Духовные проблемы в современных монастырях

Игумен Исидор (Минаев) – настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря


Я хотел бы поговорить о, так сказать, профессиональных христианах – о монашестве. Ибо миряне – это вроде как такая самодеятельность, где можно дойти до каких-то духовных высот, а можно и не дойти. Но монахи призваны жить по уставу, под руководством настоятеля, духовника, как призваны жить христиане-профессионалы. А мне вспоминаются слова, сказанные в IV веке свт.Василием Великим, архиепископом Кесарийским. В ответ на письмо, где его спрашивали: ” Ну как твоя Церковь? Как твоя епархия?”, он ответил: “Все болит, и никакой надежды”. И это в те святые времена, когда Церковь стала государственной в Византийской империи. К сожалению, сегодня мы можем повторить те же самые слова, несмотря на то, что после 70 лет гонений, казалось бы, началось активное возрождение Православия в стране.


Еще основатель пустынного монашеского жития прп.Антоний Великий, живший в III-IV веках, говорил, что самой важной и первой добродетелью христианина-монаха является трезвомыслие, или, как он говорил – рассудительность. Не молитва, не пост, не послушание – рассудительность, т.е. трезвое, правильное отношение к вере, к догматике, к Богу, к человеку. Но сегодня это редкое качество, и не только в Церкви, где мы оперируем какими-то эмпирическими понятиями, но даже в науке. Я ехал как-то в поезде с одним членом-корреспондентом Академии наук, и он разоткровенничался: “Ты не представляешь, сколько лежит заявок на диссертации от людей, потерявших разум. И вот этому псевдоученому что-то взбрело в голову, какую-то теорию он придумал, ничем не обоснованную, не подтвержденную. Бред. Но они пишут жалобы, требуют…”. Даже среди ученых мало трезвомыслия, хотя они, как никто, призваны к этому. Среди церковного народа та же история.


Что касается современных монастырей… сейчас совершенно по-другому принято возрождать и открывать новые обители. А ведь как открывались монастыри изначально, в прошлые времена, когда только родилось монашество? О монастырях-то и речи не шло. Просто какой-то подвижник, человек правильной праведной жизни (праведной жизни!) поселялся где-то в пустыне. Он уходил от мира, от царственного двора, от архиерейских покоев, от суеты больших и малых городов веселых и селился в пещере, в пустыне, в дремучем лесу… И вокруг этого пустынника собиралась братия, и если он действительно был благодатным учителем, имел духовный и молитвенный опыт, имел смирение, то братия оставалась. Так возникали монастыри, обустраивались и разрастались за несколько столетий. Вот если мы почитаем житие прп. Сергия Радонежского, то увидим, что за 10 лет его духовного подвига и жития вокруг него собралось всего 12 братьев – 12 последователей. И это во времена Святой Руси! А ныне порой мы читаем описание монастырей в справочниках и диву даемся – 50, 100, 200 человек насельников за каких-то 7-8 лет существования обители. Мне современные монастыри напоминают институты без профессоров: вчера ты последний курс закончил, а сегодня ты уже ректор. И дают тебе, к примеру, дом без крыши, без окон и дверей: “Вот это ваш университет, давайте, господин ректор, красьте, белите, набирайте педагогический состав, набирайте уже в следующем году студентов и начинайте обучать”. Финансирования, конечно, никакого. Так живут современные монастыри. И только что посвященный в монашество, рукоположенный иеромонах уже через несколько лет должен стать настоятелем и аввой монастыря. Конечно же, враг рода человеческого не дремлет и старается навредить. И кто знает, вот эти 600 монастырей, или уже, наверняка, больше, которые есть у нашей Церкви, – не являются ли они миной замедленного действия?


Я с этой проблемой хорошо знаком: мне довелось 10 лет жить в Валаамском монастыре, принять там постриг и священный сан, а теперь я являюсь настоятелем Коневского монастыря. И я знаю, что в результате такого положения вещей в современных монастырях начинают проявляться различные нестроения, потому что малый опыт настоятелей, насельников и братии, и при этом огромное количество неконтролируемой литературы в нашей Церкви вызывает повреждения. Одно из них – младостарчество, настоящий бич нашего церковного общества. И если молодого, недавно рукоположенного священника в храме может поставить на место настоятель прихода, или пономарь, служащий в этом храме 15-20 лет, даже прихожане старой закалки… то в монастыре это сделать очень трудно. Молодой человек, принявший монашество, но сам еще не окрепший духовно, получает большую власть. И самое удивительное, что эту власть ему дают паломники. Ведь приехав в монастырь, какой вопрос паломники задают в первую очередь? – “Где тут у вас старцы? А схимники есть? Куда идти?”- “Да, – отвечают. – Вот старец есть, 27 лет, полтора года в постриге, полгода в сане”. И вот этот “старче” вещает какой-нибудь женщине: “Я не допускаю вас до причастия, потому что вы не венчаны и муж у тебя не верующий”. – “Да у нас же трое детей!”- “Ну, не знаю, что делать…” – важно изрекает “старец”. Хотя уже несколько лет существует написанные и благословленные Архиерейским собором Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, что любой брак действителен, даже если не освящен Церковью. Ну, вот как если бы я сел трапезничать и в суете забыл помолиться. Однако, нельзя же сказать, что я не ел! Просто я не освятил молитвой прием пищи – вот и все. Точно так же, если люди живут в браке (я не говорю про сожительство), если они зарегистрировались в ЗАГСе и есть общие дети, дом, хозяйство, финансы – это уже семья, уже брак, хотя и не освященный Церковью. Конечно, беда, что невенчанными живут, и надо людей подвигать к освящению их отношений, но ни в коем случае нельзя отлучать их от причастия. И так жизнь тяжелая, муж неверующий. Что же, последнюю поддержку у жены отнять – встречу с Христом, получение от Него благодатной силы, чтобы жить дальше? А может быть, через веру жены освятится ее неверующий муж?


Много еще всяких несуразностей встречается. Например, приехал к нам монах из другой епархии, поселили мы его в монастырской гостинице. А надобно сказать, что незадолго до того к нам финны приезжали, подарки привезли. В том числе крест настенный, где, по западной традиции, Спаситель распят тремя гвоздями, ступни ног наложены одна на другую. Ну мы его в одной комнате повесили, куда и поселили этого монаха. Увидев этот крест, монах забыл, зачем приехал в монастырь, забыл о молитве, о службах… Ходил за мной и возмущался, как я мог допустить такое. Отвечаю: “Он же у нас не на Престоле лежит – ничего страшного”. Он: “Да вы что, владыко! Разве не знаете догмат о четырех гвоздях?!” И все мне сразу стало понятно с этим иеромонахом.


Или вот некоторые благословляют соборовать маленьких детей. Представьте, идет соборование, вдруг вижу, среди взрослых стоит ребенок. “Зачем?”- спрашиваю. – “Батюшка благословил”. – “А что случилось?”- “Плохо учится, невнимателен на уроках”. Смотрю дальше – стоит пятилетний малыш, плачет – попробуйте пять-шесть часов отстоять, пока идет соборование! – “А его зачем?”- спрашиваю. – “Да вот плохо себя ведет”. И это тогда, когда дети до семи лет причащаются без исповеди, мы этому малышу во время соборования читаем: “Прости ему, Господи, и в блуд впал, и в гнев, и объядение…” Совершенная профанация! Ибо елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями, и в чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и, как следствие этого, исцеление от болезней. Но старец молодой благословил младенца на соборование, потому что рассудил, что ребенок и спать лучше будет, и слушаться.


Существует еще такое явление, как лжеотчитки. Очень часто молодые монахи даже без благословения пытаются погрузиться в недра экзорцизма. А чего бы им и не погрузиться, коли выпущен специальный требник с описанием отчитки. И получается, что любой священнослужитель может открыть учебник, надеть епитрахиль и независимо от своей личной святости и благочестия, просто вычитать нужные молитвы, и будто бы бесы должны подчиниться и разбежаться. На самом деле все не так.


Причем вы знаете, современный бесноватый пошел какой-то “некачественный”. Мне настоятель Валаамского монастыря рассказывал интересный случай. Когда он был еще экономом в Троице-Сергиевой Лавре, у них служил истопником один очень благочестивый дедушка, который, как потом оказалось, был бесноватый. Но когда он стоял на службе или был на людях, никто ничего такого не мог про него и подумать. Но однажды, рассказывает о.эконом, зашел он в комнату, где печник находился, и слышит хрюканье, брань нецензурную, кощунства, словом, кто-то беснуется. Отец эконом так испугался, что уронил доску. Непристойные крики тут же прекратились, и он увидел дедушку, который спокойно топил печку. Да… настоящий бесноватый, если он при этом верующий, тщательно это скрывает. А те, что приходят в церковь, – это люди с психическими расстройствами.


Расскажу один случай. Я служил несколько месяцев в Троицком храме Старой Руссы. В храм постоянно ходила женщина лет сорока пяти. Считалось, что она бесноватая, и все ее почитали и боялись… Однажды я стою в алтаре, читаю “Иже херувимы…”, вдруг слышу топот, крики, оборачиваюсь, эта женщина несется в алтарь. Мне говорят: “Батюшка, если ее причастить – она утихнет”. Я ее причастил, она и впрямь обмякла и успокоилась. Через какое-то время опять пришла… был какой-то праздник, детей много, а она опять за свои фокусы принялась. И что-то меня подтолкнуло сказать алтарнику: “Отнеси ей запивочки”. Вот выпила она кагорчику, скушала антидор и успокоилась… И сразу стало ясно, что не была она бесноватой, это был способ привлечь к себе внимание. Ну неинтересно ей быть простой прихожанкой номер 492, серой мышкой в платочке стоять где-нибудь скромно в уголке! Лучше быть местной бесноватой: пришла, вокруг посмотрела – все уже боятся, милостыньку дают… И таких лжебесноватых больше половины. К сожалению, иные младостарцы начинают с ними работать.


Еще бросается в глаза дробление святых мощей без благословения. Вот лежат мощи подвижника, преподобного или мученика в раке, мы его почитаем, молимся… Так что ж мы его все ковыряем, отрываем кусочки? Ладно, когда один архиерей дарит частичку мощей святого другой епархии… Например, прп.Зосима Верховский, подвизавшийся когда-то на Коневце (он стал прообразом старца Зосимы в “Братьях Карамазовых” Достоевского), потом уехал в Подмосковье и основал Зосимову пустынь. Сейчас он прославлен, его мощи хранятся. Конечно, будет уместно, если владыка Елизарий подарит в какой-то монастырь частичку мощей. Но когда братия, монахи, а то и миряне начинают отщипывать по кусочку, расщеплять, зашивать в ладанки – это же форменное растерзание. Как бы, с одной стороны, благоговение – люди хотят иметь мощевик, с другой стороны, это приобретает формы неприемлемые, граничащие с кощунством, это уже псевдоблагочестие.


Еще несколько слов о мифах о мироточении икон. Помню, на Валаамском подворье у нас помажут человека елеем на всенощную, а он потом идет прикладываться ко всем иконам храма, ну и, конечно, лбом прикасается к иконе. Следом идет другой человек, видит след от елея, бежит и говорит: “Икона мироточит!” Я подхожу, стираю след и говорю: “Стойте и ждите, если вновь “замироточит”, напишем об этом Патриарху. А нет – и говорить не о чем”. И вы знаете, что поражает в этой ситуации? Поражает совершенно неправославное ожидание чуда – чуда во что бы то ни стало, какая-то сиюминутная готовность соприкоснуться с иным миром и узнать все его тайны. И совершенно забыты православные истины, которые изрекли когда-то преподобные отцы-подвижники, что плачущий о грехах своих – духовно выше того, кто одним только словом оживляет мертвого. Наш удел, удел христиан – покаяние. С этого и началась ведь проповедь Предтечи Иоанна Крестителя – покаяться, ибо приблизилось Царство Небесное, Христос пришел.


Мне пришлось как-то общаться с епископом армяно-григорианской церкви у нас в Петербурге. У них, если ты монах – ты должен учиться, и никогда не станешь архимандритом, тем более епископом, если у тебя не будет докторской диссертации, если ты не являешься доктором богословия. Потому что монашество, как сказал мне тот епископ, – это христианский спецназ. А христианский спецназ должен быть обученным и теоретически подкованным, чтобы вести за собой мирян узкой дорогой ко Христу.


Материалы миссионерской конференции “Церковные суеверия

Цей запис має 13 коментар(-ів)

  1. Алексанра

    Четко и мирно, здравомыслие радует!!!
    (Балдю.)
    Приятно знать, что критическое мышление не подводит меня. Очень много пунктов созвучны.

  2. Алексанра

    Четко и мирно, здравомыслие радует!!!
    (Балдю.)
    Приятно знать, что критическое мышление не подводит меня. Очень много пунктов созвучны.

  3. дядя

    нет отец игумен, Вы фантазируете, и с удивительной легкостью плюет в Сокровенное. Видно европодход, где псевдообразование, заменило Дух. Но наш игумен, о проблемах просто ддогадался. Ибо небыл ни где(кроме еврозоны)

  4. Марина

    Побольше бы таких статей! Спасибо большое. Но что скажет по этому поводу Игорь?

  5. Лотор

    На глубину корней описанного, кроме построения аргументации автора, указывает в частности следующая мысль приснопоминаемого схиигумена Иоанна, высказанная в письме от 05.01.1955, равно как и само время высказывания:

    "…наши церковники устроили в монастыре приюты с целью воспитать монахов. И что у них вышло? Вышел мыльный пузырь – красивый, но лопнул".

    Иоанн (Алексеев), схиг.. Загляни в свое сердце. Жизнеописание. Письма Валаамского старца. – М.: Приход храма Святого Духа схождения, 2007, 416 с.. – с.305

  6. Николай, студент КазДС

    Спасибо отец игумен!Вы правы и в своих доводах и в том, что решились поведать "рецепты" изготовления этого вкусного на вид меда.

  7. прот. Георгий

    Спасибо, что не обошли вниманием нашу епархиальную конференцию 2006 г. Там еще есть несколько достаточно актуальных материалов.
    Архимандрит Исидор ныне возглавляет Русскую Духовную Миссию на Святой Земле.

  8. Павел Малый

    С пробуждением, отцы-братия! О. Исидору многая и благая лета, помощи Божией в его послушании! А, будет таких игуменов побольше, так и не станут монастыри миной замедленного действия, а, Богу содействующу, будут светом миру, чего ради и задуманы.

  9. Sergej

    да, статья хорошая. но, кажется, ее автор был не так давно представителем РПЦ в Болгарии или что-то в этом роде, а об этом ни слова.

  10. Андрей

    Аминь! Аминь и аминь! Прекрасная статья!

  11. Киномеханик

    "Монашество, как сказал мне тот епископ, – это христианский спецназ. А христианский спецназ должен быть обученным и теоретически подкованным, чтобы вести за собой мирян узкой дорогой ко Христу"

    А этого – тем более. А то у нас любой послушник с неполным средним (зато кучей амбиций) готов поучать всех и вся

  12. Киномеханик

    "Совершенно забыты православные истины, которые изрекли когда-то преподобные отцы-подвижники, что плачущий о грехах своих – духовно выше того, кто одним только словом оживляет мертвого"

    Вот этого бы многим не забывать!

Залишити відповідь