Священный Синод Украинской Православной Церкви продолжил курс, намеченный декабрьским Архиерейским Собором

В пятницу 18 апреля 2008 года в Синодальном зале Киевской Митрополии состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви (УПЦ). Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей аналитический обзор основных Синодальных решений.


После 21 декабря 2007 года, когда в Киеве состоялся Собор епископов УПЦ,  церковная жизнь в Украине приковывает к себе пристальное внимание самых разных средств массовой информации и Интернет-изданий. И это не удивительно. Ведь как сторонники, так и критики декабрьских Соборных решений признают их эпохальный и во многом беспрецедентный характер. Состоявшееся в минувшую пятницу очередное заседание Священного Синода УПЦ продолжило линию, намеченную декабрьским Собором. 


1020 лет Крещения Руси 


Текущий год является юбилейным. Летом предстоит торжественное празднование 1020-летия Крещения Руси. Инициатива празднования была высказана Украинской Православной Церковью и поддержана Украинским государством. 21 февраля 2008 года во время встречи с Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Президент Украины Виктор Ющенко пригласил Его Святейшество посетить Украину и принять участие в юбилейных торжествах. 24 марта Виктор Ющенко также подписал “Указ о праздновании в Украине 1020-летия Крещения Киевской Руси“. В тот же день был создан Организационный комитет по подготовке торжеств во главе с В. И. Балогой, главой Секретариата Президента Украины. В настоящее время комитетом разработан план юбилейных торжеств, которые будут проводиться на государственном уровне. При этом Украинская Православная Церковь выработала план сугубо церковных мероприятий, которые охватят все её епархии, а также должны получить общественный резонанс. По имеющимся у редакции сведениям, церковная программа мероприятий обещает быть более масштабной, чем государственная.


В связи с грядущим юбилеем Священный Синод принял “Обращение ко всей полноте Украинской Православной Церкви по поводу 1020-летия Крещения Руси”. В этом документе высказано несколько идей, имеющих принципиальный характер. Прежде всего, в Обращении указано, что именно “Украинская Православная Церковь является правопреемницей Церкви, основанной на Киевских холмах при князе Владимире, – именно к ней в полной мере относится определение “Церковь Владимирова Крещения””. Таким образом, Священный Синод недвусмысленно заявил, что прямой наследницей Церкви Киевской Руси является именно УПЦ, а вовсе не раскольнические образования, действующие в современной Украине, и не Украинская Греко-Католическая Церковь, появившаяся в результате заключения в 1596 году Брестской унии.


Далее в Обращении высказано несколько инициатив, адресованных государственным органам. Священный Синод предложил сделать день памяти святого равноапостольного князя Владимира (28 июля по новому стилю) государственным праздником, а также внести в новую редакцию Конституции Украины (работа над которой ведется в настоящее время) упоминание о христианских корнях бытия украинского народа. “Эти решения станут свидетельством признания роли Владимирова Крещения в историческом бытии нашего народа и шагом к консолидации нашего общества”, – говорится в Обращении.


В документе также отмечается, что в нынешнем году Украинская Православная Церковь отмечает 900-летие прославления в лике святых преподобного Феодосия Печерского и 20-летие возрождения монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре. Также в нынешнем году началось строительство кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Киеве. Все это позволяет говорить об объединении в рамках юбилейных торжеств истории и современности, “событий седой древности и современной истории Украины и ее Церкви”.


Священный Синод также принял решение утвердить Орден Украинской Православной Церкви “1020-летие Крещения Руси”. 


Синодальные учреждения 


Значительную часть журналов заседания Синода занимают решения, касающиеся работы Синодальных учреждений.


Во-первых, был утвержден состав Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ. Главой комиссии является епископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской Духовной Академии и семинарии. Основной состав комиссии отныне будет состоять из десяти человек, расширенный – из двадцати шести. В комиссию включены архиереи УПЦ, а также ректоры, профессора и преподаватели ряда духовных школ. Таким образом, своим решением Священный Синод завершил работу по формированию Богословско-канонической комиссии УПЦ.


Во-вторых, Синод принял ряд важных решений по упорядочению издательской деятельности и координации информационной политики УПЦ. Проведено четкое разграничение между периодическими и непериодическими церковными изданиями. Первые курируются Синодальным отделом “Миссия духовного просвещения”, а вторые – Издательским отделом. Что касается последнего, то было принято решение переименовать Издательский отдел Киевской Митрополии в Издательский отдел Украинской Православной Церкви и придать ему статус самостоятельной Синодальной структуры. Кроме выпуска в свет непериодических изданий Издательскому отделу также поручено в сотрудничестве с Киевской Духовной Академией и Богословско-канонической комиссией осуществлять “обязанности богословской и литературной экспертизы изданий, предлагаемых к печати по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви”. Главой Издательского отдела назначен доцент Киевской Духовной Академии протоиерей Владимир Савельев. Таким образом, Священный Синод не только повысил статус Издательского отдела, но и вручил ему цензурные полномочия. Отныне литература, издаваемая с грифом: “По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и вся Украины” должна будет проходить соответствующую предварительную экспертизу.


Не менее важные решения приняты Синодом и в отношении периодических бумажных и электронных церковных изданий. Всеукраинские официальные СМИ Украинской Православной Церкви отныне подчинены Синодальному отделу “Миссия духовного просвещения”. В состав отдела также включена Пресс-служба УПЦ. Кроме того, на отдел возложены функции координации редакционных политик неофициальных и региональных церковных СМИ и сотрудничество со светскими СМИ. Священный Синод также определил перечень официальных СМИ УПЦ. В него вошли: Интернет-сайт “Українська Православна Церква” (http://orthodox.org.ua), газета “Церковна православна газета” и журнал “Православний вісник”. Синод также отметил, что этот список может быть расширен.


Последнее решение является более чем своевременным. Отсутствие в УПЦ скоординированной информационной политики уже давно бросалось в глаза пользователям Интернета. Два сайта выходили в свет с подзаголовком “Официальный сайт Украинской Православной Церкви” (http://orthodox.org.ua/ и http://www.pravoslavye.org.ua). При этом практически отсутствовала согласованность в действиях этих ресурсов, что для официальных церковных изданий, конечно же, недопустимо. Теперь четко определен перечень церковных СМИ, на страницах которых следует искать официальную информацию.


Решения Священного Синода коснулись и Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) УПЦ. Этот отдел существовал с 1991 года как самостоятельная Синодальная структура. Однако в 2007 году после освобождения с поста Председателя ОВЦС протоиерея Николая Забуги отдел был временно подчинен Управлению делами УПЦ. Теперь Священный Синод вновь вывел ОВЦС из подчинения Управляющего делами и назначил его Председателем архимандрита Кирилла (Говоруна), кстати, постоянного автора портала Богослов.Ru.


Еще одним решением, касающимся Синодальных учреждений, является решение о создании Синодального отдела “Миссия “Церковь и культура””, главой которого назначена настоятельница Свято-Михаило-Архангельского женского монастыря города Одессы игуменья Серафима (Шевчик). Ей поручено к следующему заседанию Священного Синода подать на утверждение состав отдела и концепцию его работы.


Таким образом, как мы видим, в систему Синодальных учреждений УПЦ внесены существенные изменения. На наш взгляд, перечисленные решения являются попыткой преодолеть ту неразвитость внутренней структуры УПЦ, которая существовала в последние полтора десятилетия. Ведь если в России в 1990-е годы многочисленные как прежде существовавшие, так и новосозданные церковные учреждения активно осваивали новые для Церкви сферы деятельности, то в Украине большинство Синодальных отделов и комиссий либо существовало номинально, либо находилось в стадии первоначального формирования. Нынешние решения Синода дают надежду на активизацию процесса становления в УПЦ системы работоспособных Синодальных учреждений. 


“Политическое православие” 


Одним из наиболее жарко обсуждавшихся в прессе постановлений декабрьского Собора епископов УПЦ была резолюция о так называемом “политическом православии”. В ней Собор осудил деятельность общественной организации “Союз православных граждан Украины” (СПГУ) и ее главы Валерия Каурова. В резолюции говорилось, что отдельные действия и высказывания В. Каурова “направлены против Украинской Православной Церкви и вредят ее спасительной миссии в обществе”. Члены Собора также заявили, что осуждают “так называемое “политическое православие”, которое предполагает внесение в церковную ограду политических лозунгов, поскольку это не соответствует духу Христовой проповеди”.


Эта резолюция вызвала бурную полемику как в церковных, так и в светских СМИ. Ряд материалов с критикой указанного Соборного деяния был опубликован в том числе и на сайте Одесской региональной общественной организации “Единое Отечество” (http://otechestvo.org.ua/), который одновременно является Порталом – “Союза православных граждан Украины” (то есть другой общественной организации). Особый резонанс имело опубликованное на этом сайте в начале января Обращение духовенства Одесской епархии к Предстоятелю УПЦ по поводу некоторых Решений Архиерейского Собора и публикаций сайта “Православие в Украине”.  В документе был выдвинут ряд обвинений против секретаря Блаженнейшего митрополита Владимира, главного редактора Официального сайта УПЦ епископа Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко). Владыка Александр обнародовал свой пространный ответ на это Обращение, который в значительной степени лишь усугубил конфликт.


29 января В. Кауров обратился в Церковный суд УПЦ с апелляцией на решения Собора епископов. В начале марта глава Церковного суда митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий направил главе СПГУ ответ, в котором отметил, что “Церковный Суд … по своему статусу находится ниже Суда Архиерейского Собора…., поэтому решения Архиерейского Собора не могут оспариваться ни Церковным Судом, ни тем более судом епархиальным”. Владыка Онуфрий также рекомендовал В. Каурову смириться “с решением Собора епископов” и не вносить “смущение в умы и сердца людей, которые находятся внутри Украинской канонической Православной Церкви и за ее пределами”.



В результате 3 апреля в Киеве состоялась встреча между епископом Переяслав-Хмельницким Александром и В. Кауровым, которая положила начало примирению конфликтующих сторон. Глава СПГУ признал, что “не нужно проводить Крестные ходы с политическими лозунгами и атрибутикой, которые в итоге являются бессмысленными”. Также была достигнута договоренность о подготовке и проведении расширенной встречи духовенства и мирян УПЦ для обсуждения наболевших проблем. В. Кауров также направил письмо Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, в котором квалифицировал резолюцию Собора епископов УПЦ как “духовный пластырь для уврачевания тех негативных явлений, которые возникают в церковном обществе”. Глава СПГУ также признал, что “политическая деятельность мирян и создаваемых ими общественных объединений, должна строиться на основании Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви”.


Священный Синод одобрительно принял обращение В. Каурова к Предстоятелю УПЦ и назвал это обращение знаком “примирения с Церковью”. Синод также призвал все мирянские организации, действующие с благословения иерархов или Предстоятеля УПЦ, “осуществлять свою миссию в полном соответствие Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, собственным уставам, и в послушании церковному священноначалию”.


Что же касается Обращения духовенства Одесской епархии и ответа на него епископа Александра, Синод определил просить Высокопреосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского и Преосвященного Александра, епископа Переяслав-Хмельницкого не выносить в Интернет полемические вопросы, касающиеся внутренней жизни Церкви, а возникшие недоразумения “покрыть взаимной братской любовью во Христе Воскресшем”.


Еще одно решение Священного Синода УПЦ, связанное с политической деятельностью членов Церкви, зафиксировано в Журнале N 24. Синод определил “отказаться от участия епископата и клириков УПЦ в выборах в местные органы самоуправления всех уровней из соображений пастырского характера”. При этом было также определено “наладить системное сотрудничество с влиятельными политическими партиями и блоками для защиты церковных интересов в местных органах власти”.


Это решение стало ответом на события, имевшие место незадолго до заседания Синода. 9 апреля в прессу просочились сведения о том, что Наместник Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь) будет баллотироваться в депутаты Киевского городского совета по партийным спискам Коммунистической партии Украины (КПУ). 11 апреля владыка Павел заявил, что не давал никому “никаких согласий” на свое участие в выборах. Однако 15 апреля в интервью Интернет-изданию ИМК владыка сказал, что все же идет на выборы, однако не с коммунистами, а с Партией Регионов. 17 апреля в интервью еженедельной бесплатной газете “Обзор” владыка Павел еще раз подтвердил свое намерение баллотироваться в Киевский горсовет по партийным спискам “регионалов” и даже заявил, что “стоял у истоков создания Партии Регионов” (вместе с В. Януковичем, Н. Азаровым и В. Рыбаком). Эти интервью вызвали бурную реакцию главы украинских коммунистов Петра Симоненко. Он обнародовал фотокопию заявления архиепископа Павла, датированного 9 апреля, в котором владыка выражает согласие идти на внеочередные выборы в Киевский горсовет от Киевской городской организации КПУ. В результате буквально накануне очередного заседания Священного Синода УПЦ в прессе разгорелось бурное обсуждение вопроса о допустимости для духовенства участвовать в политической деятельности.


Своим решением Синод поставил точку в этой дискуссии. Отныне духовенство не должно участвовать в выборах. Следует отметить, что это постановление является прямым продолжением решений, принятых более десяти лет назад Священным Синодом и Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (РПЦ). Еще 8 октября 1993 года Священный Синод РПЦ определил “предписать священнослужителям воздержаться от участия в российских парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты”. Нарушившие это предписание священнослужители подлежали извержению из сана. Архиерейский Собор РПЦ 1994 года одобрил цитированное Синодальное определение и распространил его действие “на участие в будущем священнослужителей Русской Православной Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне”.


Архиерейский Собор РПЦ 1997 года в определении “О взаимоотношениях с государством и светским обществом” несколько развил принятые ранее постановления. Здесь контакты Церкви с политическими организациями признаются возможными лишь в том случае, если они “не носят характера политической поддержки”. Сотрудничество с такими организациями может осуществляться лишь “в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки”. Собор особо подчеркнул недопустимость участия архиереев и священнослужителей “в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней”. Все эти нормы были еще раз подтверждены в Основах социальной концепции РПЦ, принятых в 2000 году (Раздел V. “Церковь и политика”).


Таким образом, участие клириков УПЦ в выборах в местные органы власти, имевшее место в последние годы, являлось прямым нарушением решений Архиерейских Соборов РПЦ, за которые голосовали в том числе и украинские архиереи. Так что принятое ныне Священным Синодом УПЦ решение наконец-то привело “местный обычай” в соответствие общецерковной норме.


По букве Синодального распоряжения украинское духовенство, имеющее депутатские мандаты в настоящее время, не обязывается отказаться от этих мандатов. Однако на новые выборы клирики уже идти не смогут.


Решение же о системном сотрудничестве “с влиятельными политическими партиями и блоками” является, на наш взгляд, ответом на попытки как некоторых мирянских организаций, так и отдельных клириков сотрудничать с политическими образованиями, имеющими маргинальную окраску и не обладающими реальным влиянием на политический процесс. Следует признать некоторую расплывчатость термина “влиятельные политические партии и блоки”, которая становится еще более очевидной, если вспомнить о динамичности и неустойчивости политической ситуации в Украине. И все же смысл Синодального определения прочитывается достаточно ясно. 


Итоги 


Мы, конечно же, обратили внимание далеко не на все решения, принятые 18 апреля в Киеве. Священный Синод удовлетворил ходатайства нескольких епархиальных Преосвященных об учреждении ряда монастырей, благословил открытие богословских курсов во Львове, совершил канонизацию нескольких местночтимых святых. Также Синод определил направить на рассмотрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II материалы о причислении к лику святых для общецерковного почитания митрополита Тобольского Павла (Конюскевича) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова).


Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что заседание Священного Синода УПЦ, состоявшееся в Киеве на минувшей неделе, стало продолжением той линии развития, которая была намечена на Соборе епископов УПЦ в декабре 2007 года.




  • В своем Обращении по случаю 1020-летия Крещения Руси Синод подчеркнул особый статус Украинской Православной Церкви как правопреемницы Церкви Киевской Руси и выдвинул ряд важных предложений, обращенных к государственной власти.


  • В решениях, касающихся Синодальных учреждений, отразилось стремление усовершенствовать внутреннюю структуру УПЦ, сделать ее работу более эффективной. Особо важным является решение о централизации и координации информационной политики и делегировании Издательскому совету УПЦ цензурных полномочий.


  • Решения, касающиеся политической деятельности духовенства и мирян УПЦ, хочется верить, исчерпали конфликт, сложившийся между “Союзом православных граждан Украины” и руководством УПЦ. Отказ от участия в выборах епископата и клириков подтвердил распространение на УПЦ норм, сформулированных Архиерейскими Соборами РПЦ.

Журналы заседания Священного Синода УПЦ подписали Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим, епископ Горловский и Славянский Митрофан и Управляющий делами УПЦ, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан.


Богослов.ру

Цей запис має один коментар

  1. Сергей

    Честно говоря, мне было бы любопытно узнать статус ОВЦС УПЦ в рамках и по отношению к ОВЦС МП. Т.е. по способу принятия решений можно догадываться. Но как-то это формально зафиксировано?

Залишити відповідь