Блаженнейший Митрополит Владимир предложил рассматривать проблему раскола украинского православия в пастырском ключе

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир выступил 25 июня на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с докладом, в котором глубоко затронул проблему разделений в украинском православии.



Украинская Православная Церковь, активно развивающаяся последние годы и количественно, и качественно, для успешной миссии в обществе обязана, по словам Предстоятеля УПЦ, учитывать социокультурные особенности Украины как страны с двумя различными культурными пространствами: “восточным” и “западным”.



“Эти две общности – украинский восток и запад – различны, но нераздельны – между ними много объединяющего, – сказал Митрополит Владимир. – Это и язык, и история, и культура, но, пожалуй, самое главное – христианство, имеющее единый источник – Крещение святого князя Владимира”.



Перед Украиной – самодостаточным социокультурным пространством – стоит сегодня задача “обретения собственной внутренней целостности через синтез наследия востока и запада”, – подобная этой задача однажды была уже успешно решена при святителе Петре Могиле.



Блаженнейший Митрополит Владимир отметил, что Украинская Православная Церковь – это “единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твердую опору и на левом и на правом берегах Днепра”. Поэтому, по словам Владыки, именно она “может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся “восточная” и “западная” социокультурные общности”.



Все граждане Украины, независимо от их политических симпатий или культурных предпочтений, одинаково дороги для Матери-Церкви, и поэтому, отметил Его Блаженство, “Украинская Православная Церковь делает все возможное, чтобы сохранить свободу от политического и идеологического контекста”.



Он отметил также новую угрозу “фрагментации Православия в Украине по тем линиям, которые разделяют цивилизационно-культурные общности внутри нашей страны”. По словам Предстоятеля УПЦ, этому способствуют политические силы не только внутри Украины, но и за ее пределами. “В результате Церковь в Украине может быть разделена на несколько православных юрисдикций. Церковного мира это Украине не принесет и от расколов ее не спасет. Напротив, такая политика гибельна для единства Церкви в Украине; она неизбежно приведет к новым разделениям и противостояниям, которые, к тому же, могут негативно повлиять на общеправославное единство”, – предостерег Блаженнейший Митрополит Владимир.



Он также назвал три главные угрозы, с которыми сталкивается сегодня Церковь в Украине: национализм, секуляризация и консюмеризм.



Первая угроза уже миновала точку своего апогея, считает Его Блаженство, поскольку украинское общество уже в целом переболело национализмом. Отвечая на этот вызов, Церковь в Украине “не словом, а делом доказала украинскому обществу, что она – плоть от плоти украинского народа, что нам дорога украинская история и традиции, и мы являемся органической частью современного украинского общества”.



Более актуальны сегодня в Украине, по словам Блаженнейшего Владыки, две остальные угрозы: секуляризма, тяготеющего к “некоей эфемерной вере без признаков церковности”, и консюмеризма, превращающего человека в эгоиста, сосредоточенного на потреблении.



На фоне этих вызовов современности особую актуальность приобретает вопрос уврачевания раскола в украинском православии. Этот вопрос важен еще и потому, что, как отметил Его Блаженство, “с каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие в Украине нескольких православных церквей как норму”.



Предстоятель УПЦ призвал не медлить с решением вопроса уврачевания раскола. “Если в состав Украинской Православной Церкви сегодня входит около одиннадцати тысяч приходов, то общее число приходов, находящихся вне общения со Вселенским Православием, составляет около четырех тысяч, – сказал он. – Эти цифры означают, что миллионы православных в Украине находятся вне церковного общения. Они лишены благодати Таинств, и их вечное спасение подвергается угрозе. Поэтому наша пастырская ответственность требует от нас предпринимать самые решительные меры, направленные на уврачевание раскола”.



Одной из существенных предпосылок раскола, по словам Его Блаженства, является упомянутая выше поляризация украинского общества на восток и запад. Поэтому, сказал Митрополит Владимир, “Украинская Православная Церковь стремится максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ, ибо в украинском контексте они не объединяют, но разделяют людей”. “Именно в силу этого мы также не берем на себя ответственности предопределять цивилизационный выбор Украины”, – добавил он.



Предстоятель УПЦ проинформировал участников Архиерейского Собора о решении Собора епископов УПЦ, прошедшего в Киеве в декабре минувшего года, об осуждении так называемого “политического православия”. Руководствуясь пастырскими мотивами, Собор епископов УПЦ указал тогда “экстремистски настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола”. Предстоятель УПЦ сообщил также, что ожидает подобного шага и со стороны представителей самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого, по его мнению, лежит “политическое православие”.



Диалог с раскольниками может быть успешным. Как пример конструктивной позиции Предстоятель УПЦ привел сотрудничество с представителями Украинской Автокефальной Православной Церкви, которые “демонстрируют искренность в намерениях и готовность принимать аргументы другой стороны”. Так, УАПЦ сегодня пересмотрела многие собственные позиции, в частности, осудила этнофилетизм и внесла необходимые экклезиологические уточнения в понимание таких понятий, как “автокефалия”, “национальная церковь”, “национализм”, вокруг которых в Украине сегодня ведется дискуссия.



Однако, отметил Его Блаженство, и в УАПЦ, и в УПЦ КП “вопрос об уврачевании раскола связывается с обретением Украинской Православной Церковью нового канонического статуса”, подобную позицию занимает и украинское государство в лице сегодняшнего его руководства.



“С большой долей вероятности можно предположить, что усовершенствование канонического статуса Украинской Православной Церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп”, – отметил Митрополит Владимир.  Но само по себе это решение не решило бы проблему единства Церкви в Украине, поскольку “очень многие представители епископата, духовенства и мирян в нашей Церкви не готовы отказаться от наличествующей сегодня канонической связи с Русской Православной Церковью”, – добавил Его Блаженство.



“Мы сталкиваемся с двумя противоречащими друг другу позициями, – сообщил Предстоятель УПЦ. – С одной стороны, некоторые утверждают, что автокефалия разрушительна для церковного единства. Однако такая точка зрения, будучи доведенной до своего логического завершения, означала бы, что между Поместными Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это коренным образом противоречит православному учению о Церкви. С другой стороны, существует мнение, что автокефалия – это единственный и безальтернативный способ разрешения украинской церковной проблемы. Эта позиция не менее нелепа”.



Блаженнейший Владыка призвал учитывать исторический опыт обретения автокефалии другими Поместными Церквами, свидетельствующий о том, что “поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви”.



Митрополит Владимир также сообщил, что “Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций”. “Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни”, – добавил он.



Предстоятель УПЦ коснулся также вопроса взаимоотношений Церкви с представителями власти. Он отметил “положительные стороны в отношении нынешнего руководства Украины к Церкви”. “Нас радует, что государство в Украине обеспокоено проблемой церковного раскола и считает его преодоление одной из своих приоритетных задач”, – подчеркнул Его Блаженство.



Но добрые намерения государства, по его словам, могут сочетаться с неудачными способами их реализации, что вызывает угрозу еще более тяжких последствий, когда вместо старых расколов могут возникнуть новые. “Угроза именно такого развития ситуации возникает в том случае, когда представители государственной власти игнорируют позицию наибольшей в Украине Церкви, предпринимают те или иные действия, направленные на уврачевание раскола, без ее ведома, не посоветовавшись с ее Предстоятелем. В таких случаях мы считаем действия нашей власти неправомочными и выходящими за пределы, предусмотренные Конституцией Украины в области церковно-государственных отношений. Чаще всего это касается региональных чиновников, с ревностью не по разуму воплощающих на местах то, отголоски чего, не всегда четкие, слышатся ими в центре.”, – заявил Его Блаженство.



Он также выразил надежду на более конструктивное сотрудничество с государством в разрешении таких насущных проблем, как преподавание христианской этики в школах, осуществление пастырского служения в армии и тюрьмах, а также в вопросах предоставления Церкви статуса юридического лица и реституции церковной собственности.



В заключение своего выступления Предстоятель УПЦ выразил надежду, что полнота Русской Православной Церкви, представленная на Архиерейском Соборе, оценит должным образом серьезность проблемы украинского раскола и вынесет по этому вопросу свое определение.


Православие в Украине

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Николай

    Бедный Блаженнейший. Приходится говорить в двусмысленной форме, и нашим, и вашим. Оранжоиды грозят Лавру отобрать, а церковный народ автокефалии не приемлет. Хороший он дипломат. А мы принадлежим и будем принадлежать к восточнославянской цивилизации. Пусть недалекие политические фанатики веруют в своих "мессий", во вступление в ЕС. Это все невозможно. Сегодня опять ЕС сказал майданутым: а не пошли б вы подальше.
    http://ura-inform.com/politics/2008/07/15/es_ne_svetit

  2. Марк

    Пожалел нас Господь, дал Владыку мудрого.

Залишити відповідь до Марк Скасувати відповідь