Об уникальности выставки
Это первая в Украине выставка периодического самиздата и неформальной прессы, которые выходили в период с середины 1960-х до Независимости Украины. К сожалению, мало кто интересуется, исследует, пишет научные статьи об этой части украинской журналистики, культуры, истории, общественного движения, которое впоследствии послужило одним из факторов провозглашения Независимости Украины.
Я собираю газеты с середины 1980-х годов. Таким образом, пик газетного самиздата проходил у меня на глазах. В то время я начал активно искать, покупать, одним словом, коллекционировать эти листки. Так и образовалась моя коллекция. Она достаточно репрезентативная – показывает все многообразие украинской нелегальной периодической печати и самиздата, неподцензурной литературы и прессы в Советском Союзе и социалистических странах.
На выставке есть стенд, где представлен сам- и тамиздат. Тут есть первое подобное периодическое издание – “Воля і Батьківщина”, издание Украинского национального фронта, которое выходило в подполье на Западной Украине с 1964 года. Над 16-ю номерами этого машинописного журнала работали Зеновий Красивский, Дмитро Квецько, Михайло Дяк, Ярослав Лесив, Иван Губка и др. После раскрытия их деятельности они были осуждены к большим срокам в лагерях и психушках за антисоветскую агитацию и пропаганду. Это издание было националистическим, близким к идеологии ОУН 1940-х годов. К слову, типография, где делали журнал и листовки, была оборудована в “крыивке”.
На выставке также представлена копия “Хроники текущих событий” – машинописного издания, являвшегося ведущим информатором о событиях, происходящих в демократическом, правозащитном, национально-освободительном движении в СССР. Также есть три оригинальных издания из личного дела бывшего политзаключенного Иосифа Зисельса из Черновцов, который был осужден несколько раз. Это бюллетени “Опричнина”, “Жить не по лжи” и “Информационный бюллетень” Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях.
Кроме того, можно увидеть образцы польского, болгарского, грузинского, белорусского и еврейского самиздата.
Так называемый “тамиздат” – это в основном издания, которые выходили в диаспорах (украинской, литовской, русской, еврейской). Книги и журналы изготовлялись в карманном формате и передавались в СССР.
Чуть позже, в конце 1980-х возникло понятие “неформальная печать” (ее еще называют “неправительственная”, “альтернативная”, “независимая”). На 10-ти стендах представлено все ее многообразие: около 200 наименований из тех 1100, которые, по моим оценкам, в то время выходили. У меня в коллекции есть более 700 наименований. Еще несколько сотен мне известны и я надеюсь найти через людей, которые их выпускали, распространяли… Много работы еще впереди, но даже эта часть собрания – беспрецедентна: насколько мне известно, ни в одном архиве или библиотеке мира нет 700 наименований украинского периодического самиздата того периода.
Спрос на новую печать двадцать лет назад был огромен. Несмотря на высокую цену (бюллетень формата А4 из 8 страничек стоил 1 рубль, при том что газета “Правда” большого формата 16 полос стоила 5 копеек), интерес не ослабевал, тиражи росли, потому что все хотели знать, что происходит на самом деле.
Корни современной журналистики
В периодической печати того времени произошло формирование современной журналистики. Последняя не имеет никакого отношения к советской журналистике даже перестроечного периода: практически все ведущие журналисты вышли именно из независимой печати. А еще политики, общественные деятели… Вячеслав Чорновил, Сергей Набока, Михайло и Богдан Горыни, Александр Кривенко, Леонид Милявский, Дмитро Корчинский, Сергей Данилов, Юрий Луканов, Степан Хмара… Все они имели отношение к различным неформальным изданиям. При чем возраст зачастую не имеет никакого значения: так, к полтавской газете “Січ” причастен Роман Скрыпин, ныне известный телеведущий, а тогда, если не ошибаюсь, школьник. В то же время есть издания таких людей, как Иван Гель или Евген Сверстюк, которые уже тогда были в уважаемом возрасте.
О религиозном самиздате
Начало религиозного самиздата в Украине, по моей информации, можно связать с выходом рукописного альманаха “Светильник”, который выпускался в 1968-1973 гг. адвентистами седьмого дня в Киеве. Это машинописное издание, нелегально распространявшееся пастором Александром Парасеем. Также распространялось много баптистского самиздата, который производился как в Украине в подпольных типографиях, так и в Центральной России, Казахстане, Сибири… В этих изданиях, помимо основной информации, содержались сведения о недавно арестованных людях, заметки о том, как написать письмо в тюрьму, как поддержать братьев по вере, узников совести…
Собственно, явление православного самиздата, как и греко-католического, относится к первой половине 1980-х годов. Самым заметным изданием того периода была подпольная хроника Украинской Католической церкви. Потом из нее выросло издание “Християнський голос”, который редактировал диссидент и один из руководителей “Комітету захисту УКЦ” Иван Гель.
О православном самиздате
По моим оценкам, первые православные бюллетени (на выставке их несколько) начали выходить в 1989-1990-х годах. Причем, это две плоды двух абсолютно разных сред. Сторонники возрождения независимой от Москвы Украинской Автокефальной православной церкви группировались вокруг газеты “Наша віра – православ’я”, которая издаётся без малого двадцать лет. Сейчас – под названием “Наша віра”, теперь это внеконфессиональное издание, близкое к УАПЦ. Представлена в экспозиции и газета “Відродження”, издававшаяся львовским братством св. Андрея Первозванного УАПЦ. Это была попытка воссоздания украинской Церкви, уничтоженной сначала большевиками, потом возрожденной во время войны, потом вновь уничтоженной советской властью в 1940-х годах…
Было и второе крыло независимой печати. Некие православные люди, которые находились в рамках официальной церковной юрисдикции, издавали бюллетени, которые использовались как духовно-просветительские листки и для информирования своего круга о событиях в жизни Церкви. По моим оценкам, их было не так уж много, буквально единицы. Одна из них – “Свет Печерский”: издано в Киево-Печерской Лавре, 1990-й год. Причем в номере использованы материалы из дореволюционных “Курских епархиальных ведомостей”. То есть в архивах, старых книгах находили духовно-религиозные тексты, жития святых, перепечатывали их… Оригинальных текстов практически нет. В “Братском слове” (печатный орган православного братства во имя святых Антония и Феодосия, также издано в Киево-Печерской Лавре) публиковались новости православной жизни, поучения, статьи, написанные тогдашними духовными опекунами молодых людей, которые выпускали эти отксеренные листки. Подобные газеты, в основном, издавались анонимно – нет указаний на имена тех людей, которые потрудились над их созданием.
В то время происходило возрождение религиозной жизни, люди тянулись к Церкви и создавали для себя и для ближних издания, чтобы “вчитаться”, набраться, как губка, информацией, найти ответы на жизненно важные вопросы.
Тиражи, как правило, были невелики – от нескольких десятков до сотен экземпляров. Но “Наша віра” или “Віра батьків” (издание УГКЦ) печатались тиражом в несколько тысяч экземпляров – и поэтому их можно найти во многих архивах и библиотеках.
Малые тиражи, анонимность – эти вещи напрямую связаны и с позицией Церкви. Греко-католики и автокефалы во время перестройки активно шли “в мир”, общались с людьми, привлекали в лоно своей церкви. А позиция православных иерархов и новых изданий была, на мой взгляд, излишне консервативной. Они выходили основном для тех, кто уже пришел к Богу, утвердился в вере. Православные издания практически не занимались миссионерством, уклонялись от весьма популярной в то время общественно-политической, историко-мемориальной тематики – в этом их отличие от журналов и газет протестантов, греко-католиков. Последние в это время переживали непростой период выхода из подполья, борьбы за возвращение храмов и легальный статус, и их пресса выступала в качестве активного участника тех событий. Православные же, наоборот, пытались сохранить то, что имели. У православных верующих была необходимость обмена информацией, и именно для этого они создавали свои неофициальные печатные органы.
За распространение православного самиздата не наказывали, я нигде не встречал подобных примеров. Ведь самиздат необязательно содержит запрещенную информацию. Такие издания не были разрешены, но и не запрещались…
Кстати, в 1990-м году начинают выходить официальные печатные органы епархий. До того времени ни одна епархия в СССР не имела своего официального издания. В Украине был только “Український православний вісник”, можно было выписывать и журнал Московской Патриархии. Горбачёвские послабления привели к возможности появления новой церковной прессы и современной православной журналистики. На выставке есть один такой экземпляр – “Єпархіальний вісник” Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ, они печатались уже в официальных типографиях. Подобные газеты выходят почти одновременно и в Хмельницком, Одессе, Донецке, Крыму, Киеве…
Связь с современностью
Православная печать – активно развивается. По неполным данным, в Украине ныне существует не менее 200 православных газет, журналов и листков. Помимо официальных, зарегистрированных церковных изданий, есть и приходские газеты, которые, по сути, являются самиздатом. Приходы не регистрируют свои издания, печатают ограниченное количество экземпляров, некоторые размножают их с помощью ксерокса и распространяют эти экземпляры через храмы. Изменилась лишь технологическая сторона. Раньше была машинопись и отксеренные-отэренные образцы (в научно-исследовательских институтах, где были копировальные аппараты, делали копии), а теперь почти поголовно – распечатанные на принтере экземпляры.
Православие в Украине
"Васлий" – действительно ВАС-ЛИЙ! Прочитайте его "имя". Он так торопился написать гадость на Вахтанга, что своё "имя" правильно написал!
Совсем не странно, что Василий и на сей раз не удержался от помоев и вылили их на Кипиани
Странно что Кипиани на этот раз вылил сравнительно мало помоев на РПЦ Обычно хамит больше обвиняя во сех грхах Живешь на деньги дяди сороса надо отрабатыват