Новый год и Рождественский пост

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: “Во что одеваться в год рыжей мыши?” или “С кем знакомиться в ближайший год петуха?” Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.


Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: “Как встречать Новый год в Рождественский пост?” Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что “неверный в малом и в великом неверен будет“.


Возможно ли сочетание того и другого? 


Ведь, с одной стороны, в “Правилах” Православной Церкви: “Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…”, а с другой, апостольское: “Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога” (Рим.14:5-7).


Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?


Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: “Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь”. Любовь действительно – “самое существенное”, но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные “рамки” поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.


Говорить же сегодня о переносе даты начала поста или Рождества, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством. В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:


Новый Год – это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде”


Ни много ни мало – все те, для кого Новый год праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о “неправославном” происхождении Нового года, о “языческом культе” Деда Мороза и Снегурочки и пр.


Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители “преданий старины глубокой” вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.


Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от “воцерковленных” родителей лишь запреты, упреки и осуждение?


Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: “что чрез меру – то от лукавого”. Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.


“Ты что, уже с утра празднуешь?” – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия “праздник” с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип “запретный плод сладок” срабатывает всегда.    


Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.


Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.


Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1Кор. 8:8).


Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства аших близких. “Любовь  выше поста”, – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и “истинноправославности”.


Надобно служить другим, а не заниматься самим собой.  Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: “Вот до чего попы довели”.


Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет “толку” в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.


Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.


Как?


Да очень просто.


Помните: “Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес”? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с Николая Чудотворца списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения “Слава в вышних Богу”? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: “И на земле мир, и в человецех благоволение”?


Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: “Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона”.


Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.


Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:


“Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.


Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость”.


И это будет по-православному!


Православие в Украине

Цей запис має 19 коментар(-ів)

  1. sawas

    Для мужчины, [url=http://www.podaril.ru] новогодние подарки 2010 [/url], покупайте подарки в онлайн.
    Узнать в контакте: [url=http://www.spa-podarok.ru/about.php?id=4] что можно подарить девушке на 18 лет [/url], а может чайные наборы .

  2. Іринка

    А особисто я вважаю, що Ви всі тут,як маленькі дітки які сперичаються за цукерку. Не всі люди які вірять у Господа ходять до церкви і тіки те і роблять, що живуть по церковним законам, та більшість з них це робить для показу, невже Ви цього не розумієте. Я вірю у Господа, постую по можливості, але до церкви ходжу рідко і молюсь не за правилами, а так як моє сердце і душа мене просять, але Різдво і Новий рік це свята, але зовсім різні і ставитись до них теж треба по різному. Я погоджуюсь, що Новий Рік треба святкувати і випити трохи можна і поїсти трохи, зрештую можна приготувати багато цікавих пістних страв….Як ми не притримуємся посту то ми гівно, а як деякі батюшки у пост (вибачаюсь за грубість) жрусь все підрят то їм можна, і половину з них на цих церквах тіки гроші заробляють…..А Ви тут як маленькі….Невже Ви не розумієте, що не налюди треба незадоволення своє виносити, а просто поговорити з Господом і заглянути до себе всередину…

  3. Екатерина

    Помню, как батюшка на вопрос о послаблении поста в праздничные дни ответил: "Кушайте рыбу, рыбака только не кушайте". А действительно, что легче: не есть скоромного или быть хорошим человеком? Первое я научилась, второе добиваться очень тяжело.

  4. Иван Николаевич

    Не пойму, а почему нужно противопоставлять любовь и пост? Это вполне совместимые понятия. И, как сказано в Писании, кто верен в малом, тот верен и в большом. Если кто-то не способен даже ограничить себя в еде ради любви к Богу, то разве он способен на нечто большее… Ограничение в еде помогает также и воздержаться во всех других отношениях. Тем более, что сейчас самая большая, возможно, беда – отвержение аскетики миром и даже некоторыми якобы церковными людьми.
    Братья и сестры, слушаться надо святых отцов, а не идти на поводу у требований безбожного мира.

  5. Иван Николаевич

    Не пойму, а почему нужно противопоставлять любовь и пост? Это вполне совместимые понятия. И, как сказано в Писании, кто верен в малом, тот верен и в большом. Если кто-то не способен даже ограничить себя в еде ради любви к Богу, то разве он способен на нечто большее… Ограничение в еде помогает также и воздержаться во всех других отношениях. Тем более, что сейчас самая большая, возможно, беда – отвержение аскетики миром и даже некоторыми якобы церковными людьми.
    Братья и сестры, слушаться надо святых отцов, а не идти на поводу у требований безбожного мира.

  6. Сергий

    Разве непонятно,что нам православным проще ничего не есть,чем любить. Все кто решил праздновать новый год,язычники и мытари

  7. Игорь

    Даже насквозь либеральный автор статьи все же недостаточно толерастичен для некоторых. Он посмел нарушить одно из самых страшных табу: покритиковал протестантов. Уважаемый автор, сделайте для себя выводы: на данном сайте можно ругать только православных.
    А вообще пост надо соблюдать. Угождать, повторяю, надо Богу, а не грешным людям, для которых церковное учение – пустой звук. Серафим Саровский даже говорил не водится с несоблюдающими пост. Это в наших услових, конечно, невозможно, но настоять на своем посту необходимо. Почему все уважают мусульман? Потому что они всегда соблюдают свои традиции. А вот многие христиане нажили “славу” слегка придурковатых, не в меру сентиментальных людишек, которых можно только терпеть, но не уважать. Так что чем меньше будешь заискивать перед міром, тем большее уважение наживешь.

    Игорю, автору этого комментария, видимо, даже не может прийти в голову, что этот сайт могут читать и протестанты.

  8. Татьяна

    нужно и необходтмо покаяние и пост для души и жизни, не нужно путать , какноны православные с сектами и другимим верами, бесы тоже веоуют, что нсть Господт и трепещут от однрого Имени Его., поэтому не на неделю раньше и не на неделю позже , а именно Он родился 7 января и воскресает также именно в то время , когда возникает Благодатный Огонь на гробе живоносном в Иерусалиме, это явное доказательство истинной веры -ПРАВОСЛАВНОЙ! Не потому, что мы этого хотим, а так оно и есть , от слова ПРАВИЛЬНО

  9. Татьяна

    Да , прежде всего любовтю и миром нужно побеждать иесли дано моиться за ближних, молиться за них и за себя и в Новый Год и всегда , сколько сил даст Господь

  10. Велимир

    Спасибо за интересную статью.

    Приятно видеть, что и среди братьев-православных есть достаточно разумные люди. Глупо было бы запрещать праздник. Ведь смысл поста – это не состояние желудка, а сотояние души, т.е. отказ от злобы, зависти, надменности, гордости. А избегая празднования Нового года можно лишь спровоцировать и зависть, и надменность, и гордость.

    Соглашусь, что было бы проще и правильнее просто принять 25-е декабря, как дату Рождества Христова… Но, я понимаю, что, к сожалению, Православная Церковь вряд ли когда-нибудь на это пойдёт…

    Неприятно было также и слышать упрёк в сторону протестантов (хоть сам я и не имею к ним отношения, я католик), поскольку все мы братья во Христе. Тем более, что упрёк, на мой взгляд, несправедливый: в основных протестантских конфессиях благочестивые традиции почитаются не менее старательно, чем в православии, а к нововведениям и переменам относятся, зачастую, не менее сурово.

  11. Александр Федорович

    #Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы.#
    Эти праздники не совпадают. Разница небольшая, но есть.
    № В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства.№
    Но и первое мая – тоже государственный праздник. И 8 марта. И вообще, разделять всякую тупость и грехи современности – не наша задача. А для мира мы и так маргиналы. Христос сказал, что мы не от мира сего. Скажи какому – нибудь "пересичному" украинцу, что надо регулярно ходить в Церковь, причащаться, и он скажет что ты слегка "того".

    !Приводится масса доводов о "неправославном" происхождении Нового года!
    Это празднование с дедами морозами, снегурочками во время поста – чисто советский обычай.

  12. Basmach

    … і святкувати Різдво разом з більшістю інших помісних Церков перед новим роком!

  13. Basmach

    Здавалося б, чого простіше – перейти на Григоріанський календар…

  14. Андрій

    Хочу поділитись власними враженнями.
    Мені здається, що Новий Рік, дуже християнське свято: )
    Ми просто змушені замислитись над тим, що минає ще один рік життя, що ми встигли зробити за цей рік доброго, що не встигли.
    Кожен Новий Рік наближає нашу особисту зустріч з Господом, нагадує про цю зустріч.
    Якщо велике церковне свято вимагає концентрації на його змісті, викликає розчинення в загально-церковній радості, то Новий Рік немає глобального змістовного наповнення як Різдво. Але він чітко вказує на часовий рубіж в твоєму житті.
    Ти особисто знаходишся на цьому рубежі, на одинці з Господом, перед вічністю.
    Але це мої власні переживання, нікому не хочу їх нав’язувати 🙂

  15. Андрій Кравченко

    Андрію Мурзину, мені здається, що ви не зрозуміли автора.
    Автор не вважає, що для протестантів характерне не благочестиве поводження.
    Він має на увазі, що вони не визнають благочестиві ТРАДИЦІЇ, які має Православна церква та наш народ – хресні ходи, святкування пам’яті святих тощо.
    Адже більшість протестантів не визнають священне передання та церковні традиції.
    Тому в словах автора не має осуду.

  16. solnce

    мысли интересные, только вот оценки инославия, протестантизма и призидетов соседних стран субъективные и соблазняют людей:(
    кстати, Дед Мороз не списан со св.Николая, он его просто подменил. Это соединение двух лиц из словянской мифологии – Деда и Мороза. А причины празнования 7 января – смешные. "нет, потому что нет"… Грустно, ведь это просто ошибка.

  17. андрей мурзин

    Виктор, спасибо за Ваш терпеливый отзыв с улыбкой. По главной мысли статьи — о том, что нужно отвоевывать у мира наши христианские праздники, и вкладывать христианский смысл обратно в традиции, из которых он был похищен — я согласен с автором.
    Моя критика была направлена именно на его попутные высказывания. И ведь есть разница между критикой конкретных слов или дел, и огульным наклеиванием ярлыков на людей. Особенно печально, когда группы христиан привычно занимаются оскорблениями друг друга. "Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои".

  18. Виктор

    Согласен с автором статьи.

    Я так лично очень рад такому стечению обстоятельств в нашей стране, когда новогодние каникулы выпадают на строгую неделю Рождественского поста – можно на службы каждый день походить.

    Андрею Мурзину: мне показалось, что автор статьи писал не о протестантах и ретивых хранителях, а об отношении православных к Новому году. В связи с этой целью, как мне кажется, возможны некоторые обобщения. И даже если они неправильные и ошибочные – это не меняет сути статьи. А вот по сути вы, к сожалению, не высказались или я вас не понял. Мне же главная мысль, если отбросить те слова, которые лишь помогают глубже взглянуть на проблему, показалась достаточно интересной.

    Если же говорить об осуждении, то можно начать бесконечный цикл взаимного осуждения, продолжив словами: "А как вы оцениваете свой взгляд на автора статьи?" В ответ вы можете сказать мне: "А вы не осуждаете ли меня?", а я вам снова, а вы мне опять … 🙂

  19. андрей мурзин

    Отец Андрей, простите за дерзость: Вы читали эту статью, перед тем, как разместить? Если да, то я очень удивлен.
    например: "…протестантов, где благочестивые традиции не в чести". ??? Как насчет осуждения и клеветы? И вообще, насколько глубоко и широко автор знаком с другими христианами?
    И тут же, заклеймив инославных христиан как "неблагочестивых", после этого автор высмеивает "не в меру ретивых хранители "преданий старины глубокой". Получается, что осуждать протестантов — нормально, а если кто-то критикует язычество в нашей культуре — это "не в меру". ???
    И аргументирует дату 7 января тем, что … "изначально нет смысла". Ибо … "было и останется"!!!

Залишити відповідь