Пост: как будем каяться?

Наступил Великий пост – время, когда многие православные вспоминают о том, что они христиане, а раз так – идут на исповедь. Нагрузка на священников в эти дни, как правило, возрастает колоссально и особенно увеличивается на Страстной седмице. Чего только не приходится выслушивать духовенству в эти дни!

Для одних исповедь – простая формальность, они знают, что раз в год ее надо проходить, и не слишком заботятся о том, чтобы покаяние выражалось в самой жизни, а не только в словах. “Пробиться” к душе таких людей бывает очень трудно. Человек уверен, что делает все правильно, “как положено”, а значит, и благоволение Бога ему как бы “гарантировано”. Такие исповедующиеся чаще всего произносят шаблонный набор фраз: “грешна всем: словом, делом, помышлением”, а как начнешь расспрашивать подробнее, так оказывается, что никаких реальных грехов за собой человек не видит. А если и называет что-то, то начинает с нарушения поста, смотрения телевизора, использования косметики или ношения брюк (женщины), то есть грехов, мягко говоря, второстепенных, если вообще грехов. Не вина ли в этом отчасти многочисленных “пособий” по подготовке к исповеди с перечнями грехов? Ведь Богу нужен не отчет о каждом неправильном шаге, а поворот на путь, ведущий в верном направлении. А если действительно согрешишь, а не чихнешь не в ту сторону, то не забудешь греха, пока не изживешь его покаянием.


Другие, приходящие регулярно, превращают исповедь в рассказывание историй из жизни, где узнаешь обо всех и вся: пьющем муже, непослушных детях, сумасшедших соседях, зложелателях и колдунах. Только вот своим грехам в таких рассказах места, как правило, не находится. А если свои грехи не видны, в чем каяться и зачем вообще приходить к исповеди? “Удовлетворить” религиозное чувство, реализовать потребность быть выслушанным, имитировать “занятие духовностью”? Не об этом исповедь, как не об этом и все христианство…


Иные, пришедшие на исповедь впервые или после многолетнего перерыва, чувствуют себя неуверенно, поскольку не знают, что именно и как следует говорить, а благодаря рассказам своих воцерковленных знакомых или чтению соответствующих брошюр думают, будто бы для прощения грехов требуется знать особый “церковный” язык. И тут очень важно сочувствие и ободрение священника, способного поддержать, а не отпугнуть кающегося. Часто бывает так, что приходящий на исповедь думает, будто грехи его уникальны, неповторимы, и что, услышав о них, священник непременно удивится (“как можно?!”), а то и осудит. Но вот что интересно: я служу уже 12 лет, и за это время практически не встречал ни одного “оригинального” греха. Всё, о чем говорят на исповеди, уже было в истории, и было неоднократно. Поразительно, но после библейских времен человечество новых грехов не изобрело. Внешние условия жизни, ее темп и уклад переменились до неузнаваемости, но страсти, одолевающие человека, всё те же. Нисколько не изменились злоба, зависть, осуждение, похоть, алчность, властолюбие, гордыня… Или вот, например. Муж собрался уходить от жены и говорит ей слова, которые, как ему кажется, являются плодом его горького жизненного опыта: “Там меня понимают, там идеальные отношения, я узнал, что такое свобода…”. И не знает он еще, что точно такие же слова слышали многие и многие женщины, мужья которых совершали прелюбодеяние. Вывод? Грех скучен и напрочь лишен творчества и оригинальности. Чего не скажешь о любви и делании добра.


Если будет позволено сказать о том типе исповеди, который “любят” слышать священники, то это – ответственный рассказ о прегрешениях, сочетающийся с твердым намерением внести коррективы в дальнейшую жизнь. Такие исповедующиеся – плод хорошего пастырства или самовоспитания. Исповедующийся таким образом действительно понимает, что не списки провинностей он приносит Небесному Отцу, а приходит к Нему с обещанием быть верным сыном и наследником Царства, а для этого – исправляет, “выпрямляет” жизнь. Научиться такой исповеди очень просто. Надо только всерьез принимать Евангелие и свою веру, и помнить, что наше отношение к Богу лучше всего проверяется через повседневную жизнь.


Интернет-издание “Татьянин день

Цей запис має 5 коментар(-ів)

  1. ЛЮДМИЛА

    Не согласна с Вами,Андрей.Уж простите…Мне кажется, Вы не совсем поняли, ЧТО хотел сказать автор. Очень созвучна по смыслу и предыдущая статья – "Вопросы и ответы:иметь или быть?".Понятно, что в Церкви сейчас тоже очень много проблем.И об этом говориться постоянно.Церковь видит свои проблемы.А то, что они есть – не удивительно..Священники тоже люди..А мы, прихожане, подчас сами провоцируем и искушаем их,относясь к церкви потребительски, не желая работать самостоятельно.И что самое главное, не желая учиться работать над собой.В который раз убеждаешься в том, что все гениальное просто..Ведь если каждый честно начнет с себя, со своих грехов, то и указывать на недостатки других не останется времени..Свои бы разгрести..

  2. Андрей

    Думаю, что надо исповедоваться в ожидании чуда. И можно поговорить с духовником насчет того, чтобы исповедоваться реже, а причащаться чаще.

  3. Валентина

    Спасибо Вам за написанное! Я часто думаю об исповеди и не нахожу ответа. ! После 13 лет воцервквления не больше десятка раз моя исповедь соответствовала Вашим мыслям . Но ведь достигать такого духовного состояния очень сложно.
    Месяц назад мой духовник был очень рад горячей исповеди. Но сегодня я в растерянности – при должном желании исповедовать отсутствует такое же просветление и духовный порыв, ощущение замерзшей души и книжного раскаяния. Так как же быть: исповедоваться, потому что ожидаю Чуда Таинства, или ожидать особого просветления?

  4. Андрей

    "Другие… превращают исповедь в рассказывание историй из жизни, где узнаешь обо всех и вся: пьющем муже, непослушных детях, сумасшедших соседях, зложелателях и колдунах…"

    Что ж, бывает так, что человеку просто некому это высказать, кроме священника, и тогда надо потерпеть и выслушать его, думаю. Бывают люди нежалующиеся, все переносящие тихо, но это не значит, что им нет нужны с кем-то поделиться о своих бедах. Конечно, возможно, это не тема для исповеди, но зачастую исповедь – единственная возможность поговорить со священником о сокровенном… Жалеть нужно людей, люди нуждаются во внимании (как овечки во внимании пастуха) – а священникам подавай правильную исповедь… Роль священника на исповеди – слушать и сочувствовать, сопереживать, разделять тяжесть греха – быть елеем, содействующим покаянию сердца, его сокрушению перед Истиною, перед Богом (а не перед священником). А священник поучает, вламывается медведем, в хрупкие тесные сени души, не здороваясь и не снимая обуви, начинает командовать и размахивать руками – так что иногда эти сени рушатся и человек бывает потерян для Христа или Церкви Его (уходит в сектантство в лучшем случае)… Как это страшно! Что скажет такой священник Богу на Суде? Будет ли он жаловаться на людей, что они не так исповедовались?..

    Каждый человек – это уникальность во вселенной. Иного, наверное, бывает, полезно и поучить на исповеди. Хотя правильнее бы было, мне кажется, назначить отдельный разъяснительный разговор-собеседование в таких случаях и не допускать к Причастию на время. Да, одна из главных ролей священника – учить и обличать, обличать и учить – но не на исповеди, а с амвона! Бить бичом с амвона по греху и слабости человеческой, учить Правде Господней – да! Ведь это обращено ко всем вообще и должно быть к священнику в том числе (если не в первую очередь). Но на исповеди – врачевать и миловать каждого конкретного человека, каяться вместе с ним…

    Исповедь – это Таинство и страшное Таинство. Что происходит при этом в душе человека, как Бог действует на душу человека при исповеди и покаянии – Великая Тайна. Священнику оказана великая честь – присутствовать при этом Таинстве. Благоговение и трепет, трепет и благоговение – здесь и сейчас происходит Чудо – человек кается перед Богом и Бог слышит его!..

  5. Алла

    Спасибо огромное! Действительно, не иду на исповедь отчасти от того, что не знаю как рассказать. А все относительно просто. Спасибо еще раз.

Залишити відповідь