалоникийкого университета. Структура обоих факультетов одинакова, оба имеют по два отделения: собственно богословское и социального богословия, которое до недавних пор называлось пастырским отделением. На первом отделении, которое в плане учебы является более сложным, основной упор делается на теоретические дисциплины, изучение богословских предметов в контексте их исторического развития, работу с историческими источниками и оригинальными святоотеческими текстами. На отделении социального богословия большое внимание уделяется прикладным дисциплинам, а также социологии, педагогике, психологии, пастырскому богословию и т. д. Каждая из богословских школ имеет свою специфику. Так, на богословском факультете Афинского университета существует сильная школа патрологии, церковной истории, канонического права, достаточно сильно развито изучение Ветхого Завета. При этом на данный момент отстает изучение Нового Завета и систематического богословия – направлений, которые успешно развиваются на богословском факультете Фессалоникийского университета. В Фессалониках также существует сильная школа патрологии, основанная еще профессором П. Христу.
Преимущество греческих богословских школ состоит в возможности глубокого изучения первоисточников богословия, канонического права, церковной истории и т. д. Эта возможность предоставляется благодаря изучению древнегреческого языка и греческой богословской терминологии.
Обучение в обоих университетах длится четыре года. При этом система факультативов позволяет выбирать себе специализацию и следовать индивидуальному учебному плану. По завершении курса обучения существует возможность продолжить образование в магистратуре (2 года) и докторантуре (3-4 года). Научные степени, полученные здесь, соответствуют общеевропейским стандартам.
Стипендии для обучения русских студентов в университетах Греции предоставляются, в частности, Элладской Православной Церковью. Существует возможность углубленного изучения новогреческого языка в течение одного года перед поступлением в университет.
Еще одним примером зарубежного православного учебного заведения является Свято-Владимирская духовная академия в Нью-Йорке. Созданная усилиями таких выдающихся современных богословов, как протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, она и сейчас, после их кончины, остается одним из признанных центров православной богословской науки. Практически все, кто преподает в академии, являются известными учеными, авторами научных трудов.
При поступлении в академию требуется хорошее знание английского языка; какие-либо предварительные или подготовительные курсы не предполагаются. Академия предлагает несколько учебных курсов, в том числе трехлетний курс магистра церковных наук (Master of Divinity) и двухлетний – магистра богословия (Master of Theology). Первый имеет более пастырскую, второй – скорее, научно-богословскую ориентацию. По окончании и того, и другого курса выпускник может поступить на докторат в один из университетов Америки или Англии.
ПО СТОПАМ ПЕТРА МОГИЛЫ
Примером инославного учебного заведения может служить католический институт в Тулузе (Франция). Он предлагает следующие формы обучения: подготовительный курс (1 год), бакалавриат (3 года), магистратура (2 года), докторат (3 года). В институте четыре факультета – философии, богословия, филологии и канонического права. В качестве филиалов института действуют также институт Св. Фомы Аквинского, институт религиозных наук; институт для подготовки священнослужителей; Большая семинария и Малая семинария.
Несколько католических учебных заведений находится в Риме. Это, прежде всего, Григорианский университет, предоставляющий широкие возможности для обучения на разных уровнях (бакалавриат, магистратура, докторантура) и в самых разных областях богословской науки (церковная история, каноническое право, литургика и пр.). Восточный институт специализируется на изучении византийской и русской богословской и церковной традиций, а также иных восточных традиций (сирийской, армянской, эфиопской, коптской и пр.). «Августинианум» является признанным центром изучения патристики (в особенности, западной). Библейский институт предоставляет возможности для углубленного изучения ветхозаветной библейской критики, древнееврейского, арамейского и греческого языков.
Студенты из Русской Православной Церкви обучаются и в других инославных учебных заведениях, в частности, в богословских школах Англии. В Англиканской Церкви существует специальный Фонд имени св. апостола Андрея, созданный по совместной инициативе Патриарха Московского и Архиепископа Кентерберийского, предоставляющий стипендии для студентов из России и других стран бывшего СССР. Фонд оплачивает как обучение в англиканских колледжах (в частности, St Stephen’s House и Ripon Colledge в Оксфорде), так и обучение в магистратуре и докторантуре богословских факультетов Оксфордского и других университетов. При поступлении требуется владение английским языком.
Епископальная Церковь США готова предоставлять стипендии для обучения студентов из Русской Православной Церкви на четырех уровнях – подготовительном (соответствующем последнему классу нашей средней специальной школы), бакалавриате, магистратуре и докторантуре. Богословские колледжи Епископальной Церкви принимают студентов на срок от одного до трех лет, после чего студенты при условии успешного окончания колледжа могут продолжить обучение на богословском факультете одного из университетов Америки.
ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ НЕ ЗАСТАВЛЯЮТ?
Богословские факультеты английских, американских, французских, немецких и иных светских университетов Запада предоставляют уникальные возможности для изучения всех отраслей богословской науки. Внеконфессиональный характер этих факультетов (в них преподают католики, протестанты, православные, представители других религий, агностики и пр.) способствует привлечению в них лучших научных сил из разных стран мира.
Примером подобного университета может служить Оксфорд. Богословский факультет этого университета включает в себя три уровня – бакалавриат (3 года), магистратуру (2 года) и докторантуру (3-4 года).
Бакалавриат предполагает углубленное изучение нескольких научных дисциплин, из которых одни (Ветхий Завет, Новый Завет, догматическое богословие) общеобязательны, а другие избираются самим учащимся в соответствии с его научными интересами и предполагаемым планом дальнейшей специализации. Изучаются, как минимум, два древних языка (например, греческий и латинский). Основной упор делается на самостоятельную работу. Студенты посещают лекции, на которых преподаватель лишь вводит их в проблематику вопроса и снабжает библиографией. Предполагается, что основную исследовательскую работу студенты проводят самостоятельно.
Большое значение в Оксфорде придается встречам студентов один на один со своим научным руководителем (таковой имеется у каждого студента). Опыт показывает, что это наиболее эффективная система обучения. В течение года студенты пишут несколько сочинений по различным предметам.
Учебный год делится на три семестра по восемь недель каждый. Таким образом, более половины времени года составляют каникулы. Однако каникулы даются не для отдыха, а прежде всего для самостоятельной работы. По возвращении с каникул студенты сдают экзамен, в ходе которого преподаватель проверяет то, что они сделали за время каникул.
По окончании трехлетнего курса студент сдает экзамены по всем дисциплинам. Каждый экзамен длится примерно три часа и включает в себя устный и письменный опрос по всему курсу (возможность вытащить «счастливый билет» при такой системе практически исключена). Такая система обеспечивает не только высокий научный уровень выпускников, но и практически стопроцентную посещаемость, за которой никто специально не следит: студенты университета ходят на лекции не потому, что их к этому кто-либо принуждает, а потому, что, пропустив одну или две лекции, они вряд ли смогут в конце учебного курса сдать экзамены.
В магистратуре студент работает над избранной темой. В течение первого года он посещает лекции и языковые занятия, необходимые ему для работы; второй год посвящен написанию диссертации.
В докторантуре занимаются студенты, работающие над докторской диссертацией, которая должна представлять собой большое и самостоятельное исследование в той или иной области. Студент не посещает лекции, но встречается со своим научным руководителем и работает в библиотеке. Главным критерием при оценке докторской диссертации является ее оригинальность. Работа, содержащая пересказ взглядов того или иного автора или воззрений ученых на тот или иной предмет, обречена на неудачу. Студент должен сам работать с источниками и прийти к самостоятельным выводам. Он должен внести свой вклад в развитие той научной области, в которой он в дальнейшем будет специализироваться.
НА СВЕЩНИЦЕ ИЛИ ПОД СПУДОМ?
Многие студенты задают вопрос о том, будут ли их знания, полученные в зарубежных учебных заведениях, востребованы Церковью по возвращении их на родину; не получится ли, что эти юноши окажутся «под спудом, а не на свещнице»? В настоящий момент большинство из тех немногих, кто учился за рубежом, оказываются невостребованными – в системе духовного образования для них пока не находится места, и они работают либо сотрудниками синодальных учреждений, либо преподавателями воскресных школ, либо в светских учебных заведениях.
Автору этих строк вопрос о востребованности представляется вторичным. Возможность получить полноценное богословское образование, достичь высокого уровня в одной или нескольких богословских дисциплинах, изучить древние и новые языки, расширить свой научный и церковный кругозор, овладеть арсеналом современной науки, сама по себе является достаточным основанием для того, чтобы учиться за рубежом. Как мне кажется, главная трудность – не в том, чтобы найти «свещницу», а в том, чтобы стать свечой. Именно на этом этапе многие подающие надежды юноши останавливаются и так и не становятся тем, кем могли бы стать – православными богословами нового поколения, учеными высокого уровня, способными внести реальный и значительный вклад в дело возрождения отечественного богословия.
Источник: Учебный комитет РПЦ
За рубежом, конечно, обучаться очень хорошо, но что делать если у конкретного человека просто нет такой возможности.
Наши универы не дают практических знаний. Знаю по себе. Устроиться на работу смог только после того, как закончил курсы по веб программированию в учебном центре (реклама удалена)
За качественное обучение им большое спасибо
Я тоже очень рада,что у нас есть такая возможность!И мне бы очень хотелось так же учиться за рубежом!Только не знаю,есть ли такая возможность у девочек?!
Я ВЕСЬМА РАД,ЧТО У НАС ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗА РУБЕЖЕМ. ОТ НАШЕГО ТОЛКУ НИКАКО.СПАСАЕТ ТОЛЬКО САМООБРАЗОВАНИЕ.СПАСИ ГОСПОДИ.