Митрополит Агафангел решил выдвинуть свою кандидатуру на Патриарших выборах?

В субботу 17 января в Киево-Печерской Лавре прошло собрание делегатов, избранных на грядущий Поместный Собор Русской Православной Церкви от Украинской Православной Церкви. Официальные сообщения об этом чрезвычайно любопытном мероприятии были более чем скупы. Тем не менее собрание однозначно засвидетельствовало, что борьба за Московский Патриарший престол переходит, как говорят шахматисты, в эндшпиль.


У дверей сорок пятого корпуса Лавры (где проходило собрание) собралось несколько десятков представителей “православной общественности”, которые с завидным усердием исполняли гимн Российской империи “Боже, царя храни”, читали акафист царю Николаю II и призывали соборян не допустить провозглашения автокефалии УПЦ. В последние месяцы практически все заседания Соборов и Синодов УПЦ проходят в сопровождении подобных пикетов, потому украинские архиереи к ним уже вполне привыкли.


Митрополит Владимир снимает свою кандидатуру


Главным событием собрания стало программное выступление Блаженнейшего Митрополита Владимира. Он четко заявил, что не планирует баллотироваться на Московский Патриарший престол. “Желаю предстать перед Богом сто двадцать первым Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор”, – сказал Митрополит Владимир. Это заявление стало для присутствующих настоящей сенсацией. Напомним, что в декабре 2008 года архиереи УПЦ обнародовали специальное обращение к Митрополиту Владимиру, в котором обещали ему свою поддержку на грядущих Патриарших выборах. Это обращение получило широчайший резонанс, поскольку до этого никто из иерархов Московского Патриархата прямо не заявлял о своем намерении поддерживать ту или иную кандидатуру на Патриарших выборах. После декабрьского заявления украинских архиереев стало понято, что Митрополит Владимир может получить на грядущих выборах не менее четверти голосов. Однако теперь он прямо сказал о своем нежелании перебираться в Москву и о намерении до конца своих дней руководить Украинской Церковью.


Это заявление резко изменило настроение в зале. Выяснилось, что поле для предвыборной гонки, только что казавшееся занятым, освободилось. Некоторые из присутствовавших иерархов сразу же предприняли попытку занять вакантное место. При этом эмоциональное воодушевление сыграло с некоторыми участниками собрания злую шутку. Они не поняли, что снимая свою кандидатуру, Блаженнейший Митрополит Владимир, тем не менее, озвучил в своей речи программные тезисы, которые останутся актуальными для УПЦ при любом исходе Патриарших выборов в Москве.


Программа Митрополита Владимира


В своем выступлении Блаженнейший Митрополит Владимир четко сформулировал те вопросы, на которые Поместный Собор РПЦ должен будет дать ответы, независимо от исхода Патриарших выборов. Вопросы эти следующие:


1. Формальное подтверждение существующего канонического статуса Украинской Церкви (такое подтверждение является технической формальностью с точки зрения Устава Русской Православной Церкви).


2. Поддержка усилий УПЦ по преодолению церковных расколов в Украине и, в частности, поддержка наметившегося в минувшем году диалога с УПЦ КП и УАПЦ.


3. Создание двусторонней комиссии из ведущих представителей богословской науки России и Украины для компетентного обсуждения церковной ситуации в Украине и формированию квалифицированных предложений по вопросу будущего канонического статуса УПЦ и по выработке реальных моделей преодоления украинских церковных разделений.


4. Поддержка стремлений УПЦ найти поддержку всего мирового православия для преодоления церковных расколов в Украине.


5. Принципиальный отказ от политизации церковной жизни и последовательное осуждение “политического православия”, вносящего в церковную среду политические лозунги.


Все эти инициативы были четко и ясно изложены в речи Митрополита Владимира, а также отражены в проекте резолюции собрания. Однако дальнейшее развитие событий вскрыло наличие совершенно иных тенденций среди некоторых соборян.


Одесский ответ


Для людей, хотя бы немного знакомых с современной ситуацией в УПЦ, не является секретом, что главным оппонентом Блаженнейшего Митрополита Владимира и проводимого им курса является в последние годы Одесский митрополит Агафангел. Именно он пытается консолидировать вокруг себя все радикально пророссийские силы в УПЦ и сформировать оппозиционный по отношению к киевскому церковному центру лагерь. И потому не удивительно, что после заявления Блаженнейшего Митрополита Владимира об отказе баллотироваться на Московский Патриарший престол в бой пошла одесская партия, поддержанная некоторыми иерархами УПЦ.


После выступления Блаженнейшего Владимира на собрании развернулась бурная дискуссия, тон которой задавали именно “одесситы”. Тезисы, озвученные самим митрополитом Агафангелом, а также архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном, викарием Одесской епархии епископом Белгород-Днестровским Алексием и секретарем Одесской епархии протоиереем Андреем Новиковым, стали фактически альтернативной программой, с которой пойдет на Поместный Собор партия митрополита Агафангела. Программа эта весьма любопытна.


Если Митрополит Владимир озвучил вполне нейтральный и, по сути, технический тезис о необходимости подтверждения существующего канонического статуса УПЦ Поместным Собором Русской Православной Церкви, то его оппоненты прямо заявили не только о нежелательности такого подтверждения, но и о спорности самого этого статуса. Напомним, что в силу Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 года Украинской Православной Церкви была предоставлена независимость и самостоятельность в управлении, что тогда же было провозглашено соответствующей Грамотой Святейшего Патриарха Алексия. Статус самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии был закреплен за Украинской Православной Церковью и в новой редакции Устава Русской Православной Церкви, принятой в августе 2000 года. Эти решения, в соответствии с тем же Уставом, подлежат утверждению Поместным Собором, на что и обратил внимание Митрополит Владимир.


Митрополит же Агафангел в ответ сделал странное заявление о том, что все указанные решения принимались “условно” и потому сегодня о них лучше и не вспоминать. Протоиерей Андрей Новиков пошел еще дальше. Он прямо заявил о возможности (если не необходимости) пересмотра всех этих решений, как инициированных бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) и потому не имеющих для нынешней УПЦ авторитета. В результате, если Митрополит Владимир в своем выступлении прямо сказал, что нынешний канонический статус УПЦ “прошел испытание временем”, “доказал свою эффективность” и потому ранее принятые соборные решения необходимо просто подтвердить постановлением Поместного Собора, то его оппоненты призвали отказаться от подтверждения этого статуса, а также выразили надежду на его возможный пересмотр в сторону сокращения прав УПЦ.


Далее. В своей речи Блаженнейший Митрополит Владимир назвал одной из приоритетных задач Украинской Церкви преодоление церковного раскола в Украине. Однако со стороны его оппонентов прозвучал призыв к отказу от какого бы то ни было диалога с УПЦ КП и УАПЦ. Дальше всех пошел, пожалуй, архиепископ Ионафан, заявивший, что диалог с раскольниками может принести вред Церкви. По его мнению, все желающие уже определились, где им находиться: в канонической Церкви или в расколе, и УПЦ ныне не должна стремиться к возвращению в свое лоно тех, кто пребывает в составе неканонических церковных объединений. Такая позиция, озвученная человеком, считающим себя преемником апостолов, выглядит, мягко говоря, странно. Ведь это фактически отказ от церковной миссии. Да и как-то слабо стыкуется эта позиция со словами Христа: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? (Мф 18, 12). Если Блаженнейший Митрополит Владимир в своем выступлении сказал, что раскол – это неизлеченная рана на теле Церкви, которая не может не вызывать боли, то в словах архиепископа Ионафана, увы, трудно было заметить боль…


Идея создания двусторонней комиссии также вызвала яростный протест со стороны митрополита Агафангела и его сторонников. И сам митрополит, и его викарный епископ Алексий прямо заявили: “Комиссия нам не нужна”. Те из присутствующих, кто ждал хоть какого-то вразумительного объяснения этой позиции, так его и не дождались. Никаких логических доводов противники создания комиссии так и не высказали.


Отвергли оппозиционеры и предложение поиска поддержки со стороны Вселенского православия. Митрополит Агафангел сразу увидел в этом происки Константинополя и не преминул напомнить об агрессоре Варфоломее (Константинопольском Патриархе, посетившем Киев летом минувшего года), которого “никто сюда не звал”. А секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, бравировавший своим членством в Богословской комиссии РПЦ, даже поведал присутствующим о том, что Греческие Церкви, поскольку связаны со своими правительствами, находятся под контролем Вашингтона. Так что православие у греков давно испорчено, и негоже нам обращать на них внимание. При помощи таких вот содержательных аргументов “одесситы” легко похоронили еще одну вполне здравую инициативу Митрополита Владимира.


Что касается политизации церковной жизни и осуждения “политического православия”, то все тот же протоирей Андрей Новиков выразил согласие осудить лишь националистическую украинскую идеологию, остальные же политические доктрины он предложил не трогать. Заметим, что это заявление отца Андрея было сделано под звуки громогласного пения монархических гимнов, разносившиеся из-за окон.


Таким образом, “одесский десант” фактически противопоставил себя позиции Предстоятеля Украинской Православной Церкви. И хотя митрополит Агафангел заявил, что все происходящее ни в коем случае нельзя воспринимать как проявление недоверия к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, все присутствующие ясно увидели, как фактически все тезисы, выказанные в программном докладе Предстоятеля, были перечеркнуты. Более того оппозиционеры фактически заблокировали прием резолюции собрания, в которой была отражена позиция Блаженнейшего Владимира, даже не допустив голосования по ее поводу.


Ликвидация или капитуляция?


Вполне очевидно, что демонстрация силы, предпринятая митрополитом Агафангелом накануне Поместного Собора, является недвусмысленной заявкой на начало предвыборной кампании. Митрополит Агафангел и его сторонники озвучили свою предвыборную программу. И программа эта в корне противоположна позиции Блаженнейшего Митрополита Владимира. Если нынешний Предстоятель УПЦ сделал ряд предложений по решению главных проблем, волнующих все украинское православие, то его противники заняли крайнюю позицию, отражающую разве что региональные настроения Одессы. Они отказались и от ведения конструктивного диалога с представителями неканонического православия, и от перспективы создания квалифицированной комиссии по обсуждению перспектив церковной жизни в Украине, и от осуждения “политического православия”.


Выступление митрополита Агафангела и его сторонников фактически стало призывом к жесткому изоляционизму. Это был прямой отказ от ответа на вызовы, которые ставит современность перед Православной Церковью. Участникам “одесского блицкрига” казалось, что они проводят спецоперацию по ликвидации противника, однако, на самом деле они совершили капитуляцию перед теми вызовами, не отвечать на которые уже просто невозможно.


И если в минувшем году Украинской Церкви удалось избежать тех проблем, которые возникли в России в связи с деятельностью бывшего епископа Диомида, то теперь стало очевидно, что в Украине существует весьма сильное “продиомидовское” крыло. Не исключено, что митрополит Агафангел будет позиционировать себя на грядущем Поместном Соборе не только как принципиальный противник украинской автокефалии, но и как потенциальный лидер консервативных сил во всей Русской Православной Церкви. Однако вряд ли озвученная им в Киеве программа станет привлекательной для нынешнего руководства Русской Церкви, лояльность к которому так ревностно демонстрирует митрополит Агафангел…

Цей запис має 109 коментар(-ів)

  1. Андрей

    Время и Бог все расставит на свои места. Почитайте прп. Лаврентия Черниговского. Автокефалия єто раскол!!!!

  2. Галина Олександрівна

    Фроліву. Галина Олександрівна Пацюк, м. Київ. А від своїх слів я не відмовляюся. І мій духівник цілком схвалює мою позицію про недопустимість наклепів на нашого митрополита Агафангела, якого поважають всі священники та черниці, з якими я спілкуюсь.

  3. Андрій К

    "По плодам пізнаєте їх"
    Які ще плоди потрібно побачити, щоб пізнати їх?
    агафангеловці (кауровці) ОБЛИЧЧЯ РПЦ в Україні?

  4. Віктор

    Це так, до тієї дискусії, яка була тут кількома сторінками раніше:

    "Сам топоним "Украина" в козацкие времена связывался не с "окраиной", а с "раем": он понимался не просто как название территории (для чего чаще использовалась метафизически и этически нейтральная калька с греческого "Малая Россия"), но как обозначение Нового Израиля (в новозаветном понимании), "идеального Отечества" (сопоставимого с образом "Святой Руси" или сербским образом "Небесной Сербии") – это довольно четко зафиксировано в фольклоре XVII-XVIII веков. "Украина наша Малороссийская" – такой метатопоним вкладывает в уста Богдана Хмельницкого козацкий летописец начала XVIII века Самийло Величко"

  5. Марко Фролів

    А і до речі, Ви сама то – теж "юний анонім". Які претензії до інших? Я називаюсь власним ім’ям і прізвищем. А от які ви "Галина Олександрівна", то ще є питання.

  6. Марко Фролів

    Галино Олександрівно, перехрестіться і підіть помоліться. А ще краще до сповіді. І розкажіть все до крапки, як Ви тут поводитеся і які слова говорите.

  7. Галина Олександрівна

    Анонімні юні розкольники пишуть паскудні, бездоказові наклепи про ієрархів, які язик не повернеться передати. Справжні виродки, вибачте, але іншого слова не підберу. Модератори їм потакають, ніколи не знімають їхню погань з сайту, знімають повідомлення православних людей. Ну що ж, сьогодні ваш час і влада пітьми. Робіть те що маєте.

  8. Ипполит Винница

    Защитники Агафангела, вы бы постыдились. В Виннице Агафангела до сих пор забыть не могут. Срамный грех насаждался без удержки. Возможно в Одессе он состарился и буйство прекратилось, но Винница до сих пор пребывает в шоке. Агафангел никогда не скрывал свои страсти, а ревностная защита этого содомита, говорит только о широком распространении этого срамного греха среди т.н. духовенства.
    http://old.kv.com.ua/index.php?article=7150&number_old=2713

Залишити відповідь