Презентация новой книги игумена Петра (Мещеринова) “Церковь и современность. Вопросы и ответы” (Киев, издательство Центр православной книги, 2008) состоялась 7 ноября в Культурном центре “Покровские ворота”. Презентация сопровождалась живой дискуссией о духовном состоянии современного общества, о тех ожиданиях, которые связаны с Русской Православной Церковью (РПЦ), о языке современной миссии.
Игумен Петр (Мещеринов) – насельник Московского Данилова монастыря, в настоящее время он является заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи (ЦДРМ), а также руководителем Школы молодёжного служения и отделения духовно-нравственного просвещения ЦДРМ.
Книга написана в весьма распространенном жанре: она представляет собой ответы священника на вопросы, поступившие в катехизическую службу одной из епархий Центральной России. Но, как отметил ведущий презентации, сотрудник ЦДРМ Юрий Белановский, особенность книги о. Петра в том, что, в отличие от многих книг подобного жанра, она не только отвечает “как надо”, но и объясняет “почему”.
О книге одобрительно отозвались: игумен Иона (Займовский), ответственный редактор газеты “Церковный вестник” Сергей Чапнин, протоиерей Алексий Гостев, шеф-редактор журнала “Отечественные записки” Никита Соколов, сотрудник Синодальной богословской комиссии, публицист Александр Кырлежев, историк и религиовед Алексей Юдин, православный политолог Кирилл Фролов.
Было отмечено, что новая книга о. Петра – хорошее подспорье для катехизации, “верный путеводитель” для новоначальных христиан, издание, которое можно “спокойно” порекомендовать тем, кто интересуется вопросами веры. Отец Алексий особо отметил, что автор книги дает свои ответы “с взвешенной церковной точки зрения, не впадая ни в елейность, ни в дух постмодернизма, ни в излишнюю субъективность и публицистичность”. Книга отца Петра “написана из живого церковного опыта”, поэтому она “помогает пробудиться” тем людям, которых “устраивает поверхностное пребывание в Церкви”, – добавил отец Иона.
Миссионерская направленность книги не могла не вызвать дискуссии о языке современной проповеди, о том, насколько услышано слово Русской Православной Церкви в обществе, о перспективах миссионерства. Выступавшие анализировали причины ощущения несбывшихся надежд, связанных с Церковью. По мнению о. Алексия Гостева, сами эти ожидания во многом были “романтическими, ориентированными на дореволюционную модель и эмигрантскую публицистику”.
Многие полагали, что, получив свободу, Церковь сразу “возглавит нацию, станет знаменосцем в культурном смысле”. Однако “из-под глыб встать нелегко”, а время, “необходимое для восстановления после тяжелой болезни”, еще не прошло, отметил священник. Однако он признал, что в 90-е годы было живое “ощущение будущего”, потом оно “стало убывать”, а сейчас и вовсе “исчезло”.
Говоря о некоторых итогах 20-летия церковной свободы в России, К. Фролов отметил, что “Церковь не молчала, но и не миссионерствовала так, как хотелось бы”. По его словам, именно активная миссионерская позиция раздражает некоторые СМИ, считающие себя православными. Он подверг резкой критике подобные “миссиофобские СМИ” и призвал расширять миссионерские усилия, учитывая “язык” разных субкультур. Так, по определению политолога, новая книга о. Петра – это “богословие для интеллигентных „чайников”, тогда как надо обращаться и к “простым “чайникам”, и к “офисному планктону”, и к другим, становясь, по слову апостола Павла, “всем для всех”.
На вечере не обошлось и без упоминания о нынешнем финансовом кризисе, одним из следствий которого будет рост спроса на духовную литературу, полагает С. Чапнин. Отец Петр убежден, что наибольшую опасность представляет не финансовый, а “тяжелейший нравственный кризис, который начался, по крайней мере, в 1917 года и еще не изжит”. Спорить с этим трудно: разве не является индикатором нравственного состояния общества отношение к человеческой жизни? Очевидно, что сейчас “человеческая жизнь не значит ничего”, что в корне противоречит христианству, для которого жизнь человека является “величайшей ценностью”, подчеркнул игумен. В условиях нравственного кризиса главный “запрос” от общества к Церкви состоит в чаянии нравственной силы, этического образца. Для этого недостаточно “слов о нравственности” – этика “выражается в праве, в главенстве закона, когда к людям относятся уважительно на институциональном уровне”, отметил автор книги. Он с сожалением констатировал, что многие призывы священноначалия РПЦ в этом направлении (в частности, обращение митрополита Кирилла о включении Церкви в правозащитную деятельность) игнорируются церковным народом, “утопают в вате”.
Особой темой на презентации стала проблема языка: как должна говорить Церковь, чтобы быть услышанной? Игумен Иона заметил, что особый (не богослужебный) стилизованный язык, на котором говорят церковные люди, часто только отталкивает “внешних”. Можно ли ожидать от Церкви, что она заговорит на современном языке? А. Кырлежев полагает, что этот “рецепт” тоже не годится: на этом языке невозможно адекватно выразить реалии веры, а вопрошающие все равно не услышат ответ Церкви, если не будут обладать хотя бы минимальными, “базовыми знаниями” о вере. Именно с такими подготовленными людьми уже можно говорить и о некоторых проблемах искажения церковной жизни, считает эксперт. По наблюдениям Алексея Юдина, дело не только в том, как ответить, но и в том, что “люди разучились задавать правильные вопросы”. Поэтому важно ориентировать людей, с интересом приближающихся к церковной ограде, не столько на разъяснение деталей богослужебного обихода, сколько на главное в христианстве – Христа и Его Евангелие, подчеркнул историк.
Важно было услышать мнение на этот счет нецерковного человека. В качестве такового отрекомендовался Никита Соколов, который также упомянул о том, что Церковь и “культурное сообщество” до сих пор говорят на разных языках, их разделяет “стена”. Однако такие книги, как представленная не вечере, способствуют разрушению этой стены, находя ту “важную грань, за которой популярность и простота не превращается в упрощение”.