Изба и метро в сравнении с храмом

Сейчас много говорят о Церкви – какой ей быть сегодня, в нашем обществе – совсем другом, чем общество XIX века? Переводить ли богослужение на русский? Как часто причащаться? Обязательно ли стремиться к реставрации монархии? Вводить ли преподавание православия в школе и в каком виде? Строго соблюдать предписания о посте или больше обращать внимания на социальное служение? И т.д. и т.п.


Но это, в конечном счете, не главное. Я, кстати, считаю, что во всех этих вопросах нужно больше свободы и многообразия – тут уж пусть каждый ищет свое, оставаясь в рамках церковного вероучения и церковной организации. А главным мне представляется на данный момент вот что… И не мои это мысли, совсем не мои. Я уже даже не помню, где я их слышал и читал, но слышал и читал не раз. А мысли вот какие.


Крестьянин прошлых веков жил в тесной деревянной избе, освещенной лучиной, ел пареную репу и ржаной хлеб, носил домотканные портки и рубаху. В воскресенье он приходил в громадную (по сравнению с избой) каменную церковь с восковыми свечами, пшеничными просфорами, золочеными окладами икон, расшитыми облачениями, дымом ладана… Все его чувства воспринимали “божественное” как что-то неизмеримо более высокое и лучшее, нежели его быт. Но даже и не это главное! В его повседневности было очень мало слов и образов, не связанных с его собственным бытом, и вращался он в узком кругу родных людей и простых понятий – а здесь особый, торжественный язык, благолепное пение, иные имена и лица уводили его от повседневности высоко и далеко, говорили ему о вещах, которые, может быть, он плохо понимал, но к которым тянулся уже только потому, что они были неизмеримо прекраснее обыденности.


Сегодняшний горожанин окружен показной роскошью. Будет ли церковь для него просторнее и многолюднее мраморной станции метро? Будет ли пение левого, да и правого клироса ему приятнее концерта? Будет ли оклад иконы роскошнее музейной выставки? Облачения – стильнее новой коллекции от кутюр? Будут ли те слова и образы, которые предложит ему богослужение, неожиданнее и увлекательнее новых фильмов, книг, компьютерных игр и сайтов – того потока яркой информации, который захлестывает его ежеминутно и ежесекундно? Нет, нет и еще раз нет. Поэтому в Церкви он ценит другое – искренность, камерность, интимность. В идеале Церковь для него – это как у вечернего костра в трудном походе петь под гитару о главном, и знать, что надежнее и вернее этих людей у тебя нет и никогда не будет. Предельная честность и простота.


Вот почему мы так ценим небогатый деревенский храм, где и народу немного, и батюшка не чудотворец, а просто искренний и хороший человек, который действительно знает и любит нас. Как же редко это бывает… Если не находит этого человек, открывшийся вере – бывает с ним что угодно, от атеизма до сектантства, а чаще всего – вялое безразличие: ну да, Бог есть, ну да, как же… только лучше я без попов как-нибудь обойдусь.


Норма у нас – совсем иная, навеянная духом времени. Много говорено уже о “комбинатах ритуального обслуживания населения”, но ведь это поддерживается с обеих сторон, это же мы везде так живем. Мы приходим в магазин, клинику, салон, дожидаемся своей очереди, получаем товар или услугу от специалиста вместе с подробной инструкцией по ее применению, и нам совершенно не важно, как он ее сделал и из чего. Он ведь специалист… да лучше даже и не знать, вдруг там что-то генно-модифицированное, или бельков для этого убивают, или собирают эту технику за копейки дети в какой-нибудь Малайзии. Неважно, мы деньги заплатили, инструкцию кое-как исполнили, и баста.


И в Церкви порой точно то же самое: дождись очереди, заплати, получи кусочек благодати с подробной инструкцией по применению. Ее для тебя произвели специалисты, не лезь в их дела, а перечитай инструкцию. Так будет удобнее и тебе, и им. Только это уже не будет Церковь. Совсем.


А что делать? Да я не знаю, право слово. Эксперименты по построению общинности в одном, отдельно взятом приходе тоже бывают всякие, и не всегда безоговорочно радуют – а много где эта радость вырастает как-то сама, безо всяких экспериментов. Все очень индивидуально и зыбко. Так что я действительно не знаю, что тут делать – но проблему эту ощущаю очень остро.


Публикуется с разрешения автора


Блог автора

Цей запис має 10 коментар(-ів)

  1. Петр

    "сайт-то для тех, кто хочет верить РАЗУМНО".
    Это сайт для тех, кто поклоняется идолу либеральной социальной утопии. Это, собственно, те же большевики, только утопия еще более богопротивная и нелепая.

  2. Игорь

    Похвали Русь – эти юные друзья скажут что ты идола творишь. Зато похвали США – скажут, что ты "прогрессивный". Они увы всегда мечтали о вступлении в ЕС и тому подобном бреде. Это их настоящая религия.

  3. Андрей

    А мне нравятся такие как Петр и Иван – без них было бы скучно 🙂 Ведь интересно же со всех точек зрения посмотреть на проблему.

    "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…"

  4. Владимир М

    Изо всего падший человек способен сделать идола. История Церкви последних 100 лет показывает нам как идола охранительства (держать и не пущать), так и идола безудержного реформаторства (есть ведь те, которые уверены, что нет будущего у Церкви без женатого епископата). Ценно ни охранительство само по себе, ни реформы сами по себе. И сохраняя прежнее и вводя новое дай Бог нам помнить о том что такое Церковь и зачем она. Мне кажется, что статья эта очень выиграет если читать ее вместе с размещенной на этом же сайте статьей священника Владимира Балашова. Но вне понимания подлинной сути Церкви все даже самое древнее, проверенное временем и самое прогрессивное – идол. И тут уже неважно либо ты стойкий поклонник идола юлианского календаря, либо не менее твердый и принципиальный новостильник во имя развития.

  5. Киномеханик

    Спасибо за статью. За что люблю "Киевскую Русь" – так это за честность. А еще – читаешь и понимаешь, что все это – таки да, правда, и с этим нужно… А кто его знает, что с этим нужно. Впрочем, когда почитаешь Петра с Иваном, то понимаешь, что нужно даже очень.

    Себя перевернуть, переизворотить, претворить… Не побоюсь сказать – преосуществить себя. Вот что нужно. И права Юля, да только у нас, к сожалению, на одну Юлю сразу два Петра с Иваном сыщутся. А Юля – права. Церковь – ЖИВОЙ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ организм, а не застывшее изваяние, не засохшая корка. Церковь – это руководство к действию, это нежная улыбка и крепкая рука Господа, это – Любовь Христова. И хочу еще напомнить Петру да Ивану, что Церковь рождалась в дискуссиях, точнее, шлифовалась и отбрасывала все непотребное – ереси да богопротивности. Почитайте Историю Церкви, очень познавательно. И кто сказал, что Церковь не должна развиваться и дальше?

  6. Юлия

    Иван, а Вы лично пилите благодать на кусочки с Петром на пару?
    Петр, боюсь Вас разочаровать, но наша Церковь – живой богочеловеческий организм. И дискуссии в Церкви идут, помощи Божией о.Георгию Кочеткову, другим людям, которые трудятся на благо Церкви.
    Ребята, вы явно не по адресу зашли: сайт-то для тех, кто хочет верить РАЗУМНО. Вы соберитесь где-нибудь да бейте себе лбы, по ходу решая, кто спасется, а кто нет. Состояние прелести уже безнадежно затуманило вам разум.

    Как всегда спасибо о.Андрею и Андрею Десницкому.

  7. Петр

    Вот уж точно Иван подметил насчет поста. Спаси Господи! Никто в Церкви и не дискутирует о том, что его надо соблюдать. Кроме исключительных случаев. Есть, конечно, кочетковцы и К, их немного, и их мнение почти никого не интересует, кроме разве их же самих. Пост, заповеданный нам самим Господом и святыми, необсуждаем. Особенно если его "отповедуют" нам столь своеобразные личности.
    Были святые, которые понимали, что определенные виды еды гасят, или же наоборот, разжигают различные страсти. Так же думали и думают, например, развратники, хотя и поступают наоборот. И только некоторые "выдающиеся" интеллигенты гогочут, чешут дубовые затылки, и говорят, что все это неважно, что главное "духовный настрой". Важно, и еще как! У человека же неразрывно связаны душа и тело.

  8. Basmach

    Іванові: іноді здається, що дарма червоні провели лікнеп: без нього менше було б тупих коментарів в Інтернеті. Який сенс у вмінні читати, якщо не вмієш зрозуміти написаного?

  9. Валерий

    Автор ни о чем не мечтает, автор говорит о реальном положении вещей, за что ему и спасибо!

  10. Иван

    "Переводить ли богослужение на русский? Как часто причащаться? Обязательно ли стремиться к реставрации монархии? Вводить ли преподавание православия в школе и в каком виде? Строго соблюдать предписания о посте или больше обращать внимания на социальное служение?"
    Автор и кусочка благодати не получит. Эти глупости о которых он мечтает богопротивный бред

Залишити відповідь