Народ Божий и “православные граждане”

Я не сторонник Союза православных братств. Многие идеи, которые проповедуются этой организацией, мне не только не близки, но я считаю их противоречащими здравой церковности. Так, мне кажется, что апокалиптическая паника отказов от идентификационных номеров, боязнь неких будущих электронных паспортов и “чипизации” населения, призывы к покаянию в грехе убийства царской семьи, которого мы не совершали, уводят человека от главного в духовной жизни. Обращенность к антихристу вместо Христа – ловкая дьявольская подмена.


Но есть в деятельности Союза православных братств Украины еще одна идея. Это идея единства Церкви в Украине и России, недопустимости канонической автокефалии УПЦ. Снова же, оговорюсь, что я не сторонник и этой идеи. Думаю, что автокефалия Церкви допустима при определенных условиях. Другой вопрос, готова ли наша Церковь сегодня к этому. Мне кажется, что нет. И одним из главных аргументов к тому, что с автокефалией не надо спешить, является как раз позиция, подобная той, которая озвучивается представителями Союза православных братств Украины и подобными движениями. Как заметил в своем выступлении на Архиерейском Соборе в Москве Блаженнейший Митрополит Владимир, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви.


Церковь – это народ Божий, собранный “под главою Христом” в единстве Его Тела. Среди народа Божия встречаются как сторонники, так и противники того или иного канонического статуса. Некоторым кажется, что автокефалия уже сегодня могла бы помочь преодолеть раскол в украинском православии; другие же считают, что вопрос единства Русской Церкви гораздо важнее, и радеют о возвращении Православной Церкви в Украине статуса экзархата – того статуса, который наша Церковь имела до Патриаршего Томоса 1990 года. Мнения и одних, и других должны учитываться, если мы еще исповедуем принцип соборности в Церкви.


Именно стремясь к тому, чтобы не допустить отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата, в Москву к открытию Архиерейского Собора РПЦ 24 июня съехались представители Союза православных братств Украины и им сочувствующие. Возглавил делегацию лидер СПБУ Валентин Лукияник. Утром в день открытия Собора он читал акафист у входа на территорию комплекса Храма Христа Спасителя в Москве. Вечером того же дня ему пришлось по настоятельной просьбе российской милиции покинуть пределы государства, за духовное единство с которым он выступал.


Что же произошло? По версии некоторых российских СМИ, у Храма Христа Спасителя произошла драка. Сторонники чукотского епископа Диомида подрались с представителями движения “Наши” – российской молодежной провластной организации. В то же время участники пикета (или, как они его называют, молитвенного стояния), приехавшие из Украины, упорно отрицают факт хоть сколько-нибудь значительной потасовки. Может быть, и была где-то драка, но свидетелей ее почему-то пока не находится. Кроме одного.


Этот единственный свидетель (не правильнее ли будет писать это слово в кавычках?) – лидер виртуальной российской организации “Союз православных граждан” небезызвестный Кирилл Фролов. Небольшая группа его людей, а также их “побратимов” из Украины – одноименной одесской организации во главе с Валерием Кауровым, по свидетельству участников молитвенного стояния, внезапно влилась в ряды сторонников СПБУ. Вместе с этой группой подошли и сторонники епископа Диомида, и представители “Наших”. И те, и другие с лозунгами. В этой суматохе наряд милиции задержал лидера СПБУ, посчитав его зачинщиком беспорядков, увез с “места происшествия”, а затем отпустил под гарантию того, что в тот же день Валентин Лукияник покинет пределы Российской Федерации.


Еще раз оговорюсь, что я не сторонник идей, проповедуемых Валентином Борисовичем. Но то, что произошло в Москве, напоминает спланированную провокацию. Мы уже писали, что не так давно пути союзов “православных братств” и “православных граждан” разошлись в разные стороны. Но, что примечательно, деятельность последних (во главе с Валерием Кауровым) была осуждена на последнем Архиерейском Соборе УПЦ, а также было указано и на деструктивную деятельность их заграничных “друзей” (читай – Кирилла Фролова). А вот что касается первых – СПБУ – то, согласно решению Священного Синода УПЦ, их представители должны были присутствовать на Соборе Украинской Православной Церкви, который планировалось провести в декабре сразу после Архиерейского Собора, но затем было решено перенести на лето этого года.


Кауров потом, правда, примирился с Церковью. А затем снова не исполнил того, что ему рекомендовало Священноначалие (изменить название своей организации таким образом, чтобы в нем подчеркивался общественный, а не церковный ее характер). Но дело не в этом.


А дело в том, чтобы, как писал Солженицын, “жить не по лжи”. И не прибегать к провокациям с целью “замочить” оппонентов. За спиной украинских “православных братств” видно реальное движение мирян (и некоторых клириков). Пускай кто-то не согласен с ними (я в том числе). Если есть разные мнения – значит, надо открыто обсуждать их. Но недостойно “православным гражданам” устраивать провокации против своих же православных “братьев”.


Колонка для “Православия в Украине

Цей запис має 3 коментар(-ів)

  1. василий

    Согасен с Сергеем стпановичем Фроов провоатор и помогает автокефалистам

  2. Сергей Степанович

    Ну что же, это правильная статья. Фролов и К все время действуют путем провокаций. Они помогают и обновленцам своей политизацией Церкви и своими выходками. Обновленцы и кауровцы дополняют друг друга. Ярые фанатики украинства, для которых прославление Мазепы с Бандерой важнее всех канонов борются против русских политических националистов, которые, с подачи иных политтехнологов, начинают ассоциироваться с церковным большинством.

  3. Oleksa

    Chto-to "pravoslavnie grajdane" ne komentiryut… Pora otpyskov nastala, chto-li?

Залишити відповідь