Как начиналось тюремное служение

Первым в СССР священником, вошедшим в “зону” не в качестве узника совести, а с проповедью истины, был протоиерей Геннадий Фаст. Это был 1987 год. Перестройка только начиналась, места заключения еще были полны теми, кто сидел за веру. Государственный атеизм собирал остатки сил для удара по Русской Церкви, готовившейся к празднованию своего 1000-летия. Колонией, раскрывшей к ужасу администрации свои врата перед священником (“пережитком прошлого”), была ИТК-16 под Уяром, знаменитый “Громадск”. В то время там был особый режим, там была так называемая “крытая”.


Прошло два года, и посещения отцом Геннадием мест лишения свободы приобрели регулярный характер. Большая заслуга в этом тогдашнего начальника управления лагерей К-100 полковника (впоследствии генерала) Каетки. Многие чекисты его тогда не понимали, быть может и осуждали. Но Вседержитель расположил его сердце, и он не стал пугаться мнения толпы. 1989 год был, между прочим, годом, когда взоры всего советского общества были обращены к Церкви. Во многом и многими это благоприятное время оказалось упущенным. Многими, но не отцом Геннадием. В 1989-1992 годах он регулярно (летом – почти еженедельно) посещает колонии в Епишино и Кедровом. Добирается и до Шишмарёва. В начале 90-х годов отворились двери и Енисейского следственного изолятора.


Каковы были те первые встречи священника с осужденными? Жажда была велика. Сохранились фотоснимки 1989 года . Бритые затылки, лес рук, простертых к живой воде – к Евангелию, ко Кресту Господню. Но было и недоверие: “Ха, красного попа привезли” (“красный” на фене значит “кумовской”). И вопросы, вроде: “А если я исповедуюсь, мне еще лет пять не добавят?”


В конце 1989 года появился у о. Геннадия и помощник – пономарь Александр Васильев (+2007). В 1990 году он сам стал священником и начал регулярно посещать городские СИЗО и КПЗ.


Летом 1993 года появилась возможность радиослужения в изоляторе (по внутренней радиосети). Вспоминается, с каким воодушевлением мы составляли для заключенных эти радиопрограммы, начинавшиеся неизменным приветствием: “Мир вам, дорогие друзья! Православные христиане города Енисейска приветствуют вас!” Это не были профессиональные радиопрограммы, все было довольно кустарно. Но с душой.


Сегодня в крае (лидирующем, кстати, по количеству колоний в России) открыто множество храмов, часовен, молитвенных комнат. Создан даже епархиальный отдел по взаимодействию с УИН края. Тюремное служение постепенно становится обыденным, порой рутинным. Куда подевалась острота ощущений и ревность тех лет? “Духа не угашайте” (Фес. 5:19). Повседневщина и лень съедают душу христианина, угашают в нем Дух, Который “дышит, где хочет” (Ин. 3:8), Который сокрушает и оковы темничные.


Христианство не может быть повседневным, оно всегда есть вызов этому лопающемуся от самодовольства миру. Оно бескомпромиссно, тем более в экстремальных условиях “зоны”.


Дух Святой, прийди и сокруши наши ожиревшие сердца. Так, как Ты десять лет назад сокрушил оковы темничные.


Красноярск, 1997.


ortodoxportugal

Залишити відповідь