Зачем нужен священник?

Три вида служения входит в обязанности священника: служение “отца”, “учителя” и “наставника”. Причем отцовство – функция постоянная, так как, независимо от уровня подготовки, знаний и коммуникабельности, именно он участвует в духовном рождении и жизни христианина, начиная от Таинства крещения и заканчивая обрядом погребения. Учительство напрямую связано с наличием достаточного системного богословского образования. Именно качество учителя является главным, что должны давать духовные школы.


Наставничество же доступно далеко не всем, и приобретается лишь с достаточным опытом пастырской практики, при постоянной самостоятельной богословской подготовке и преумножении данных Богом личных талантов.


Духовный рост священнослужителя, достижения им ранга “наставника” возможен лишь тогда, когда не будет препятствий в исполнении принятой им же, при рукоположении, ставленнической присяги. Редакций таких “Присяг” много, но они очень похожи, и во всех есть следующие обещание:


“Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения.


Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости, и своим добрым примером руководствовать других ко благочестию”.


Можно ли достичь исполнения этой присяги, если повседневная жизнь современного пастыря сопряжена с постоянно возрастающим числом послушаний, к которым ни наставничество, ни отцовство, ни учительство не имеет никакого отношения?


Социальное служение, как-то окормление домов престарелых, тюрьмы и интернаты для инвалидов, хоть и отвлекает непосредственно от прихода, но несут в себе пастырские функции. Нужен священник и в образовательных учреждениях, но только не в качестве регулярного преподавателя с ежедневными уроками или лекциями. Совершенно же не понятны обязанности священника в строительстве храма, в хозяйственной работе, в организации мастерских или предприятий, даже если они востребованы и надобны для церковных нужд.


Священник не должен быть прорабом или коммерческим директором. Это сочетание исключает возможность и богословского, и духовного совершенствования.


К сожалению, нынче критерии “успехов” пастыря очень часто  имеют именно хозяйственный вектор. “Возрождение духовности”, как это ни прискорбно, определяется лишь по количеству построенных и реставрированных храмов, степенью их благолепия. Умение священника находить спонсоров, решать проблемы финансирования строящихся церковных объектов стали критерием, определяющим фактором его  служебного роста. Именно они получают церковные благодарности и награды, становятся “лидерами” в епархиальной структурах, возглавляют благочиния и различные комитеты.


Результат печален. Инициативный, образованный и харизматичный священник практически служит лишь по воскресным и праздничным дням, отдав остальные пастырские обязанности менее активным и знающим клирикам, или возлагает все свои учительские заботы на мирян. Не удивительно, что после такого “учительства” под золотыми куполами храмов с красивой росписью и дорогой утварью царят откровенно языческие и далеко не православные мировоззрения.


Во время последней сессии на заочном отделении КДА мне пришлось жить в лаврской гостинице со священниками из различных районов Московского патриархата. Белоруссия – Урал – Сибирь – Украина и Молдова. Это разные по возрасту, образованию, семейному положению и материальному состоянию пастыри, объединенные, прежде всего, желанием учиться и преумножать свои богословские знания. Но был еще один объединительный фактор: все они сетовали на занятость строительными приходскими проблемами, которые забирают все свободное время священника. О какой качественной подготовке к сессии может идти речь, если отсутствие “успехов” в строительстве влечет за собой епархиальные санкции, вплоть до перевода на более слабый, дальний и бедный приход? Как можно сочетать требования ставленнической присяги: “Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя”, если постоянно необходимо “выбивать”, “доставать”, следить за порядком и ублажать благодетелей?


Вот и бежит настоятель одноклирового прихода на каноне утрени проконтролировать разгрузку цемента; старается побыстрее провести исповедь, так как запланирована встреча в строительной организации или произносит вместо проповеди лишь краткое изложение евангельского чтения по причине того, что кран дали лишь на полдня.


Вот что пишет один из служителей Церкви в своем интернет-блоге:


Священник берет на себя обязанность предстояния пред Богом за свою паству и ответственность за нее; паства же возлагает на себя заботу о житейских попечениях семьи священника. При этом паства должна быть уверенна в том, что за нее действительно молятся, а не просто частички вынимают; живут ее жизнью, болеют их бедами, постоянно открыты к ее нуждам, проблемам и беспокойствам – в любое время дня и ночи… Священник же был бы уверен в том, что его голова не будет болеть об устройстве своего быта и жизни семейства, и все время он мог бы уделить молитве – и не только храмовой; собственному духовному совершенствованию, всем формам словесного служения Богу и ближним. В реальности же получается все иначе…


Наша Церковь знает подвижников веры и благочестия, которых мы называем “строителями”, но все они обладали особыми, святыми талантами, непревзойденными иными их современниками.  Повсеместного требования “строить” не было и нет в церковном Уставе, как нет его и в трудах святых Отцов. Молчит о прорабских послушаниях Иоанн Златоуст в “Шести словах о священстве”, ничего не говорит о необходимости заниматься хозяйственными проблемами и святитель Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в своем труде “Об обязанностях священнослужителей”. Эти отцы Церкви вменяют в обязанность пастырям лишь жертвенность служения, любовь к пасомым, нравственную чистоту, учительство и проповедь.


Сегодня уже не начало 90-х годов прошлого века. Ныне количество ничего не решает. Во главе угла – качественный уровень наших пастырей, а он зависит от исполнения священником только тех обязанностей, которые отвечают его положению и его статусу. Священник несет в себе образ Христа. Поэтому служение священника – есть служение Христово.


У священника не может не быть времени для молитвы и апостольского благовествования. Иначе закономерны вопросы: кто будет за всех ежедневно и постоянно молиться? Кто будет нести слово Христово “во вся языки”?


Да и зачем тогда нужен СВЯЩЕННИК?


Православие в Украине

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Сергей Степанович

    Глупейшая выдумка, будто воцерковлено 2-3%. Это все для того, чтобы доказать нам, что Православие не может претендовать на статус государственной религии. Согласно последним исследованиям, более-менее регулярно причащается в РФ 25% населения. И отождествляет себя с ней более 80% народа. Православие будет государственой религией, можете оставить свои не очень умные аргументы при себе. А клирики, идущие против Святейшего Патриарха и церковного народа, в т.ч. и по вопросу введения ОПК действительно никогда не были и не будут авторитетом.

  2. Юлия

    Как только слышу слова "весь православный народ" – все, дальнейшая беседа бесполезна:)

    и это тоже жжОт, да: "которые никогда не были и не будут авторитетом" 🙂

  3. Басмач

    По-перше, тут не мітинг, не треба розписуватися за "народ", тим більше "православний". Як в Україні, так і в Росії регулярно причащаються не більше 2 – 3 % населення, тому ані український, ані російський народ не є православним. Церковні ж люди дуже різні і думки в них можуть бути різні. Нехай кожен говорить за себе.

    По-друге, ви колись намагалися щось викладати? Я викладаю вже п"ятий рік, і можу стверджувати, що, якщо хочеш підтримувати свій педагогічний рівень, необхідно готуватися до кожного заняття, що забирає багато часу. Ось про це і хотів сказати автор статті, і тут я з ним згоден: якщо на приходського священника навішати ще й викладання, то часу на духовне життя в нього не залишиться зовсім. Я за введення ОПК, але вважаю, що викладанням цього предмету мають займатися або спеціально підготовлені вчителі, або катехизатори з мирян, або священники, для яких це буде основним послушанням (а не додатком до приходських обов"язків).

  4. Петр

    @Нужен священник и в образовательных учреждениях, но только не в качестве регулярного преподавателя с ежедневными уроками или лекциями.@

    Святейший за введение ОПК, весь православный народ за, и только отдельные клирники, которые никогда не были и не будут для Церкви авторитетом, выступают против. Иногда употребляют какие-то маскировочные приемы… Хватит писать ерунду.

Залишити відповідь