Что такое воцерковление в современной России? Дискуссия на вечере памяти о.Александра Шмемана в МГИМО

Дискуссионная встреча, посвященная 25-й годовщине преставления протопресвитера Александра Шмемана, состоялась 16 декабря в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Сотрудники центра “Церковь и международные отношения” при МГИМО, студенты и аспиранты пригласили священнослужителей и мирян, активно занимающихся миссионерством, не только для того, чтобы почтить память известного пастыря, который многих привел в лоно Православной Церкви. Встреча дала возможность обменяться мнениями по актуальным вопросам, главным из которых стал такой: что такое воцерковление в современной России? Выступавшие в дискуссии рассматривали эту проблему в контексте  наследия о.Александра Шмемана. 


Ключевые вопросы дискуссии сформулировал студент МГИМО Василий Рулинский. По его наблюдениям, зачастую, приходя в Церковь, люди отказываются от осмысления своих отношений с Богом, воспринимая Церковь как “институт, который избавит их от необходимости самостоятельно мыслить”. Как заметил выступавший, воцерковившись, многие склонны к “замене истинной веры благочестием”, к восприятию Христа не как живой Личности, а как “символа”, о чем много писал о.Александр Шмеман. Были отмечены такие непреходящие издержки неофитства, как “излишняя концентрация на внешних вещах”, прагматическое отношение к “специализации” святых (кто от чего помогает), преувеличенная “любовь к прошлому” и т.д. Все это ведет к неосознанному идолопоклонству и самоизоляции, к “отсутствию радости и любви”, без чего невозможно христианство, – той глубокой радости, которой пронизаны “Дневники” о.Александра.


С точки зрения организатора встречи, аспиранта МГИМО Виктора Аверкова, особенностью современного церковного возрождения является “атомизированность приходов”, установка на индивидуалистичность веры, отсутствие церковных общин. Кроме того, сейчас абсолютно актуально звучат слова о.Александра Шмемана о том, что для христианина вся жизнь должна быть “благодарением и богослужением”. Однако в большинстве случав наше христианство заканчивается, как только мы выходим с богослужения, считает В.Аверков. Где проходит граница между литургической полнотой и “жизнью”? – предложил он вопрос для дискуссии.


Первым из “экспертов” выступил игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре. Не отрицая необходимости созидания церковной общины, он подчеркнул, что первоочередной должна стать забота о становлении зрелой личности христианина. В противном случае будет продолжаться та же “аберрация нравственности”, которая часто сопутствует воцерковлению: “нормальный человек” с живой совестью и своим пониманием добра и зла, приходя в Церковь, “теряет нравственную почву” и поступает так, “как сказал батюшка, старец, церковные книги”. Следствием такой безответственности является и национализм, и “прочая расхожая приходская идеология”. О.Петр убежден, что воцерковление должно “не отменять человеческие вещи”, а “возводить естественную нравственность ко Христу”, подавая благословение в таинствах. Что же касается “воцерковления общества”, то оно не может сводиться “к освящению всего, до чего дотянется кропило батюшки”. О “воцерковлении общества” имеет смысл говорить в контексте личного воцерковления, но тогда неизбежно окажется, что “полноценная христианская личность” войдет в противоречие с современным “неофеодальным государством”: такой человек “не позволит манипулировать собой, поскольку оценивает все события с христианской точки зрения”. Примером такой личности – “дерзновенного христианина, человека подлинной культуры, добросовестного христианского мыслителя, додумывающего все до конца, т.е. – до Христа”, является о.Александр Шмеман.


Журналист, ответственный редактор газеты “Церковный вестник” Сергей Чапнин полагает, что 90 %  болезненных проблем воцерковления снимаются, если человек приходит в Церковь через семью. Во многом благодаря “совместному исповеданию” в семье посвятили себя Церкви о.Александр Шмеман и Патриарх Алексий II. По мнению С.Чапнина, общим для этих “несоветских людей” является “опыт детской свободной веры и радости, укорененных в семье”.


Следующий выступавший – подмосковный священник Вячеслав Перевезенцев пришел в Церковь не столько через семью, сколько благодаря о.Александру Меню, став священником через месяц после гибели духовника. Очевидно, поэтому о.Вячеслав “не испытывал таких проблем” воцерковления, о которых говорилось на встрече. Более всего священника беспокоит та “окаменелость сердца”, которая является одной их причин инфантилизма. Поэтому для людей, переступающих церковный порог, “методически” полезно сравнивать Церковь с … альпинистским кружком: если записался, недостаточно изучать теорию, ходить на собрания, надо тренироваться и ходить в горы. По словам о.Вячеслава, приходящему в Церковь не стоит сразу рассчитывать на некие “плоды”; он получает “семена, над которыми надо трудиться”.


Заведующий кафедрой философии МГИМО профессор Алексей Шестопалов, читая “Дневники” о.Александра Шмемана, увидел в них “опыт радости, но и опыт печали” по поводу нестроений в Церкви, о которых так болело сердце автора. Профессор согласен, что “нас многое не устраивает в Церкви”, но критика не должна затмевать сам факт возрождения свободной Церкви после стольких лет государственного атеизма. “Надо ценить то, что мы получили… Больше всего мы ждем от Церкви запаса терпения в наше нетерпеливое время”, – сказал философ.


Клирик храма во имя великомученицы Екатерины на Всполье (подворье Православной Церкви в Америке; ПЦА) о.Вадим Леонов также считает, что в восприятии наследия о.Александра Шмемана существует очевидный перекос в сторону “минуса”. По его словам, “гиперболизация” “критического отношения о.Александра к реальному опыту православия”, к которой склонны как “сторонники”, так и “противники” Шмемана, “убийственна” по отношению к самой личности автора “Дневников”, которого представляют как церковного диссидента. Для самого о.Вадима, знавшего ранее о.Александра как литургиста и историка Церкви, чтение его “Дневников” “нанесло тяжелую травму”: московский клирик увидел в этой книге “черноту в душе”, которая проявилась прежде всего в отношении протопресвитера к таинству исповеди (в “Дневниках” о.Александр не раз высказывается о том, как тяготил его крест исповедника -прим.ред.). Поэтому о.Вадим не считает полезным широко распространять “Дневники” Шмемана, не советует использовать его имя “как щит для продвижения критических идей”.


Архимандрит Закхей (Вуд), официальный представитель ПЦА в России, настоятель Екатерининского храма, учился в Свято-Владимирской семинарии в Америке уже после кончины ее ректора – о.Александра Шмемана. Ссылаясь на воспоминания знавших его людей, о.Закхей отметил, что “самому о.Александру нравилось, когда его считали радикалом”. Выступавший привел ряд противоречий в восприятии наследия Шмемана: так, осуждение о.Александром “духовного элитизма” в монашеской среде не мешает своеобразному “элитизму” самих “последователей” автора “Дневников”. “О.Александр призывает нас увидеть грехи церковной жизни сегодня, но важно помнить, что каждый грех Церкви – это грех против Церкви”, – сказал о.Закхей. Тем не менее, он подчеркнул особую заслугу о.Александра – призыв людей к осознанной вере, к активному размышлению.


Руководитель центра “Церковь и международные отношения” при МГИМО профессор Андрей Зубов возразил: по его словам, о.Александра Шмемана “никогда не считали в Америке церковным диссидентом, да и здесь таковым не считают”. Главное в наследии Шмемана и особенно в его “Дневниках” – это не “плюсы и минусы”, не критика церковной реальности, а “абсолютная честность перед собой”. И этому могут поучиться не только миряне, но и клирики, особенно – советского закала, привыкшие “думать одно, говорить другое, а делать третье”, считает А.Зубов. Кроме того, о.Александра отличает “потрясающее чувство любви – в первую очередь, к тому дару, который он получил в священстве”. Соединив эти две особенности в одну – “правду любви”, профессор подчеркнул, что только на этом и может зиждиться христианская общинность.


Преподаватель МГИМО Владимир Печатнов – выпускник Свято-Владимирской семинарии, богослов  и философ, не согласен с тем, что книги о.Александра могут представлять некую опасность для неокрепших неофитских умов. “О.Александр – это Божий дар миру, а России – особенно. Его послание миру – это радость христианства, предвкушение Царства, данное в литургии, – должно быть услышано в Русской Православной Церкви”, – сказал выступавший. Однако как в России, так и в Америке нужны люди, которые смогли бы “донести послание” Шмемана, чего пока не произошло, отметил он.


В дискуссии приняли участие представители МГИМО, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Паломнического центра Московского патриархата, православных миссионерских групп.


Благовест-инфо

Цей запис має 10 коментар(-ів)

  1. Inquisitor

    Удивляет, что больше подобных "собраний" посвящается профессуре, а не Отцам, тем, кто делами понял и истолковал Откровение Иисуса Христа.

  2. Віталій Д.

    Марку: Справжні цитати Шмемана нагадують іншу історію – те, як фарисеї спотворювали Старий Завіт. Тепер я розумію ті місця з Євангелія, де Христос лютився на них і звав порождениями ехидниными та гробами, побіленими зовні, а всередині повними всякої гнилі. Завжди дивувався, чому так багато місця в Євангеліях відведено взаємовідносинам Христа і фарисеїв. ТОМУ ЩО дістали:-)

    Так само і в часи радянського атеїзму і гоніння на Церкву були "прохвесори", які виривали з Євангелія цитати" Не мир я прийшов принести, але меч", "Вороги чоловіку домашні його", і так далі, щоб показати, яке антилюдське, мовляв, учення церкви.

    Так і зараз, шматуємо і Євангелія, і Святих Отців, і Шмемана з Флоровським і Флоренським. І кожне слово ставимо у такий контекст, який нам вигідний.

  3. Васили

    Характерно проивопоставление церковных людей и оккультиста Ходасевича сотрудничавшего с большевиками Шмеман разумеется на стороне послднего

  4. Марко Фролів

    "Отождествление веры, христианства, Церкви с "благочестием", с какой-то одновременно сентиментальной и фанатической "религиозностью" – как все это утомительно, так же как разговоры об "уставе", о "духовности", весь этот испуг, рабство. "Жизнь с избытком", Царство Божие – низведенные на степень благочестия. И за всем этим – этот страстный интерес к самому себе, к своей "духовности". Всегда занимающий меня вопрос – почему все это столь многих людей так неудержимо привлекает?

    "Зато слова: цветок, ребенок, зверь…" (Ходасевич). Думаю об этих словах, смотря на золотые, пронизанные послеобеденным солнцем деревья за окном, на кошку, на идущих из школы детей. Это меня в сто раз больше обращает к Богу, чем все богословские и религиозные разговоры вместе взятые.

    По Евангелию так ясно: Бога любят святые и грешники. Его не любят и, когда могут, распинают "религиозные" люди".

    Про що тут, любий Андрію? Та про фарисейство! Про фарисейство, яке заполонило Російську православну церкву по самі вічка. Про найстрашніший гріх духовної гордині: "Який я смиренний, який я духовний, не те, що цей митар!"

    Ну і де ж тут, любий Андрію, нелюбов до Православ’я? Тут нелюбов до ран і язв Церкви, нелюбов до тих наривів, які розкрилися на тілі Церкви, нелюбов до лицемірства в ній.

  5. Андрей Яковлев

    вот что говорил протоиерей Владимир Правдолюбов, в семье которого было 11 новомучеников(!) об. о. А.Шмемане

    "о. Шмеману нужно было бы не лечить неизлечимо больную, а искать «здоровую» Церковь, и искать не где-то на полпути от современности к древности, а среди имеющихся в современной жизни христианских исповеданий. Руководящей нитью в поиске должны быть слова Спасителя: «…по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16-20). Церковь, к которой мы с тобой имеем счастье принадлежать, в свой наиболее порицаемый синодальный период дала в начале его целый ряд чудотворцев-святителей (мой дед – прот. Анатолий Правдолюбов – был свидетелем открытия мощей одного из них – свт. Феодосия Черниговского – и сам видел чудеса, которые при нем происходили), в середине синодального периода – сонм подвижников благочестия во главе с прп. Серафимом; в конце – великое множество мучеников, и – в то же время – воспитала рядовых своих членов так, что весь мир дивился нравственной высоте русской интеллигенции и простого деревенского русского люда. Вот наша опора! И при несоответствии наших взглядов ее практике мы должны не ее, практику, менять, а наши взгляды."
    …требование обязательной исповеди перед причащением, – исповеди, которую о. Шмеман с кощунственной иронией именует «…своего рода билетом на причастие…» (с. 302) – есть самое верное исполнение этого требования Златоуста, который считает необходимым приступающему к причащению (как, впрочем, и не приступающему) иметь страх Божий, благоговение и сокрушение сердечное. …
    "о. Шмеману следовать нельзя. Во-первых – о причащении. Прот. Шмеман решает вопрос о нем в протестантском духе: все мы грешны, все недостойны, а Бог всех принимает, прощает и удостаивает"О. Шмеман призывает всех – без всяких ограничений – причащаться, а Златоуст, следуя ап. Павлу, советует испытывать себя и не приступать к причастию даже тогда, когда у тебя есть порочные помышления, не говоря уж о делах….Церковь шмемановские заблуждения погубить не могут, они могут, при формальном единстве, только оторвать от нее людей, увлекшихся его учением. "

  6. Basmach

    Олег, а прот. Олександр (Шмеман) закликав скасувати таїнство сповіді? А цитатку можна?

  7. Оксана

    Что-то я не припомню, Олег, чтобы Господь нам заповедал лгать и возводить наклепы на людей.

  8. Олег

    Но никто из них не призывал отменить исповедь вообще. Меня иногда тяготит пост, но я же не призываю его отменять.

  9. Марко Фролів

    Олег, а Ви прямо інтелігент "до мозга костєй".

    Між іншим, багатьох батюшок тяготить хрест сповідника, але 99% з них не мають сили признатися в цьому, як отець Олександр.

  10. Олег

    """"Для самого о.Вадима, знавшего ранее о.Александра как литургиста и историка Церкви, чтение его "Дневников" "нанесло тяжелую травму": московский клирик увидел в этой книге "черноту в душе", которая проявилась прежде всего в отношении протопресвитера к таинству исповеди (в "Дневниках" о.Александр не раз высказывается о том, как тяготил его крест исповедника -прим.ред.). Поэтому о.Вадим не считает полезным широко распространять "Дневники" Шмемана, не советует использовать его имя "как щит для продвижения критических идей"."""
    Даже на таких грантоедских форумах, как мф видим, попадаются честные священники, которые говорят про то, что есть, про "черноту души" распиаренного либералами протопресвитера. Он никого не любил, не уважал церковных людей, ища от них отдушины в … телешоу – примитивных зрелищах, любимых фермерами и домохозяйками. Ну какой же он интеллигент…

Залишити відповідь