Концерт памяти священников Ильи Шмаина, Георгия Чистякова и Александра Геронимуса состоялся в Москве




прот. Илья ШмаинМосква, 8 мая, Благовест-инфо. Концерт памяти трех православных священников — о. Ильи Шмаина (1930-2005), о. Георгия Чистякова (1953-2007), о. Александра Геронимуса (1946-2007) состоялся 6 мая, в день православного поминовения усопших (Радоница), в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Ансамбль молодых музыкантов “Amici di Bach” исполнил любимые произведения этих православных пастырей: И.С. Бах. Кантата “Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen” (BWV 12) и мотет “Jesu, meine Freude” (BWV 227). Во втором отделении прозвучали сочинения художественного руководителя и дирижера ансамбля Ивана Великанова (внука о. Ильи и духовного сына о. Георгия Чистякова), написанные в память о священниках: оратория “Семь слов Христа на кресте” и “Поминальная”.


о. Георгий ЧистяковПеред началом концерта выступил Кирилл Великанов – зять о. Ильи, друг о. Александра и о. Георгия и духовный сын последнего. В своем кратком слове он говорил о духовной близости между этими “столь непохожими друг на друга пастырями”, которая определяется их отношением к культуре, к творчеству. По словам К. Великанова, о. Илья, по светскому образованию математик и музыкант, по призванию философ, “вообще не отделял культуру и творчество от Церкви и духовной жизни, признавая различие между прекрасным и уродливым, добрым и злым, но не между церковным и светским”. О. Георгий, историк-античник, филолог-классик, “все богатство своей науки использовал для лучшего понимания Евангелия, он как бы вернул многим церковным людям достижения научной библеистики, прибавив к ним глубину собственного прочтения”. Для о. Александра сочетание “тонкой мистической глубины святоотеческого богословия”, в которую он был погружен, и “неизбежного рационализма любой науки” представляло особую проблему. Но он, будучи математиком и философом, “не отказался ни от науки, ни от веры и совершил подвижническую работу по оправданию науки в глазах веры и веры в глазах науки, распространив свою “оправдательную” деятельность на культуру вообще”.


прот. Александр Геронимус“Сегодня мы вспоминаем о них с благодарностью”, — заключил выступавший, поблагодарив также тех, кто способствовал проведению концерта. В их числе – архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который осенью прошлого года горячо поддержал идею музыкального поминовения трех православных священников, а также нынешний глава архиепархии Божьей Матери в Москве, архиепископ Паоло Пецци, который присутствовал на концерте. Как сказал монсеньор Пецци агентству “Благовест-инфо”, из трех поминаемых священников он лично знал только о. Георгия Чистякова, который запомнился ему прежде всего своим “глубоким переживанием христианства”, “живым толкованием Евангелия”.


Далее Кирилл Великанов зачитал отрывки из наследия трех священников, свидетельствующие “о смерти и воскресении, о жертве, творчестве и свободе и о нашей будущей встрече”: это проповедь о. Ильи Шмаина в Великий Четверг, проповедь о. Георгия Чистякова в Неделю жен-мироносиц (1994 г.) и отрывок из цикла бесед о. Александра Геронимуса о Символе веры (1999 г.). “Когда мы встретимся после разлуки, может оказаться, что ее не было”, — этими словами о. Александра завершилась вступительная часть, после которой были исполнены произведения И.С. Баха.


Б. Тычинский, И. ВеликановВо втором отделении музыканты и вокалисты (среди которых была и внучка о. Ильи Мария Великанова) переместились с хоров к солее храма, где перед большими портретами о. Ильи, о. Георгия и о. Александра были исполнены “Семь слов Христа на кресте”. Известны оратории на эту тему Генриха Шютца, Йозефа Гайдна, Софьи Губайдуллиной. Сочинение Ивана Великанова необычно не только в отношении музыкальной композиции, но и в выборе солистов. Так, партию Христа исполняет мальчик лет 11 – Борис Тычинский. “Я выбрал дискант мальчика — мне хотелось, чтобы в голосе не было никакого пола, и хотелось максимальной возвышенности. Возможно, у слушателей возникли ассоциации с ангелом, а не с Иисусом. А еще наверняка некоторые подумали: мол, ребенок, на кресте. Но мой выбор будет понятен, если мы вспомним, что Христос – Агнец Божий, что тоже имеет отношение к детству”, — объяснил свое решение молодой композитор корреспонденту “Благовест-инфо”.


Он ответил также на вопрос, который наверняка занимал некоторых слушателей концерта: почему музыка в память о православных пастырях исполняется в католическом соборе? “Мы решили устроить наш концерт не в концертном зале, а все-таки в храме, потому что все эти священники не мыслили для себя вне храма никакой жизни. Но в православном храме очень трудно устроить концерт с произведениями, включающими не только пение, но и инструментальную музыку. В православных церквях нет концертной традиции, тогда как в католическом соборе – это неотъемлемая часть. Что касается Баха, то если в какой-то акустике он и звучит в Москве, то только здесь, в костеле”, — сказал И. Великанов. По замечанию Кирилла Великанова, “никакого нарочитого акта экуменизма в этом не следует видеть”. Сын о. Георгия, Петр Чистяков добавил: “То, что этот концерт состоялся здесь, вряд ли может вызывать вопросы. Это только хорошо, ведь не должно быть никаких разделений между христианами”. Он отметил также, что о. Георгий “очень ценил Баха, как и всю западную традицию духовной музыки”.


Благовест-инфо

Залишити відповідь