Служение Константинопольского Патриарха в православном мире

Православную Церковь невозможно представить без епископата. Епископ не только есть пастырь для народа, но и видимый символ единства верующих. Права епископата руководить Церковью в ее земном существовании налагают на епископат особую ответственность.


Видимым символом православного единства является вселенский епископ, Патриарх Константинопольский. В том, что именно так произошло, можно увидеть особый Промысел Бога.


С одной стороны, Константинопольский патриархат является частью греческого православия, без которого невозможно себе представить существование Православной Церкви. Догматы церкви были выражены на языке греческого мышления, и эллинизм Промыслом Божиим стал основной формой для православного мировоззрения, единственным содержанием которого есть само христианство. По меткому замечанию выдающегося теолога протоиерея Георгия Флоровского, для верности своей церкви каждый православный должен быть хоть немного эллином, в богословии по крайней мере. Поэтому греческий характер первой по чести патриархии – Константинопольской – является результатом особого промысла Божия, результатом судеб Церкви на земле.


С другой стороны, Константинопольский патриархат не существует на территории собственно Греции. Он волею Божией как бы изъят из исторического бытия, и помещен в трансцендентное измерение священной истории православия. Константинополь есть достояние вечности, и Вселенский патриарх не может смотреть на мир глазами современного грека, но должен смотреть с точки зрения вечности. От искушений национализма и империализма, утопизма и политизации Константинопольский патриархат хранится самим своим способом присутствия в современной истории.


Вселенский патриархат как символ единства православной Церкви находится в духовном сердце человечества, в духовном средоточии Европы. Сегодня присутствие Вселенской патриархии в современном Стамбуле не делает патриарха зависимым от Турецкого государства. Перед лицом Турции Патриарх является исповедником христианства, но не служителем государства. Таким образом, главное искушение для Православия – услужение Церкви перед государством и нацией для Вселенского патриарха исчезло волею Божией. И он может и должен служить лишь Церкви, лишь человечеству.


Распространение православной диаспоры на весь мир значительно усилило вселенский характер Константинопольского патриархата. Ведь многие епархии в диаспоре принадлежат именно Вселенскому патриархату. Все это привело Константинопольский патриархат к принятию миссионерского императива: Церковь призвана благовествовать народам так же как во времена апостолов, и не может только заниматься сохранением сложившихся традиций. Во многом именно позиция Константинопольского патриархата определила, что Православная Церковь в современном мире не есть этнографический музей, но живая и благовествующая Церковь Христова.


Особая роль выпала на долю Константинопольского патриархата в отношениях с Католической Церковью. Более тысячи лет назад конфликтом Рима именно с Константинополем началось официальное исчисление великого раскола. И в двадцатом столетии именно Вселенский патриархат приложил максимум усилий для преодоления существующих разделений. При этом Константинопольский патриархат оказался строгим хранителем православной веры и прав всех православных Церквей. Умение раскрывать истину, возвещенную Писанием и сохраненную Преданием, отличает Вселенскую патриархию во всех официальных документах, принятых в рамках экуменического диалога. Например, Константинопольский патриархат всегда занимал принципиальную позицию в вопросе об Украинской Греко-Католической Церкви, что, безусловно, очень важно для судеб Православия в Украине, отрицая унию как явление, несовместимое с принципиальными нормами христианской экклесиологии.


Константинопольский патриархат с достоинством выдерживает нападки “слева”, со стороны сегодняшнего неолиберализма. Сильные мира сего, зараженные постмодерной верой в отсутствие Истины, желали бы от Вселенской патриархии соглашательской позиции по всем принципиальным вопросам современных экуменических и межправославных отношений. Но Вселенский патриархат не путает своей церковной открытости с беспринципностью современного мира.


Много несправедливо звучит в постоянной критике Константинопольского патриархата “справа”. Начинают такие критики обычно с перечисления всех мнимых и действительных прегрешений Константинополя за всю прошедшую историю, напрочь забывая изречение Спасителя о соринке и бревне. Тысячелетний же исповеднический подвиг в отстаивании догматов Православной Церкви, в самой ее сохранении в истории – все это критиками замалчивается. Все усилия Вселенского патриархата в современности рассматриваются предвзято и одностороннее. Этих критиков Константинопольского патриархата сегодня можно назвать новыми старообрядцами, которые ради сохранения неизменной привычной формы согласны на любой абсурд, противоречащий и вере, и преданию, и соборному разуму Церкви.


Подлинно пастырской является позиция Константинопольского Патриархата относительно современного раскола православия в Украине. С одной стороны, Константинопольский патриархат вот уже полтора десятилетия воздерживается от принятия в свое лоно украинских раскольников. Не знаем, проявила бы другая православная Поместная Церковь такое же терпение в аналогичной ситуации или поспешила бы воспользоваться случаем. Из года в год Вселенская патриархия не успевала свидетельствовать, что единственной канонической православной Церковью в Украине является Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Киевским Владимиром. Согласно с церковными канонами, Константинопольский патриархат не только первый по чести среди православных поместных церквей, но и является высшей апелляционной инстанцией во всех церковных конфликтах. Поэтому его оценка ситуации в Украине столь весома для мирового Православия. С другой стороны, Вселенскому патриарху украинский раскол оказался большей болью сердца, чем многим и многим православным епископам. Патриарх Варфоломей постоянно настаивает на признании ненормальности положения миллионов верующих в Украине, отторгнутых расколом от мирового православия. И на необходимости срочного уврачевания раскола. Многие же местные православные деятели желают раскольникам только скорейшей гибели или же немедленной капитуляции. Такой политический подход, равнодушие к судьбам братьев и сестер, ушедших в раскол, удивителен для христианского сердца и церковного разума. Слава Богу, что подобные деятели и их высказывания были осуждены Украинской Православной Церковью. Но заметим, что Вселенский Патриарх вообще не допускал подобных настроений и сердечно соболезновал отпавшим.


Православные Украины с надеждой открывают новую страницу своей истории в Юбилейный год 1020-летия Крещения Руси и надеются, что Вселенский патриарх, как верный служитель единства Православной Церкви, поможет воцарению любви в сердцах всех православных Украины. Ведь единство православных Украины так же необходимо, как и единство Украинской Православной Церкви со всем мировым Православием. Ведь печаль от разлуки с братиями действительно живет в наших сердцах. И во время торжеств светлого Юбилея она чувствуется как никогда остро.


Геннадий Христокин, специально для “Православия в Украине

Цей запис має 13 коментар(-ів)

  1. Конан

    Да, Олекса знаток истории. Шептицкий благословил дивизию СС "Галиция", батальон "Нахтигаль", убившие тысячи евреев. Он правда спасал евреев как частное лицо. Но этим же занимался и Гитлер, по приказу которого например, спасли врача его матери. Ну что, да здравствует гитлер – праведник мира? Справедливости ради замечу, что в конце войны Шептицкий раскаялся, начал помогать Сталину против УПА.
    Вот с официального сайта УПЦ о Шептицком.

  2. Oleksa

    Sergeu Vislenevu: Patriarh YGKC bil chyt-li ne edinstvennim xristianskim ierarhom vo vsey Evrope, kto ne poboyalsya napisat pismo Gitlery s prizivom ostanovit ybiystva evreev. Riskyia sobstvennoi jiznu on pryatal ih v svoei rezidencii.
    O kakom poklonenii YGKC fashistam Vi govorite?

  3. Иван из Сибири

    Извините, абракадабра вкралась! Следует читать: "фактическим лидером". Забыл клавиатуру переключить…

  4. Иван из Сибири

    Очень интересный абзац:
    "Распространение православной диаспоры на весь мир значительно усилило вселенский характер Константинопольского патриархата. Ведь многие епархии в диаспоре принадлежат именно Вселенскому патриархату. Все это привело Константинопольский патриархат к принятию миссионерского императива: Церковь призвана благовествовать народам так же как во времена апостолов, и не может только заниматься сохранением сложившихся традиций. Во многом именно позиция Константинопольского патриархата определила, что Православная Церковь в современном мире не есть этнографический музей, но живая и благовествующая Церковь Христова."

    Позвольте привести случай, описываемый православным священником из США (Антиохийской юрисдикции) о. Питером Гиллквистом. О. Питер по рождению и воспитанию – протестант. В уже зрелом возрасте, исследовав вместе с группой единомышленников историю Церкви, они пришли к пониманию того, что именно Православная Церковь есть истинная Церковь Христова. В 1985-м году они посетили Стамбул с намерением попросить патриарха Константинопольского принять их группу, вместе с несколькими тысячами единомышленников на родине, под свой омофор. Патриарх был заранее уведомлен об их планах. И он с этими людьми просто ОТКАЗАЛСЯ ГОВОРИТЬ! Впоследствии их приняла в свою юрисдикцию Антиохийская Церковь, которая и является сейчас afrnbxtcrbv лидером правосолавного миссионерства на американском контининте.
    …Все-таки автор смотрит на ситуацию через розовые очки.

  5. Сергей Степанович

    Еще "симфонию с Путиным" вспомнили. В голове-то есть чего, или совсем уже… Ведь Патириарх Варфоломей распинается в любви к турецкоу государству, которое его унижает и мучит. С Россиией и равнять нельзя.

  6. Федосову

    Каноны, на которые ссылаются в Фанаре суть следующие: Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского Собора, 34-е Правило Святых апостолов.

  7. Alexander

    Священники РПЦ на оккупированной немцами территории постоянно жаловались немецко-фашистским захватчикам, что УАПЦ – не церковная. а политическая организация, желающая становления независимой Украины. что противоречит идее Великой Германии" (как сейчас Рассии). Хотя Моспатриархии не было, но душенка у расейских священников всегда была гнилая! Уж извините авторы сайта…

  8. Юлия

    Сергей, каким фашистам? Что-то неизвестно мне о таких фактах. А симфония нынешней МП с путинизмом – верх гнусности.

  9. Сергей Висленев

    "Сколько епископов РПЦ поклонилось большевикам (и до сих пор кланяется в лице г-на Путина)? – Много весьма. – А сколько епископов УГКЦ сделали то же самое – ни одного."
    – ну да, они предпочли фашистов, это куда почетнее кровавого Путина, исчадия ада :)))))

  10. Евгений

    Насчет уврачевания раскола – всецело поддерживаю, но… насчет Украинской Греко-Католической Церкви… Ну нельзя же так до неприличия упирать на каноны. Давайте посмотрим по плодам. Например, сравним количество красно-гэбэшного епископата там и сям. Сколько епископов РПЦ поклонилось большевикам (и до сих пор кланяется в лице г-на Путина)? – Много весьма. – А сколько епископов УГКЦ сделали то же самое – ни одного. – Ну вот и вам и плоды вместе с канонами.

  11. Владимир М

    С написанным автором можно согласиться, но с одной поправкой. То, о чем говориться суть скорее идеальный (или желаемый) образ, икона. Да, хотелось бы именно такого служения, именно такого присутствия Константинопольского Патриархата в современном мире. Но так ли все на практике? Почему например Православная Церковь Америки, которую уж никак не упрекнуть в национализме и этнофилетизме до сих пор не признана Константинополем? Ответ в юридической плоскости. Выходит, что спор о праве о законе снова забивает все. Этакое "не так сели", только в православной обертке.

  12. Федосов С.А.

    "…Согласно с церковными канонами, Константинопольский патриархат не только первый по чести среди православных поместных церквей, но и является высшей апелляционной инстанцией во всех церковных конфликтах…"

    Можно узнать, каким именно канонам?

Залишити відповідь