ДОКУМЕНТ. Обращение Священного Синода УПЦ к верным чадам Украинской Православной Церкви по поводу диалога с представителями неканонических церковных структур

Всечестные отцы, возлюбленные во Христе братья и сестры!


Раскол украинского православия – боль всей Православной Церкви. Вне спасительной ограды Церкви оказались наши единокровные, единоверные братья и сестры. Определенная часть этих людей оказались в расколе сознательно – эгоистично отделившись от Матери-Церкви вследствие ошибок собственной духовной жизни: гордыни, властолюбия, превратно понимаемого патриотизма и пр. Однако, мы знаем, что многие православные верующие, находящиеся сегодня в расколе, оказались там не путем сознательного выбора, а по причине тех или иных жизненных обстоятельств. Многие были совращены лжепатриотической риторикой расколоучителей, некоторые отошли из-за нехватки достоверной информации, а кто-то уже и родился в расколе. Ясно одно: тот путь, которым они идут – не спасительный, но идущие по нему все больше утверждаются в своих ложных взглядах. Наша цель и пастырская обязанность – указать на ошибки и вернуть заблудших в церковную ограду.


Эти люди исповедуют общую с нами православную веру, среди них есть много таких, кто искренне стремится к воцерковлению и приобщению к подлинной православной духовности. Однако, из-за того, что они находятся вне границ канонической Церкви и общения с Вселенским Православием, отделенные не могут достичь той полноты церковности, которая подается человеку через благодатные дары Святого Духа. Возникает трагическая ситуация, когда люди, стремящиеся к единству со Христом, не могут быть ему причастными, поскольку таинства, которые они принимают, лишены спасительной благодати. Мать-Церковь осуждает греховное состояние отделившихся, их стремление отойти, отделиться от полноты Соборной Церкви. Но в то же время мы искренне сочувствуем тем, кто оказался вне церковного общения и молимся о скорейшем возвращении их к спасительному единству со Вселенским Православием в лоне канонической Украинской Православной Церкви.


Руководствуясь заповедью Спасителя “да будут все едино” (Ин. 17:21) и отвечая на просьбу неканонических церковных сообществ, Священный Синод Украинской Православной Церкви создал рабочую группу для подготовки возможного диалога с представителями УПЦ КП[1]. 2 октября этого же года рабочая группа встретилась с представителями этой неканонической церковной группы.


Эти инициативы Украинской Православной Церкви носят пастырский характер. Создание нашей рабочей группы вызвано осознанием необходимости преодолеть церковные разделения в Украине. О готовности к конструктивному диалогу Синод нашей Церкви заявил руководству УПЦ КП, отвечая на их обращение от 14.12.2007 г. Действия Священноначалия Украинской Церкви были одобрены Архиерейским Собором РПЦ, состоявшимся в Москве под председательством покойного Святейшего Патриарха Алексия II 24-29 июня 2008 г.:


“п.25. Освященный Собор, оценивая жертвенное служение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также епископата и духовенства, несущих сегодня свое послушание в непростых условиях религиозной и политической нестабильности в Украине, с благодарностью Богу констатирует факт неукоснительного роста и развития Украинской Православной Церкви, объединяющей во Христе Иисусе православных людей независимо от их политических и идеологических настроений и взглядов.


п. 26. Собор выносит пастырскую благодарность верным чадам нашей Церкви в Украине, хранящим единство духа в союзе мира и любви. Собор одобряет деятельность Священноначалия Украинской Православной Церкви по поиску канонических путей восстановления церковного мира и единства украинского Православия.


п. 27. Нашим братьям и сестрам в Украине, находящимся вне православной церковной ограды, Собор говорит: Мать Церковь со скорбью, терпеливо ждет всех оставивших ее спасительное лоно. Нет греха, которого не просил бы Господь, нет вины, которую Церковь не покрыла бы своей материнской любовью”[2].


Идея восстановления единства Православной Церкви в Украине красной нитью проходила также сквозь все выступления и проповеди Святейшего Патриарха Кирилла во время его недавнего визита в Украину:


“…как Патриарх в том числе и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад… Мое слово, исполненное любви, обращено сегодня не только к вам, жители Донбасса, но и к тем нашим братьям и сестрам, которые находятся в разделении. Мы будем молиться за вас, даже если вы не хотите этой молитвы, мы на коленях будем просить Бога, чтобы Он милость Свою приклонил к Украине, чтобы Он объединил Церковь, объединил народ, чтобы все вместе могли сказать: “Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие””[3].


Касательно церковного раскола в Украине Патриарх Кирилл подчеркнул, что полностью разделяет обеспокоенность разделением, продолжающимся среди православных верующих. Данное разделение, с одной стороны, является болезненной раной на теле Церкви, с другой – оказывает негативное влияние на состояние украинского общества, провоцируя нестабильность и порождая в нем конфликтные ситуации. “Отмечу, – акцентирует внимание Его Святейшество, – что определение способов преодоления раскола находится прежде всего в компетенции самоуправляемой Украинской Православной Церкви. Мы положительно относимся к тому, чтобы единство Православия на Украине было восстановлено путем диалога между Украинской Православной Церковью и отделившимися от нее сообществами, при условии, что этот диалог будет строиться на основании признания всеми его участниками нерушимости канонических норм устройства Церкви”[4].


* * *


Выражая готовность начать конструктивный диалог с неканоническими церковными структурами, Украинская Православная Церковь вместе с тем сохраняет свою принципиальную позицию в отношении исторического факта раскола и его инициаторов. Наша позиция была и остается неизменной: мы считаем, что, с точки зрения православной экклезиологии и канонического права, единственной приемлемой моделью возобновления церковного единства является объединение всех православных христиан в лоне канонической Украинской Православной Церкви, то есть возвращение отделившихся туда, откуда они ушли.


Не изменился наш взгляд и на то, каким именно образом отделившиеся от полноты Церкви могут объединиться с нею. Путь к восстановлению единства лежит через покаяние, то есть через благодатную “перемену ума” и способа жизни отделившихся. Покаяние, к которому Святая Церковь призывает ушедших в раскол, – это не унизительная процедура вымаливания прощения, как это некоторые, возможно, представляют. Покаяние мирян – это признание перед Богом своего несовершенства, ставшего причиной отдаления от Бога и Его Церкви. Покаяние лидеров раскола – это признание перед всей Церковью, и прежде всего перед своими же верующими, собственной вины, сделавшей их “слепыми вождями слепых” (Мф. 15:14).


Украинская Православная Церковь готова забыть о ранах, причиненных отделившимися от нее. Но, искренне желая возвращения наших братьев и сестер, которые, верим, временно пребывают в расколе, мы не имеем права отойти от канонической традиции Православной Церкви. Церковь готова проявить милосердие и по-евангельскому засвидетельствовать любовь к совершающим грех. Но мы не можем принять грех как таковой, то есть собственно раскол. А чтобы уничтожить грех, недостаточно одних дипломатических усилий или встреч. Грех лечится только через покаяние, и мы искренне надеемся, что наши братья и сестры из неканонических церковных структур, и прежде всего их лидеры, найдут в себе мужество для принесения искреннего покаяния.


* * *


Вместе с тем неизменной остается позиция Украинской Православной Церкви касательно вопроса ее канонического статуса, утвержденного в Уставе РПЦ Поместным Собором РПЦ 28 января 2009 г. Считаем, что пересмотр существующего канонического статуса УПЦ является неполезным для церковной жизни. Напоминаем нашей пастве, что Украинская Православная Церковь является частью РПЦ с правами широкой автономии, самоуправляемой в своем управлении, как это отмечено в Уставе РПЦ. Через Русскую Православную Церковь она соединена с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Она пребывает в единстве с Вселенским Православием именно через каноническую и молитвенную связь нашей Церкви с полнотой Русской Православной Церкви. Нынешний статус нашей Церкви является оптимальным для совершения нею своей спасительной миссии в современном Украинском государстве – освящать народ Божий – граждан Украины, соделывая их гражданами неба.


Древняя Киевская Митрополия является продолжателем великой духовной традиции Киевской Руси, наследие которой объединяет сегодня братские православные славянские народы. Осознавая свою историческую ответственность за судьбу этого общего наследия, мы стремимся, чтобы единство нашей Церкви возрастало, чтобы святая киевская земля была не средоточием распрей, а местом единения и освящения, как это было в княжеские времена и как это свойственно самой душе украинского народа.


Цель нашего диалога с неканоническими церковными группами – не желание канонически отделиться от полноты Русской Церкви, а стремление восстановить церковное единство. Диалог – не оправдание раскола и не уступка тем, кто сегодня на нем настаивает, а форма свидетельства о благодатной полноте церковной жизни канонического Православия. Святоотеческая заповедь предписывает нам любить грешника и ненавидеть грех. Именно поэтому мы видим своей задачей, с одной стороны, засвидетельствовать свою искреннюю и нелицемерную любовь к отделившимся, а с другой – донести до их сознания пагубность и бесперспективность избранного ими антиканонического пути построения “единой поместной Церкви”.


Мы должны осознать и следующее: пока между православными христианами в Украине будет существовать трагическое разделение, православная миссия в современном украинском обществе не будет до конца успешной. Рана раскола обессиливает украинское Православие, становится искушением для внешних, дискредитируя Церковь в глазах общества.


Христова Церковь живет по закону полноты любви – закону, который велит нам прощать, проявлять милосердие и молиться о покаянии грешников. Цель нашего диалога с неканоническими структурами – благодатное преображение разума и жизни тех, кто сегодня, верим, временно пребывает в расколе. Начиная диалог с неканоническими сообществами, Украинская Православная Церковь следует Христовой любви, засвидетельствованной в притче о блудном сыне и в словах Спасителя о добром пастыре, оставляющем девяносто девять овец ради спасения одной (см. Лк. 15:4). И на небесах больше радости об одном обращенном грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках. Мы стремимся не к победе или превосходству над братьями, а к их возвращению в спасительное и благодатное лоно Церкви. Обращаясь к верным чадам Украинской Православной Церкви, мы просим вас ежедневно возносить молитвы о возвращении в Церковь отделившихся от нее, чтобы мы едиными устами и единым сердцем могли прославлять Господа.


Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да перебывают со всеми вами!


 


Одобрено Священным Синодом Украинской Православной Церкви на расширенном заседании 24 ноября 2009 года (журнал N71)


Опубликовано на официальном сайте Украинской Православной Церкви 25 ноября 2009 года


Перевод на русский язык: Портал-Кредо






[1] Журнал заседания Священного Синода N45 от 9 сентября 2009 г.



[2] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) “О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви” (http://www.sobor2008.ru/428914/index.html).



[3] Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла в Святогорской Свято-Успенской Лавре 30.07.2009 (http://patriarh.in.ua/ru/node/436).



[4] Письмо-ответ Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Президента Украины В.А.Ющенко относительно вопроса диалога между православными в Украине и снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы.22.09.2009. N 6284 (копия) // Архив Канцелярии Киевской Митрополии.

Цей запис має 23 коментар(-ів)

  1. Протопоп Аввакум

    Околоточному
    Поповское упование, белокриницкий соглас.

  2. Пантелей

    Я не выкручиваюсь. Я говорю о том, что Патриарх Константинопольский сослужить с предстоятелем КП не будет, а с предстоятелями МП сослужит. И в Иерусалиме сослужить с КП не будут. И другие Патриархи высказались по этому поводу достаточно определенно. Конструкция такая – отделившийся от местной церкви, отделяется от всей полноты. Ну не любите вы МП, а других?

  3. Sana03

    От этого документа ничем кроме лже-христианства не веет. А прикрывается все красивыми словами любви, и Христом также. А о простых людях подумали? Мой отец ходит в КП потому-что там понятнее служба, сестра хочет венчаться в церкви КП, потому что она близко и батюшка толково таинство пояснил. Объясняешь – они Бог един, это все политика. И правы, нечем возразить! А у нас на службе причащать крестившихся в КП не хотят, требует перекрещивания (длинная речь перед выносом чаши). Народ не особо думая идет туда где причащают без слов ненависти в форме "любви". Вот так и "спасаемся" обзывая отступниками, предателями и раскольниками ближних своих.
    Кстати я хожу в МП

Залишити відповідь