О посте в Православной Церкви

Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви “Гласник”.

ВОПРОС: От священников я слышал, что для Всеправославного Собора, который должен состояться как Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной Церкви доверено разработать тему “Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи”. В разработке этой темы, говорят, участвовали и Вы. Но среди верующих ходят слухи, что в связи с этим Вы предложили некоторые из существующих постов отменить, некоторые сократить, а в некоторых разрешить “пост на молочной скоромной пище”. Ради выяснения истины в этом деле, надеюсь, что Вы ответите на данный вопрос.

ОТВЕТ: Это правда, что несколько лет назад я, по поручению Священного архиерейского синода, разрабатывал тему с вышеупомянутым названием. Использовал ли Священный синод мою работу, наряду с работами других авторов, о том же писавших, это не вопрос. Вопрос в том, какова моя позиция по данному делу? А она такова, как я изложил ее в некоторых ответах, опубликованных “Вестником” 1 Сербской Патриархии. В главном она такова: Православная Церковь – это Церковь Христова, потому что ее Он основал Собой, всей своей жизнью и всеми делами, и утвердил особо Своей крестной смертью и Воскресением – так что она является телом, которого Он, Христос, глава. После Вознесения Христа Церковь, руководимая Духом Святым, проповедовала евангельское учение, живя по нему и внося его ежедневно в реальности своего существования, не добавляя к нему ничего нового и не упраздняя того, что установлено. Не только за людьми, но и за ангелами небесными святой апостол Павел не признает права проповедовать некое иное Евангелие, кроме того, которое проповедовано (Гал. 1, 8). Изменениями, добавлениями и нововведениями могут похваляться человеческие учреждения и те секты, которые отпали от истинной Церкви Божией, но не Православие.

Одним из установлений божественного происхождения является и установление поста. Еще в Ветхом Завете Господь установил пост как “устав вечный” (3 Моис. 16, 29; 23,27,29). В Новом Завете Иисус Христос, очищая пост от фарисейских примесей и искажений, дает новое божественное подтверждение, что Его ученики будут поститься, словами, а особенно тем, что Сам Он постился. Таким образом, говорит святой Василий Великий, Он нас поучил, “чтобы мы постом укреплялись и привыкали к подвигам в искушениях” 2 . В ранней Церкв и мы видим, что постились святые апостолы и верующие (Деян. 13, 2,3; 14, 23; 1Кор. 7, 5; 2 Кор.6,5). Произведения древних христианских писателей и Святых Отцов подтверждают соблюдение поста в дальнейшем на протяжении истории, так что святой Василий Великий мог с полным правом заключить: “Одним словом, пост всеми святыми руководил в жизни по Богу… так что это наследие путем преемства сохранено до ныне” 3 .

Но сохранение неизменным того, что Церкви как неизменное передано, не означает мертвенности, окаменелости, поскольку способ изложения неизменных истин в новое время может и должен быть новым, а также их введение в жизнь всегда означает “новую тварь”, облечение в нового человека, созданного по Богу (2 Кор. 5, 17; Еф. 4,24).

Так и в деле поста имеется одна сторона, доступная для изменений и доверенная Церкви, чтобы она ими руководила. Эта сторона связана с продолжительностью поста и родом пищи, которую во время поста можно употреблять; ведь история Церкви в разных странах на протяжении времен содержит определенные различия. Даже пасхальный пост, самый древний из всех многодневных, в конце ІІ и начале ІІІ веков не всюду исполнялся одинаково. Святой Ириней Лионский (+202) говорит, что некоторые этот пост соблюдают “один день, некоторые два, некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой день”. Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в субботу, длясь два дня, как это отмечает и святой Ириней. В середине ІІІ века имеются сведения, что этот пост длится целую седмицу, а святой Афанасий Великий (+373) говорит о его продолжительности в 40 дней. 69-е Апостольское правило устанавливает общеобязательность этой четыредесятницы, равно как и пост в среду и пятницу на протяжении года 4 .

Точно так же было и с тремя остальными многодневными постами. Они появились не сразу в той продолжительности, которую имеют сейчас. Еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов, Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, “ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи” 5 . Об Успенском посте, самом позднем из многодневных, нет упоминаний ни в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах нашего святого Саввы, ХІІІ века.

Также и насчет пищи, которая употреблялась в пост, не существовало изнально единообразия во всех частях Церкви. Некоторые соблюдали пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а вечером ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д. А уже в эпоху святого Василия Великого всюду было принята православная точка зрения, что пост установлен в раю заповедью о запрете употреблять плод от древа познания добра и зла и что главный признак его – употребление пищи райской, т.е. в основном растительной 6 . Трулльский собор своим 56-м правилом относительно употребления сыра и яиц по субботам и воскресеньям на протяжении Святой четыредесятницы армянами запретил такую практику для всей Церкви. Со временем во всей Церкви утвердилась позиция, что самый строгий пост состоит в том, чтобы не есть ничего день-два. В иные дни многодневных постов строгий пост заключается в том, чтобы принимать только постную пищу один раз в день. Менее строгий – употребление постной пищи два раза в день. Наименее строгий – пища с растительным маслом и рыба.

Принимая установления о пище в пост, Церковь проявляла особое внимание к больным и престарелым, роженицам и кормящим матерям, а также к тем, кто исполняет тяжелую работу, и для них разрешала смягченный пост с употреблением растительного масла и рыбы.

Церковь определяла также дни освобождения от поста (Двенадцатидневие, т.е. от Рождества Христова до Богоявления, Светлую и Троицкую седмицы), а затем дни, когда в отличие от еретиков с их постом для православных пост запрещался (седмица после недели о мытаре и фарисее – из-за поста у армян) и сыропустную (из-за тетрадитов и яковитов). 

Точно так же Церков проявляла заботу о посте, определяя епитимии для тех, кто пост не соблюдает. Если сравнить эти епитимии с иными, то видно, что нарушение поста уравнивается с самыми тяжкими грехами – убийством, блудом, кражей, клятвопреступничеством и т.д., потому для священнослужителей, которые не постятся, предполагалось извержение, а для верующих отлучение, и даже наивысшая церковная кара – анафематствование 7 . Правило 47-е святого Никифора Исповедника, с целью защиты совести верующих, предписывает, что у священника, который не постится, они не должны причащаться и до того, как он будет предан суду и извергнут 8 .

На значение, которое святые Отцы придают посту, указывают и примеры, которые приводятся из Ветхого и Нового Завета, а также из истории Церкви. Так, указывается на пост пророков – Моисея, Илии, Даниила и троих юношей в Вавилоне, ниневлян, Иоанна Крестителя, апостола Павла. Из истории Церкви известна чудесная помощь святого Феодора Тирона, чтобы христиане сохранились в первую неделю поста от осквернения пищей, которая окроплена кровью и водой идольских жертвоприношений во время царя Иулиана Отступника, равно как и пример царьградских христиан, не пожелавших покупать мясо на рынке в пост, во время голода, несмотря на повеление царя Иустиниана. Святой Феодор Студит, в I Х веке, восхваляет пример 14 христиан, п л ененных болгарами, которые отказались есть мясо в Великий пост и погибли 9 .

На основании этих принципов я в упомянутой работе сделал заключение, что позиция Сербской Православной Церкви на Всеправославном соборе по вопросу поста должна быть такой:

1. Пост – это божественное установление и о безусловном его соблюдении в Православной церкви не может быть споров.

2. Церковь Христова как “столп и утверждение истины” всегда была вправе принимать общеобязательные решения о продолжительности постов, равно как и о пище, которая в постные дни может употребляться.

3. Пост в среду и пятницу, засвидетельствованный во времена самой глубокой христианской древности и Святыми Отцами, предписан 69-м Апостольским каноном и утвержден авторитетом VI Вселенского собора 10 , остается безусловно и далее.

4. Великая четыредесятница, также предписанная 69-м Апостольским каноном, остается безусловно в целости: первая седмица – без елея , а также Великая 11 . В остальные седмицы: среда и пятница без елея, в другие дни с елеем, а в субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться так, как было доныне – соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную.

Разумеется, для больных, для беременных и кормящих женщин, равно как и для выполняющих тяжелые работы и для престарелых, пусть остается так, как предусмотрено сейчас – елей и рыба. 

1. Учитывая, что еще в ХІІ веке Рождественский и Апостольский посты были короче, что церковнославянский Типикон указывает, как некоторые Уставы предписывают начало Рождественского поста 10 декабря 12 , а также в Х V веке и 20 декабря, при том, что никакое общеобязательное решение Церковью о продолжительности этих постов не принималось, то если такой вопрос будет поставлен, считаю, что наша Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост длился две недели, а Петров – одну. Успенский пусть останется таким, каков есть, с разрешением елея, как это сказано о Великом посте. Для монашествующих должно остаться строгое правило, как сейчас, и отно c и тельно пищи.

2. Поскольку Шестой вселенский собор выразил православную точку зрения, что в пост не могут употребляться сыр и яйца, считаю, что при всем этом необходимо остаться, в противном случае это бы означало, что Вселенский собор принял ошибочное решение и что Церковь до нынешнего времени ошибочно поступала, его исполняя. А это бы идейно и практически означало уклонение от православной позиции, с чем клир, монашество и верующие никогда бы не могли согласиться.

3. В связи с тем, что сейчас распространенным стало крещение взрослых, следовало бы, конечно же, и для таких случаев установить обязательный пост одно- (или двух- , трех-) дневный для того, кто принимает крещение, для священника, который совершает крещение, а также для родственников и знакомых крещаемого, если они этого хотят.

4. Что касается тяжелобольных, особенно в случаях болезней, когда нельзя употреблять пищу иную, нежели молоко, мясные бульоны и т.п. – например, после операций на желудок, кишечник и др., если такие операции должны быть сделаны во время поста – считаю, что здесь не будет неуместной аналогия с грудными детьми, которые питаются материнским молоком и физиологически не могут принимать иную пищу, так что от них и невозможно требовать соблюдения поста. Поэтому нашей Церкви следовало бы занять позицию, чтобы таких больных освободить от поста, пока не выздоровеют. Без желания быть “строже, чем закон, правильнее, чем правила и больше, чем заповеди” (святой Григорий Богослов), а также и милостивее, чем святые Отцы, считаю, что по данному вопросу следовало бы принять определенное решение ради успокоения совести и верующих, и врачей-христиан. Ибо мнение Валсамона, что даже и в час смерти нельзя позволять никому оскоромиться, то есть употреблять мясо, все-таки является мнением, которое нигде не подтверждено прямым решением Церкви.

То же самое относится и к отдельным категориям работающих в х имической промышленности , где необходимо ежедневное употребление молока с целью предохранения от отравления.

1. Нужно бы также рассмотреть вопрос о посте военнослужащих и участников военных действий. Ясно, что они не могут продолжительное время поститься из-за своеобразных условий жизни даже в состоянии мира. Считаю, что после краткого, в два-три дня, поста они могли бы приступать к Причастию, а чтобы обязательно постились в первый день Святой Четыредесятницы, Великую Пятницу и Великую Субботу.

2. Я придерживаюсь также мнения, что следовало бы принять определенное решение, с какого возраста надо поститься детям – конечно же, смягченным постом, с употреблением елея и рыбы.

Вот какова позиция, изложенная мною в работе о посте, на упомянутую тему, для Великого Всеправославного собора. Соответственно, в ней нет ни слова об отмене каких-то постов, а тем более о разрешении поста “на белых (молочных) продуктах”, чего Православная Церковь никогда не знала. Думаю, что люди, приписывавшие мне то, чего я не выражал, делали это не злонамеренно, чтобы внести смятение или чтобы себя представить единственными охранителями Православия, а по причине неосведомленности либо легковерности.

Октябрь 1984 г.

Перевод с сербского Ивана Чароты


Глава из книги “Уясним некоторые вопросы нашей веры”. Минск, 2007.

1 См. : Гласник, 1976. С. 12-19; Гласник, 1978. С. 91-94.

2 Слово о посте… // Творения… С.- Петербург, 1981. Т. ІІ. С.82.

3 Там же. С. 77.

4 Ср.: Гласник, 1976. С.13.

5 Атин. Синтагма. Атина, 1854. Т. IV . С. 488. “Ежели кто постится и более семи дней, – продолжает Валсамон, – пред праздником Святых апостолов и перед Рождеством Христовым, будь то постится добровольно, будь то по предписанию ктиторского Типикона, не посрамится”. Соответственно, к продолжительности этих постов более семи дней, пожалуй, пришли прежде всего в отдельных монастырях, по предписанию ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в народ. Но еще Григорий Протосингел в 1431 году пишет, что тогда в Царьграде Рождественский пост некоторые соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а некоторые от 20 декабря (Нектарну Кефала, митроп. Пентаполеос. Историки мелети пери тон диатетагменон нистион. Атина, 1956. С.12).

6 Ср.: Гласник, 1976. С.14.

7 Разумеется, это наказание предусматривалось для тех, кто из еретических соображений не постился (Ср.: Милаш Н. Правила Православнее цркве с тумаче њ има. І. Н.Сад, 1895. С.45).

8 Милаш. Указ. с оч. ІІ . С.534.

9 Ср.: Гласник, 1976. С.17.

10 Ибо 2-м каноном этого Собора провозглашена общеобязательность Апостольских правил.

11 Для монахов первый день без пищи и воды – которые могут, и до среды, – а так же и Великий пяток.

12 Ср.: 14 декабря о начале поста второе “Зри”.

Цей запис має 5 коментар(-ів)

  1. Вячеслав

    Надо заметить, что в 1984 году владыка Павел ещё не был патриархом. Очередное передёргивание со стороны администрации сайта. Не удивительное, впрочем…


    Претензии к составителям книги “Уясним некоторые вопросы нашей веры”, изданной по благословению Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви.

  2. прот. Игорь Прекуп

    ***Каждый,у кого полторы извилины есть,в состоянии определить себе меру***

    А у кого извилин чуть побольше, согласует меру с духовником.

  3. Библиотекарь

    Уважаемый Павел Малый, после запятой надо ставить пробел. Это может и мелочь, но причтении Ваших комментариев мелочи шокируют.
    Я очень извиняюсь.
    А почти во всех вопросах я с Вами согласен.

  4. Пантелей

    Каждый,у кого полторы извилины есть,в состоянии определить себе меру.

    Проив диетологии, а как с постом на самомнение?

  5. Павел Малый

    Отцы-пустынники,что каноны составили,слаще морковки ничего не знали. Да и пост у христиан,- это жизнь подвижническая в разной степени,чего нам диетологию проповедуют? Опять же,отцы-пустынники, в первые времена,со дня на день второе пришествие ожидали,а как не дождались стали правила изобретать,"бремена неудобоносимые". Каждый,у кого полторы извилины есть,в состоянии определить себе меру.

Залишити відповідь