О мировом кризисе (из писем)

Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? “Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”, – сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.


“Кризис” – слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).


Замени слово “суд” словом “кризис” и читай: “Милость и кризис воспою”, “от Господа придет кризис всякому”, “Отец весь кризис отдал Сыну”, “Время начаться кризису с дома Божия”.


Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: “суд Божий!”, наводнение – “суд Божий!”. Начиналась война или эпидемия – “суд Божий!”; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”. Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не “судом”, а “кризисом”. Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.


Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, – богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.


Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово “кризис” перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: “суд Божий!”.


Назови и ты, честный отче, “кризис” “судом Божиим”, и все будет тебе понятно.


Привет тебе и мир от Господа!


Письмо 8 из сборника писем свт. Николая Велимировича

Цей запис має 10 коментар(-ів)

  1. василий

    Св Николай Сербский знал Запад несравненно лучше наших либеальных фанатиков и не любил его Кризис отого что кто-то слишком много жрал

  2. василий

    Св Николай Сербский знал Запад несравненно лучше наших либеальных фанатиков и не любил его Кризис отого что кто-то слишком много жрал

  3. Александр

    А зачем вообще некоторые люди читают православные сайты? Меня как-то на атеистические "ветки" не тянет.

  4. Николай

    Мировой кризис возник оттого, что люди живут не по средствам. Все время печатаются необеспеченные деньги и ценные бумаги. Даются необеспеченные кредиты. Вот и расплата за надменность.
    Как-то святитель Николай сказал, что очень сложно научить чему-то того, кто являясь невеждой, уже поучает других. Это в полной мере относится к Евгению.

  5. Игорь

    Да, воистину владыка Николай был великим святым.
    А критикуют его тут… Это ж Евгений “Меникс” – узнаю ветерана майдана по редкому невежеству.


    Кстати, это был не Меникс. А Игорь Друзь так и не научился спокойной полемике. Сразу на личности переходи и врагов ищет.

  6. Конан

    На другой ветке форума меня спросили, почему я использую слово "фанатики" в адрес "реформаторов" Церкви. Вот живая иллюстрация. Евгений – обычный представитель этой братии, которая шо-то и где-то иногда почитывала, и на этом основании решила учить Церковь. Почитывала как бы помягче сказать, не слишком много, ибо декларирующему себя "правослаавным интеллигентом" человеку не знать, что св. Николай вообще не жил в коммунистической Югославии, как-то странно.
    А если бы даже жил, то что с того? Что представителей "свободного мира" Бог не наказывает? Кстати, этот пропагандистский термин в наши дни обычно употребляют исключительно в издевательском контексте, потому что любому мало-мальски думающему человеку понятно, что такое Запад, ведущий бесконечные войны за мировые ресурсы и промывающий мозги своим гражданам.
    Святитель Николай большую часть жизни провел на Западе, знал все его основные языки, кудьтуру, экономику и политику. Владыка Николай уже в начале 1920 годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться "цивилизованной Европой".
    Он предвидел также и распад коммунистической Югославии, предсказав его буквально в деталях. Когда видишь таких политических агитаторов "свободного мира", дискутирующих с людьми такого масштаба, все время вспоминается профессор Преображенский: вы говорите с людьми с университетским образованием, вам надо молчать и слушать, молчать и слушать! Хотя наибольшие негодяи – это Швондеры, которые подобных молодых людей подстрекают.
    Статья же св. Николая Сербского – блестящая, как и все его труды.

  7. Владимир М

    1. Святитель Николай большую часть своей жизни провел в не-коммунистической (еще) Югославии.
    2. Можно спорить о деталях и частностях, но предлагаемый в письме подход абсолютно библейский = православный. Источник любого зла в мире – отступление от Бога. И пусть на уровне прямых причинно-следственных цепочек это не всегда наглядно, то корень именно в этом. Если мы считаем себя христианами, то не имеем права отказываться от главного критерия при оценке любого исторического явления.
    3. Совершенный грех (отход от Бога) всегда порождает только зло. Бог не наказывает нас в прямом смысле. Он лишь не препятствует последствиям нашего же зла свалиться на нас. Прдложу пусть и вульгарную и примитивную но кажется верную трактовку- человек постоянно занят тем, что подбрасывает кирпичи у себя над головой. 99 из 100 таких кирпичей Бог ловит, не давая им упасть назад.
    4. Не надо обольщаться периодами относительного спокойствия. Вспомните Россию в 1913 году. Мир сей находится в постоянном кризисе. И это можно назвать библейским пессимизмом. Радует же то, что одновременно есть и библейский оптимизм. Кризис этот описывается как муки рождения.

  8. Евгений

    Согласен в принципе с С.

    Святитель Николай – конечно же замечательный святой, но жил в коммунистической Югославии. Оно, конечно, не СССР, но в проблемах свободного общества врядли он разбирался сколь-нибудь серьезно.

  9. С.

    Не думаю, что все неприятности, которые случаются в обществе, можно считать судом Божиим. Да церковь тоже так не считает. Потому что обстоятельства есть и от Бога, и от диавола, и от самих людей. Святитель пишет: "Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного." Ну и что же, признали они Его победу? Нет, продолжили дальше своё финансовое развитие. Да и общество, между прочим, развивается путем проб и ошибок, и не стоит все неудачи или отклонения списывать на суд Божий. Часто мы сами себя судим.

Залишити відповідь