“Где был Бог, когда я страдал?”

Люди нередко задают такой вопрос. Они с малых лет знают, что в мире существуют ужасные страдания, но знание остается скорее теоретическим и потому не беспокоит. И вот когда происходит что-то действительно страшное с ними или их близкими – не просто зуб болит или денег не хватает, а настоящая беда – они нередко вспоминают о Боге. Один приходят к Нему за утешением, а другие… другие говорят: в “бога”, который допускает подобные вещи, я не верю. Надо сказать, что отчасти они правы: та “духовность”, которая оправдывает зло или призывает бесконечно смиряться с ним, на самом деле видит в “боге”, в лучшем случае, безучастного зрителя, наблюдающего за мучениями созданных им существ. Это языческий идол, и верить в него не стоит.

Собственно, неправда язычества не только в том, что богов якобы много (как раз многие язычники пришли к пониманию, что на самом деле существует Единый), а в этой безучастности всеблагих небожителей, которые могут поддержать отдельных своих любимчиков, но вот на страдания подавляющего большинства людей даже не взглянут. Приходя в храм своего божества, такой язычник ощущал себя в приемной царского дворца: до него просто никому не было дела. Ему надо стать великим героем, или принести какой-то небывалый дар (например, своего ребенка в жертву), или хотя бы заручиться поддержкой влиятельного царедворца, чтобы царь уделил внимание на пару минут. Отсюда очень многое проистекает в язычестве.


Но современный человек, прекрасно усвоивший истины о всемогуществе и всеблагости Единого Бога, нередко ощущает себя в храме как в некоем собесе: о нем здесь все должны заботиться, для того учреждение и существует, но все они тут слишком черствы и невнимательны, так что положенной помощи от них не дождешься. Ну вот и “бог” тут у них, наверное, такой же – добавляет такой посетитель, и знать его он не хочет.


Гораздо реже бывает так, что человека уязвляет не только личная боль, но и чужая. У Достоевского Иван Карамазов решил “вернуть билет Творцу”, узнав, как затравили собаками крестьянского мальчика. История XX века рассказывает нам о концлагерях, где подобные издевательства над детьми из чьей-то злой прихоти стали повседневной рутиной. Говорят, многие дети сначала думали, что так их наказывают за непослушание и дурное поведение, они старились быть хорошими, чтобы их перестали мучить и убивать, но ничего не помогало…


Об этом написал свое стихотворение Наум Коржавин. Он вообще-то говорил о концлагерях, но он не случайно отбросил все имена и даты и назвал просто то, что случилось: “Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело…” Для нас слишком многое значат слова “Освенцим” или “нацизм”, они как будто сами всё объясняют. А на самом деле куда всё проще: мужчины мучили детей, и нет этому разумных объяснений. Да только ли там и тогда подобное происходило? Из наших крепостников под суд отдали Салтычиху, и то в основном потому, что жила она на Москве, и ее крепостные сумели-таки добежать до полиции, да еще сумели поднять шум, когда их попытались просто по-тихому вернуть хозяйке. Нет никаких сомнений, что подобные истязания происходили и в других местах, и мы ничего о них не знаем. А рабство в европейских колониях или древнем Риме, а человеческие и, более того, детские жертвоприношения множества древних народов? Сколько же было этих мучений…


Даже и без чьей-то злой воли еще двести лет назад у людей не было элементарной анестезии, и для большинства населения земного шара голод был реальной и постоянной угрозой. Да что там двести лет – и сегодня на земле миллионы людей живут примерно в тех же самых условиях. Интересно, многие ли из них говорят: “не верю в Бога, который позволяет нам страдать?”


Мне почему-то кажется, что немногие. Современный человек европейской цивилизации привык к комфорту и безопасности как к норме, и если он их лишается, то видит в этом серьезное несчастье. Но в других обществах человек осознает, насколько хрупко его существование и насколько сильно зло, что удивляется скорее благополучию, чем несчастью. Он не станет возмущаться, что люди часто испытывают боль, голод, холод и унижения, как не станет удивляться, что они не летают по небу и не живут на земле вечно – так уж устроен этот мир.


Впрочем, именно в таком обществе возникла книга Иова. Эта книга описывает человека, который предъявил Богу самые страшные обвинения, когда череда бед постигла его самого. Наверное, прежде он был уверен, что праведность и религиозность служат самой надежной защитой, что не должно происходить ничего плохого с тем, кто искренне служит Богу. Что ответил на такое Бог, лучше прочитать в самой книге, мне не удастся ее пересказать. Одно становится ясно сразу: гарантий нет. Самое праведное поведение человека не может служить охранной грамотой от любых несчастий. Да и то сказать, какая же это праведность, если она – лишь способ оплатить свой страховой полис?


А что же нам можно ответить на возмущенный крик “не верю в такого бога…”? Если человек остро переживает свое горе – наверное, ничего. Нужно просто постоять с ним рядом и помолчать. Кстати, друзья Иова молчали вместе с ним семь дней, и пока молчали, поступали совершенно правильно. Уж во всяком случае, совершенно неуместными будут здесь те обличения и наставления, которые они обрушили на его голову, выйдя из молчания, и за которые их потом сурово упрекнул Господь. Видя плачущего от боли – или плачь сам, перевязывая его раны, или отойди в сторону.


Но если человек рассуждает о “таком боге” вполне трезво и отстраненно, можно спросить его, в какого же “бога” он был бы готов поверить. В того, который посылает с неба молнию, чтобы пресечь злодеяния? Испепеляет любого убийцу или насильника на месте? А если человека не убивают, а всего лишь сильно мучают или даже унижают словесно? Где та степень зла, которую Господь должен немедленно пресекать? И готов ли человек к тому, что творимые им самим неблаговидные поступки будут немедленно наказаны всевидящим и всесильным смотрителем? Не окажется ли это своего рода концлагерем, из которого не сбежишь? Вполне возможно, что именно так устроен ад, но уж точно не Царство Небесное.


В этом Царствии люди не творят зла не потому, что их за это наказывают (тогда они заключенные), и не потому, что их лишили к этому способностей (тогда они марионетки), а потому, что им больше не хочется творить зло. Они выросли из зла, как вырастают из младенческих пеленок.


Можно спросить такого человека: ты был бы готов поверить в Бога, который не лишает человечество выбора, но долго, медленно и упорно учит его выбирать добро, ведет его по дороге к подлинному Царствию? Разделяет с людьми всю боль, все страдания, всю беспомощность? Но как раз в такого Бога верим и мы. О нем рассказывает Новый Завет, и в особенности вспоминаются Его страдания каждый год на Страстную седмицу… Это и непереносимая физическая боль, и непонимание ближайшего круга учеников, которые думают только о собственной грядущей славе, и отвержение со стороны собственного народа, для которого Он сделал так много. И, наконец, молчание Отца, который не посылает ангельских легионов на помощь Сыну, и даже не отвечает Ему в самый тяжкий и страшный час.


Возможны ли такие страдания, про которые мы, христиане, скажем Богу: “Ты не можешь понять, что это такое, ты ничего подобного не испытал”? По-видимому, нет. Но самому себе каждый из нас может задать другой вопрос: “А где был ты, когда страдал Бог?” Да, разумеется, две тысячи лет назад никого из нас не было на свете, зато сегодня мы совершенно точно знаем, на Чьей стороне правда. Но христиане верят: Он соучаствует в каждом невинном страдании. Мы видим страдающего Христа на улицах наших городов и в наших больницах, и… где оказываемся мы сами в этот момент?


Мне рассказывали о христианине, который стал гражданином Израиля, пошел служить в израильскую армию. Конечно, ребята разговаривали о самых разных вещах, и однажды один из сослуживцев буквально схватил его за грудки и закричал: “Да где же был твой Христос, когда наших детей убивали в Освенциме?!” Тот ответил: “Он был с ними, в газовых камерах и печах крематория”. Ответ был принят, ведь это единственный ответ, достойный Бога и Человека. И это именно тот ответ, который отличает христианство от всех остальных учений, существующих в нашем мире, полном страданий.


Он еще не уничтожил этих страданий. Но Он разделяет наши страдания, чтобы мы смогли воскреснуть вместе с Ним.


Храм Иоанна Предтечи на Пресне

Цей запис має 19 коментар(-ів)

  1. Виктор

    В статье местами есть интересные мысли, но в целом – демагогия. "Сытый голодного не разумеет" – звучит народная пословица, так же и не имеющий опыта страдания (настоящего, серьезного, длительного) не поймет ни страдальцев, ни самой ситуации. Вроде говорит умно и красиво, а на деле выходит чушь (не сказать ещё хужей) в красивой упаковке.
    Один человек упал на улице и на его лице явно видны боль, страдание и немощь. Сломал ли он себе кости, язва ли его подкосила или еще что – не понятно, понятно что ему больно, он не в силах сам справиться со своей бедой, даже встать и пойти к людям за помощью не в силах… На против стоит человек – крепкий, здоровый и даже машина у него рядом имеется. Этот человек говорит: "Ах, как я вам сочувствую! Вы как ближний мне дороги и любимы. Я страдаю вместе с вами. Я прям весь в слезах и в душевном расстройстве – до того мне вас жалко". Что мы будем думать об этом человеке?
    Что мы думаем о том человеке, который не просто видит страдания другого человека, но и видит обидчика, который его избивает, унижает и прочее и при этом имея возможность (сила, здоровье, оружие, удостоверение МВД/ФСБ, наконец) защитить его, все же стоит в сторонке и молча сострадает ему любя и утирая слезу искреннего сочувствия?
    Вот по образу такого "любящего" и "сострадающего" вооруженного здоровяка-силовика, люди и видят Бога, взирающего на их страдания с любовью и сопереживанием, но все же оставляющего всё как есть. Именно эта картина и вызывает в них возмущение, отчаяние и крик протеста о такой "любви".

  2. Андрей

    “И, наконец, молчание Отца, который не посылает ангельских легионов на помощь Сыну, и даже не отвечает Ему в самый тяжкий и страшный час.”

    Я думаю, что Отец в этот самый страшный час был рядом, и страдал вместе с Сыном… Но Сын был ограничен нашим бренным телом, поэтому мог не во всей полноте ощущать это – поэтому-то Ему и было необходимо уединение (концентрация) для молитвы. Поэтому-то и нам необходимо уединение для молитвы. С другой стороны, подкрепляет и поддержка других в молитве – для этого мы и собираемся в храмы, потому-то и Господь попросил троих учеников (Петра, Иакова и Иоанна) пободрствовать с ним в этот тяжкий и страшный час…

    Статья замечательная. Спасибо!

  3. Киномеханик

    "Нужно спасать мальчика…" Автор, окститесь!

  4. Аввакум

    "родители должны за детей разбивать морды"

    Чёт я сомневаюсь, что один поп может разбить морды 3 ментам. Скорее попу отобьют все так, что будет мочиться кровью и испражняться печенью и селезенкой (извиняюсь). Тем более на Кировоградщине…

  5. Inquisitor

    Хорошая статья, философская. Педиатр, взъевшийся на священника, – враг народа по определению. Право родителей на детей не может быть отчуждаемо. Ребёнок, побывавший в руках зверей-ювеналов, вне сомнений получил психическую травму, а родители должны за детей разбивать морды и чтобы дети это видели, а иначе авторитет их родителей в их глазах упадёт бесповоротно. Папа всегда для ребёнка самый сильный, а мама – самая добрая и красивая – это свойство детского мироощущения.

  6. Аввакум

    Околоточному.
    Дружище, что нибудь поумнее можешь посоветовать? Высылать в Сибирь попадью одну с 5 детьми – это проще простого. Там в Сибири работы для одной бабы с 5 ртами – завались. На что она жить будет без попа своего? Детям без отца тоже оч.весело будет.

  7. Околоточный

    Аввакуму, о.Димитрию лучше жену и детей в Россию отправить. Если решили попа из села выдавить, то выдавят, манипулируя детьми. Среди старообрядцев Украины даже выражение есть "никольское быдло". Село то еще.

  8. Аввакум

    Ребенка о.Димитрию уже отдали. Чувствует себя хорошо. Был репортаж на 1+1 , о.Димитрия выставили как мракобеса, который заморил голодом ребенка. Но если б это было так, сомневаюсь, что отдали так просто и беспрепятственно. Ребенку 9 месяцев, находится на грудном вскармливании, вес соответствует возрасту. Есть фотографии. Семья отказалась от прививок всвязи с прошлогодними событиями, связанными с прививками.
    Вобще, ребята, мы все (старообрядцы и новообрядцы) это дело прощелкали. Министром юстиции уже подписан проект о введении ювенальной юстиции в Украине. Т.е. сражаться за детей будет очень тяжело. Состояние у наших как писал протопоп Аввакум -"сердце озябло и ноги задрожали" – почти все многодетные, а должных условий жизни не все имеют. А это уже повод для вмешательства ювеналов.

  9. Олег

    Аввакум сообщил возмутительные вещи. Конечно, за священника-старовера надо вступиться всем миром. Ювенальщики хотят внедрить свои античеловеческие проекты с помощью лжи.

    А у некоторых снова началось обострение ксенофобской паранойи. Путин взрывает самолеты а Патриарх Кирилл нагоняет панику в метро. Ужасы нашего городка…

  10. Олег

    Аввакум сообщил возмутительные вещи. Конечно, за священника-старовера надо вступиться всем миром. Ювенальщики хотят внедрить свои античеловеческие проекты с помощью лжи.

    А у некоторых снова началось обострение ксенофобской паранойи. Путин взрывает самолеты а Патриарх Кирилл нагоняет панику в метро. Ужасы нашего городка…

  11. Аввакум

    Вобщем хай наши подняли нешутошный. Уже знают все оба наши митрополита (Митр.Корнилий Московский и Леонтий Румынский), составили коллективное письмо в Посольство РФ в Украине, связались с Ассоциацией православных адвокатов, те решили взяться за это дело. Суд будет в Светловодске.

  12. Аввакум

    "Разве только со священниками так поступают и это впервые?"

    А чего б не накостылять сельскому старообрядческому попу. Да и к тому же гражданину РФ. Вроде никому не мешаем с УПЦ-МП мирно живем, с УПЦ-КП не сталкиваемся. Почему совершили наезд на попа РПсЦ, неясно. Это пробный камень, ребята. Многодетные семьи, смотрите – с каждым из вас такое может произойти.

  13. Киномеханик

    Подонки – везде подонки. Разве только со священниками так поступают и это впервые? У этой страны – будущего нет.

  14. Аввакум

    Украинская ювенальная юстиция начинает свою работу с избиения старообрядческого священника 17:01
    9 апреля в дом священника Димитрия Богунова ворвались трое неизвестных (один был в милицейской форме). Не показав удостоверений, пришли изымать младшего ребенка. На естественный отказ отца отдать ребенка, начали выламывать руки (батюшка не может поднять руку до сих пор), повалили на пол, надели наручники, навалились так, что он не мог дышать, повредили грудную клетку.

    Позже, при снятии побоев, констатировали головную боль и тошноту, что, скорее всего, говорит о сотрясении мозга. "Гости” вели себя по-зверски, переступали через связанного священника, не обращая внимание на других перепуганных и кричащих от ужаса детей.

    В машине "скорой” на улице сидели медики и кто-то с органов опеки. Ребенка нескольких месяцев от роду, забрали в больницу. Мать побежала за ребенком, не успев собраться, оставив дома еще четверых детей. Ребенку поставили ложный диагноз "при смерти”, хотя сами тут же констатировали, что с ним все в порядке.

    Вы думаете, это произошло где-то опять в Норвегии? Нет, это наша украинская реальность. с.Никольское, Светловодский район, Кировоградская область.

    Чем провинилась эта многодетная семья перед законом? Батюшка говорит, что местный педиатр давно на них косо смотрел, потому что рожали не в роддоме и не делали прививки. А тут ребенок приболел и появилась возможность решить проблему радикально.

    Ребенку в больнице сразу начали колоть какие-то лекарства (мнение родителей уже абсолютно не важно).

    Кстати, перед отъездом из дома, ”позаботившиеся о детях” гости все-таки развязали священника, но закрыли дверь снаружи, что бы он не смог отобрать у них своего ребенка. СВЯЩЕННИКУ ПРИШЛОСЬ ВЫЛЕЗАТЬ В ФОРТОЧКУ, чтобы открыть дверь в свой дом и выйти наружу. Конечно, к тому времени, как он вылез, машина уехала, увезя ребенка с матерью.

    Когда священник пришел подавать заявление в милицию, там кроме дежурного никого не было. Зато когда он пришел в больницу, как из-под земли появились два заинтересованных милиционера.

    Итак, пробный камень кинут. Начинают со священников – естественно, это не случайно, ювенальщики даже не скрывают, что им больше всего мешают православные устои. Теперь будут ждать реакции общественности – стерпит наш народ очередное издевательство или все-таки будет защищаться. От этого зависит мера их дальнейшего нахальства.

    http://sovest.dnepro.org/2010/1161.html

  15. Аввакум

    Украинская ювенальная юстиция начинает свою работу с избиения старообрядческого священника 17:01
    9 апреля в дом священника Димитрия Богунова ворвались трое неизвестных (один был в милицейской форме). Не показав удостоверений, пришли изымать младшего ребенка. На естественный отказ отца отдать ребенка, начали выламывать руки (батюшка не может поднять руку до сих пор), повалили на пол, надели наручники, навалились так, что он не мог дышать, повредили грудную клетку.

    Позже, при снятии побоев, констатировали головную боль и тошноту, что, скорее всего, говорит о сотрясении мозга. "Гости” вели себя по-зверски, переступали через связанного священника, не обращая внимание на других перепуганных и кричащих от ужаса детей.

    В машине "скорой” на улице сидели медики и кто-то с органов опеки. Ребенка нескольких месяцев от роду, забрали в больницу. Мать побежала за ребенком, не успев собраться, оставив дома еще четверых детей. Ребенку поставили ложный диагноз "при смерти”, хотя сами тут же констатировали, что с ним все в порядке.

    Вы думаете, это произошло где-то опять в Норвегии? Нет, это наша украинская реальность. с.Никольское, Светловодский район, Кировоградская область.

    Чем провинилась эта многодетная семья перед законом? Батюшка говорит, что местный педиатр давно на них косо смотрел, потому что рожали не в роддоме и не делали прививки. А тут ребенок приболел и появилась возможность решить проблему радикально.

    Ребенку в больнице сразу начали колоть какие-то лекарства (мнение родителей уже абсолютно не важно).

    Кстати, перед отъездом из дома, ”позаботившиеся о детях” гости все-таки развязали священника, но закрыли дверь снаружи, что бы он не смог отобрать у них своего ребенка. СВЯЩЕННИКУ ПРИШЛОСЬ ВЫЛЕЗАТЬ В ФОРТОЧКУ, чтобы открыть дверь в свой дом и выйти наружу. Конечно, к тому времени, как он вылез, машина уехала, увезя ребенка с матерью.

    Когда священник пришел подавать заявление в милицию, там кроме дежурного никого не было. Зато когда он пришел в больницу, как из-под земли появились два заинтересованных милиционера.

    Итак, пробный камень кинут. Начинают со священников – естественно, это не случайно, ювенальщики даже не скрывают, что им больше всего мешают православные устои. Теперь будут ждать реакции общественности – стерпит наш народ очередное издевательство или все-таки будет защищаться. От этого зависит мера их дальнейшего нахальства.

    http://sovest.dnepro.org/2010/1161.html

  16. speranza5911

    Для анонимного автора 16:02.
    Голубчик, ну что-же во время войны вы этого не сказали. Может быть русских солдат меньше полегло.
    Да и то сказать не спешите вы в западную Европу. Ведь если и возьмут – так унитазы мыть.

  17. Рыжий анархист

    Где был, где был (в смысле я). Да Пасху праздновал – в преторию войти боялся чтобы не оскверниться.

  18. Киномеханик

    А слабо задать себе вопрос: "Где был я, когда страдал Бог"? (Это я о статье, вообще-то, а то здесь снова про политику начали…

  19. Аввакум

    Не т стран плохих и стран хороших. Есть страны сильные и слабые. Если не хочешь, чтоб к тебе лезли – будь сильным. А если ты слабый – будь готов, что придет сильный надает по башке и все отнимет. И это нормальный политический процесс. Кто мешал Украине на заре независимости быть сильной с ее промышленностью, армией и ядерным оружием? Кацапы? Нет. Европа? Нет. То-то и оно. Все претензии к украинской власти.

Залишити відповідь