Гламурненько, прости Господи. Православие для потребителя

“Да не парься, креветок в пост есть можно!” – услышала я за спиной женский голос. За соседним столиком сидели две дамы, приятные во всех отношениях. Одна из них только что заказала салат “Цезарь” с креветками, чем удивила свою подругу – Великий пост на дворе, как-никак. “Они ни мясом, ни рыбой не считаются, так в Типиконе написано”. “Где-где?” – переспросила собеседница. “Ну книжка такая церковная, там как поститься по всем правилам написано. Я не читала, мне Леша рассказал, он все знает”.


Термин “гламурное православие”, придуманный каким-то неизвестным, но наблюдательным человеком, уже давно прочно вошел в нашу жизнь. Православные СМИ взахлеб обсуждают этот феномен: хорош ли он? плох? почему хорош и чем плох? Гламурному православию от этих обсуждений и осуждений не жарко и не холодно, оно живет своей жизнью, на дискуссии священнослужителей не оглядываясь. У гламурного православия есть особый жизненный цикл: большую часть года оно спит (ненадолго пробуждаясь во время Яблочного и Медового Спасов, да на Рождество), чтобы накопить силы для времени своего абсолютного торжества – Великого поста и Пасхи.


Начинается все в Прощеное воскресенье. “Простите меня, люди добрые”, – голосит на все лады блогосфера. “Прости меня, Светочка, Прощеное воскресенье сегодня”, – говорит одна блондинка другой в “Вог-кафе”. “Бог простит, Катюша. И ты меня прости”, – отвечает Светочка, отбившая на прошлой неделе у Катюши очередного ухажера. На следующий день в разукрашенном позолотой “Елисеевском” (“храме Бахуса”, по меткому определению Гиляровского) на салатиках в отделе кулинарии появляются флажочки с надписью “Дозволяется в пост”. “Азбука вкуса” проводит акцию “Великий повод подумать о здоровье” (“Покупая в „Азбуке вкуса” товары, участвующие в акции, вы можете выиграть одну из 23-х клубных карт World Class – сети фитнес-клубов N 1″). Сайт “Гурман.ру”, обозревая новости столичного общепита, торжественно рапортует: “Московские рестораны подготовили к посту свои щедрые меню. Чего тут только нет! Артишоки! Супы томатные, тыквенные, гороховые! Салаты из всего на свете! Грибы – от опят и боровиков до белых и, разумеется, трюфелей! Оладьи из цуккини! Фасоль в устричном соусе! Фаршированные перчики и пюре из манго с брокколи! Овощные штрудели! Морковные торты! Печеные яблоки в карамели!” Благодать-то какая, Господи! Подумать только, пюре из манго с брокколи! Так и хочется, утирая слезы умиления, повторить вслед за Иваном Шмелевым: “Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?”


“Девочки, Великий пост наступил, – пишет одна из участниц интернет-сообщества для худеющих, – решила воспользоваться моментом и сбросить пару килограммов. Поделитесь вкусненькими постными рецептиками”. “Пост – это не диета! – справедливо отвечают ей товарки. – О душе надо думать!” “К тому же, – добавляет одна из возмущавшихся, – лично я в пост наоборот поправляюсь. Кашки, картошечка, пирожки постные – одни сплошные углеводы! Лучше после поста на диету сесть”. “Кто ж вас заставляет картошку весь пост жрать, – возражает другая. – Я вот в прошлом году пять килограмм сбросила. Салатики делала, капусту квашеную кушала”. И начинаются бесконечные обсуждения того, как сказывается постная диета на красоте и здоровье…


В этом году накануне Пасхи ВЦИОМ опубликовал результаты прелюбопытнейшего опроса населения. Оказалось, что православными себя считают 73 % россиян. При этом каждый второй опрошенный (47 %) затруднился определить духовный смысл Великого поста. Впрочем, среди тех, кто заявил, что смысл поста ему известен, единства тоже нет: 10 % считают, что пост – время очистки организма, а 4 % уверены, что с помощью поста воспитывается сила воли. Впрочем, в той или иной мере пост соблюдают всего лишь 16 % россиян. Зато, как сообщают результаты другого опроса, проводившегося фондом Юрия Левады, Пасху отмечают больше 90 % граждан России. И как отмечают! Широка русская душа и в посте, а уж на Пасху ей и вовсе удержу нет.


Собираются за столом часам к десяти, как на Новый год. Гости нетерпеливо поглядывают на телевизор, в ожидании первого возгласа “Христос воскресе!”, заменяющего в эту ночь бой курантов. “Ну скоро они там, что ли? – восклицает хозяйка, занося в гостиную миску с холодцом. – Может, выпьем уже?” “Ну, давайте по стаканчику, подготовимся”, – одобряет хозяин дома.


Самые благочестивые раньше времени за трапезу не садятся, а идут сначала в церковь. Маленькие приходские церкви в эту ночь не в чести – чем больше храм, тем больше благодати. Лучше всего, конечно, исхитриться и попасть в храм Христа Спасителя – там Патриарх, и президент с женой, и другие знаменитости. Прямая трансляция опять же – если повезет, можно мелькнуть на телеэкране. Только вот вход исключительно по пригласительным билетам. Но непреодолимых препятствий, как известно, нет, и найти вожделенное приглашение при желании можно. Говорят, в этом году подходы к ХХС в пасхальную ночь напоминали сквер у Большого театра перед бенефисом Николая Цискаридзе: интересоваться лишними билетиками народ начинал еще у выхода из метро.


Еще неделю народ продолжает праздновать. Увозят на “скорой” как следует наразговлявшихся с обострением панкреатитов и холециститов (словосочетание “пасхальный панкреатит” уже давно в ходу среди врачей). Собирается дипломатический корпус на традиционный пасхальный прием в МИДе. Интеллигенция идет в Большой зал консерватории на открытие Пасхального фестиваля. Богема отправляется на пасхальные клубные вечеринки. В ресторанах раздают посетителям маленькие куличики, “комплименты от шеф-повара”, и предлагают отведать блюда из специального пасхального меню. Глянцевые еженедельники публикуют статьи “Как наши звезды встречали Пасху”. Магазины снижают цены на шоколадные яйца и итальянские кексы, продающиеся под видом куличей. Всюду жизнь.


И все же, как ни удивительно, вся эта суета не вызывает никакого раздражения. Гламурное, или нет, православие остается православием. И пусть человек заходит в церковь всего раз в году – что ж, это лучше, чем не заходить в нее вовсе. Как мы можем отказать кому-то в праве отметить Воскресение Христово, если Иоанн Златоуст сказал: “Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит”. А к концу светлой седмицы гламурное православие все равно закроет глаза и заснет – до следующего года.


Русская жизнь

Цей запис має 11 коментар(-ів)

  1. Петр

    /сами церковники, за редком исключением любят и культивируют "православный гламур"- рясы из крепдешина, очки солнцезащитные от Версаче, авто известных марок типа Бентли…Всё гламурненько…/

    Только на этом сайте можно прочитать столь крутой эксклюзив. Оказывается, ВСЕ церковники, за РЕДКИМ исключением имеют Бентли да очки от Версаче. Церковники – это значит и батюшки , и дьяконы, и пономари… Когда Вы говорите, "отец духовный", то кажется, что Вы – бредите… Уж извините за прямоту. Насчет Бентли – то их даже у иерархов нет. Назовите хоть одного – интересно, кто у нас так богат.
    И все это богатство у них "на показ". Ума палата у нашего отца духовного в любом случае: если он так думает, то ему пора идти обследоваться на ул. Фрунзе, 103. Если он так ведет антицерковную пропаганду – то гнать надо из грантоедских органов с такой же формулировкой, как Швейка – за идиотизм!

  2. отец духовный

    Да, проблема подмечена хорошо…гламурненькое православие…Это из области иного мира, нецерковного, но по моему сами церковники, за редком исключением любят и культивируют "православный гламур"- рясы из крепдешина, очки солнцезащитные от Версаче, авто известных марок типа Бентли…Всё гламурненько…Но православие ли это? Нет. Православие это уметь любить Бога; ближнего;больного, уметь переносить испытания жизненные, такие как нищета и болезнь, смерть,уметь видеть посещения Богом в радостях и скорбях, иблагодарить Его за это. Дать милостыню нищему – но так чтоб никто этого не увидел.
    А всё что на показ, это тоже неплохо, но как сказал Христос, они уже получают награду свою.

  3. Константин

    Мне статья не понравилась. Это осуждение, по-моему. Внешних же судит Бог, как говорит апостол. Для многих людей Пасха – дань традиции и это трагедия целых поколений, воспитанных в этом ключе. Нам не осуждать нужно, а помогать им стараться. Пусть хотя бы так они о церкви раз в год вспомнят. Надо бы динамики погромче вокруг всех храмов в пасхальную ночь, чтобы хоть кто-нибудь из них новое для себя услышал. А креветок в пост и настоящие православные едят, это как кому по силам. В семинариях, сколько я знаю, и рыбу в пост готовят.

  4. Игорь

    /Начинающие – это те, кто пытается вслушиваться о чем поется на службе, читает Евангелие, духовные книги, кается, исповедуется, причащается, молится, борется со своим грехом… – вот начинающие, а то так – грех один…"
    Когда речь идет об общении с католиком, или сектантом, СОВСЕМ не признающими наши таинства, а не то что редко причащающихся, то либералы им обязательно "толеруют" – они ж идеологически близкие. Когдя речь идет о тех русских, кто постепенно движется к вере, либерал превращается в настоящего цербера, фанатичного ревнителя строгих канонов. Сделали люди хоть какой-то шажок, хоть через постное меню, которое само по себе помогает бороться со многими пороками, и то слава Богу…

  5. Андрей Кравченко

    Андрею – да, да, да один сплошной грех))), почти смертный)))
    Ну с чего вы взяли? Вопросы еды по мнению Апостола глубоко нейтральны. А если люди сознательно идут на ограничение, то это может быть маленькой жертвой, маленьким шагом к Богу.
    Как расценит эту жертву Господь, это не наше дело. Куда может в будущем привести этот маленький шаг мы тоже не знаем.
    А то что многие люди не понимают цели/природы поста, так это говорит о недостаточной неэфективной проповеди нашей Церкви.

  6. Андрей

    Начинающие – это те, кто пытается вслушиваться о чем поется на службе, читает Евангелие, духовные книги, кается, исповедуется, причащается, молится, борется со своим грехом… – вот начинающие, а то так – грех один…

  7. Петр

    В сущности сама журналистка и ответила на свой текст. Такой себе гламурчик нужен для начинающих. Ну не требовать же от них в самом деле поститься по монастырскому уставу. Поэтому можно считать материал верным.

  8. Игорь

    В мире есть определенный процент пошлости, который сопровождает любое дело. Это ще Розанов отмечал. Однако я радуюсь моде на Православие. Лучше не ходить в ресторан во время поста, но воцерковляются же люди постепенно. Пусть лучше человек вместо мясоедства и водки, толкающих на блуд и другие пороки, покушает постного. С чего-то надо начинать. Никто на этом сайте не возмущается реальному гламуру, тошнотворным фильмам, растлевающим народ. Вот на что надо направить критический пыл!

  9. anglus

    все правильно. кроме одного. Златоусту то Слово, что читается на Пасху, не принадлежит. датируется 10 веком. а так все правильно 🙂

  10. Екатерина

    Спасибо за статью, интересная. Много правды, к сожелению..

  11. Сергей

    Мне кажется, это самое "гламурненькое православие" существует и вне периода поста. Купить пачку больших свечек, раздать щедро подаяние нищим – это ведь и вне поста возможно. Просто для людей, "гламурненько" живущих, и православие под их стать.

Залишити відповідь