Круглый стол о перспективах христианского единства состоялся в Москве

В рамках ежегодной Недели молитв о единстве христиан (18-25 января) в христианском культурном центре “Встреча” состоялся круглый стол, посвященный проблемам христианского единства. Христиане разных деноминаций, представители межконфессиональных групп собрались вместе, чтобы поразмышлять над предложенной темой: “Путь к единству. Где мы сегодня находимся на этом пути?”. Встреча проходила по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископа Волоколамского Илариона (Алфеева). В дискуссии принял участие сотрудник ОВЦС Джованни Гуайта.


Организатор и ведущая встречи, руководитель молодежного христианского клуба “Осанна” Карина Черняк предложила вначале проанализировать тот путь, который прошли христиане в России на пути к заповеданному Богом единству. Будучи духовной дочерью о. Александра Меня, она вспомнила, что первые шаги в этом направлении были сделаны именно им: в 70-80 гг., невзирая на запреты, он и его духовные чада встречались с католиками и протестантами из разных стран. Многие из гостей тайно привозили в Россию запрещенное тогда Священное Писание, другие книги духовного содержания. “Тогда мы учились друг у друга, помогали друг другу, молились за тех, кого сажали”, — вспоминала Карина Черняк. От имени всех собравшихся она выразила благодарность “западным братьям”: католические и протестантские организации разных стран оказывали огромную помощь в возрождении Русской Православной Церкви, внося свой вклад в издательские, образовательные, миссионерские проекты, в восстановление храмов и монастырей, и эта помощь не забыта православными.


Вместе с тем было отмечено, что тот “общий пресс”, под которым находились все христиане в СССР, сплачивал их. Наступившая религиозная свобода привела к тому, что христиане разных конфессий стали отдаляться друг от друга. “Свобода оказалась испытанием, но это естественно: в условиях свободы все стали “строить собственные дома”. Важно, чтобы это не переросло в неприятие”, — считает Ирина Языкова, которая еще в начале 1970-х гг. была членом христианской экуменической общины Сандра Риги. По словам выступавшей, экуменически настроенные христиане никогда не стремились “разрушить конфессиональные границы, сделать что-то “среднее арифметическое”, но они всегда находят возможность общего служения. Одним из первых таких опытов была миссия “Волга” — совместная миссионерская поездка христиан разных конфессий по поволжским городам в 1992 г. Одна из участников миссии, прихожанка храма свв. Космы и Дамиана, художник и преподаватель Лилия Ратнер вспоминала, что в акции, организованной финскими протестантами, не было “никакого протестантского прозелитизма”: “Мы просто учились говорить с людьми о Христе”.


О том, в каких областях сейчас возможно плодотворное межконфессиональное сотрудничество, говорили участники встречи. Так, председатель Отдела внешних связей Российского союза Евангельских христиан-баптистов Виталий Власенко ожидает продолжения работы возобновленного Христианского межконфессионального консультативного комитета России, первое заседание которого, после большого перерыва, состоится 4 февраля и будет посвящено проблемам семьи. В связи с этим руководитель детских программ Союза ЕХБ Ирина Митрофанова рассказала о том, что недавно впервые, по благословению архиепископа Илариона, в одном из московских православных приходов прошел совместный рождественский праздник для детей из православных и баптистских семей. “Сейчас для совместной работы с детьми и молодежью есть масса возможностей”, — отметила она.


Ирина Мартьянова, имеющая большой опыт организации детских и молодежных международных межконфессиональных лагерей, считает эту область взаимодействия наиболее эффективной: “В таких лагерях мы не работаем только на нашу конфессию, мы вместе говорим о Христе, и это помогает молодым людям найти общий язык”.


Со своей стороны, тему семейного служения продолжил Александр Клименюк — представитель братства супружеских пар “Кана”. Оно возникло в рамках французской общины “Chemin Neuf” (“Новый путь”), основано изначально на католической духовности, но в России представлено, в основном, православными семьями, которые помогают друг другу в разных областях христианского служения.


Для профессора, филолога Ирины Багратион-Мухранели наиболее близка тема сотрудничества христиан в области культуры и просвещения. Лучшим примером такого взаимодействия она считает служение экуменической общины в Бозе (Италия), члены которой любят православие, изучают его и ставят перед собой задачу представить православие западному миру. Этому служат ежегодные международные конференции в Бозе, на которых всегда желанными гостями оказываются православные из России. Об этом, а также об экуменической общине Тэзе (Франция), о Крестовоздвиженском монастыре (Шеветонь, Бельгия), о международном христианском движении “Фоколяре” стоит рассказывать студентам и школьникам в светских учебных заведениях, и для многих из них этот опыт откроет совершенно неведомую ранее область межхристианского взаимодействия, полагает И. Багрантион-Мухранели.


В духовных учебных заведениях разных конфессий также необходимо “раздвинуть рамки”, дать учащимся представление о традициях инославных христиан, считает преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея и Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова. Говоря о межконфессиональном общении, она отметила: “Понятны опасения некоторых, что инославные будут “перетягивать” к себе, но есть такие области, где мы можем без опаски интересоваться и восхищаться дарами друг друга”. Реальный пример того, как избежать “перетягивания”-прозелитизма, привел пастор Виталий Власенко: он упомянул договоренность о “прозрачном диалоге”, которая была достигнута недавно между баптистами и архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном о сферах сотрудничества.


Самым насущным и доступным направлением сотрудничества христиан является социальное служение, уверен диакон Сергей Старокадомский, клирик одного их подмосковных храмов. По его словам, большой опыт католиков и протестантов в этой сфере может быть очень полезен православным в России, поскольку надо признать, что “в нашей православной духовности файл милосердного служения пока не разархивирован”. Тему продолжила представитель московской группы друзей Общины св. Эгидия Светлана Файн, которая рассказала об итальянском опыте служения бедным и бездомным, который теперь осваивается в России.


Весьма перспективными участники круглого стола считают также сотрудничество христиан в области культуры, СМИ. Что касается культуры, то пример не заставил себя ждать: в ходе круглого стола было объявлено, что в рамках Недели молитв о христианском единстве в Москве, в Центральном Доме работников искусств, 24 января в 16-00 состоится концерт – приношение ради христианского единства “Едиными устами, единым сердцем” (в программе — классическая и джазовая музыка, поэзия, христианская бардовская песня).


Для всех участников встречи было очевидно, что диалог и сотрудничество христиан разных конфессий может успешно продолжаться. “В течение двух предстоящих лет мы будем отмечать Пасху в один и тот же день – очевидно, что это не случайно”, — сказала, подводя итоги встречи, Карина Черняк.


Справка. Начиная с 1908 года, ежегодная Неделя молитв о единстве христиан проходит с 18 по 25 января в северном полушарии, и в период праздника Пятидесятницы – в южном полушарии. С 1966 года материалы для размышлений и богослужений готовятся совместными усилиями комиссии “Вера и церковное устройство” Всемирного совета Церквей и Папского совета по содействию христианскому единству. В этом году девизом Недели молитв стали евангельские слова: “Вы же свидетели сему” (Лк 24, 48).


Благовест-инфо

Цей запис має 8 коментар(-ів)

  1. Inquisitor

    Сложно что-то ксазать против благословения Архиепископа Илариона, хотя следовало бы; но – промолчим… Если дары – следствие подвига, то как ими могут обмениваться представители разных деноминаций?! Ведь, в статье говорится об обмене дарами. В массовом протестантизме аскетика не является базисом святости и, напротив, – в Православии – это первейшее условие. Мы можем лишь показывать какие мы добренькие и хорошенькие. Да и заниматься проблемами "негров в Африке" – тоже не наша задача – социальное служение – это преимущественно проблема государства. Акцент с внутренней, созерцательной деятельности на внешнюю смещается в эпоху крестовых походов, т.е. в то время, когда подвижническая жизнь на Западе начинает приобретать исключительно внешний характер. Подвижник Запада вместо того, чтобы раздать всё и идти за Христом в неизвестность (пустыня, юродство и т.д.), начинает "делать добрые дела напоказ" (Франциск Ассизский, кларисинки и им под.). Добрые дела для западного подвижника становятся самоцелью, хотя, по слову прп.Серафима Саровского – они суть средство для стяжания Духа Св. Добродетель по своей природе – дифизична, т.е. она состоит из смирения и действия Божественной благодати, – по характеру же – сокровенна, т.е. совершается в тайне, чтобы Отец Небесный воздал после явно. Пример такой добродетели – свт.Николай, втихаря подбросивший три мешочка золота несчастному отцу троих дочерей. Хотя житие легендарное, но дух, в нём заключённый, отражает евангельскую этику прятания одной руки в то время, когда др. делаешь додро. Думаю, социальное служение – это вид суеты, попытка убежать от внутреннего подвига борьбы со страстями: "стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасуться тысячи" (прп.Серафим Саровский).

  2. Пантелей

    Павлу Малому.
    Началось все с Вас… Диалог требуется во всем, а он требует терпения к инакомыслящим, и даже к тем, кто по Вашему мнению воет.
    из пяти заметок антиэкуменистом оказался только Игорь. Чего испугались остальные? Люди, вы готовы слушать и терпеть несогласных с Вами? Как всегда в христианстве – начни с себя.

  3. Игорь

    Были советские атеисты – стали постсовецкие агностики. Не верили в Бога вообще – теперь веруют во всех сразу.
    Обычная эволюция советского интеллигента.
    Все правы, баптисты, католики… только не права православная Церковь, весь этот цирк отвергающая.
    Вот что мы думаем обо всех подобных сборищах:
    http://www.rusk.ru/analitika/2009/10/29/kak_sozdaetsya_edinaya_vsemirnaya_religiya/

    http://www.rusk.ru/analitika/2009/05/29/za_krasnym_voshodom_-_oranzhevyj_zakat/

  4. timchuk@gmail.com

    Почти все что описанное в статье связанно с храмом свв. Косьмы и Дамиана в Шубине и близлежащим храмом Успения на Успенском вражке. Включая почти все персоналии и утренник с баптистами. Все это немного пугает, если честно – действительно могут накинутся и покусать антиэкуменисты…

  5. Вячеслав

    Ух-ты! Сколько знакомых имён в небольшой статье.
    Почему в Киеве такие встречи не проводятся?

  6. Околоточный

    Антиэкуууууууууууууууууууууууменисты всех стран объединяйтесь.

  7. Рыжий анархист

    А потом грядёт Кирилл, вешает икону со своим ликом и провозглашает себя патриархом всего-всего…

  8. Павел Малый

    Сейчас начнётся антиэкуменический вой…

Залишити відповідь