Собор: Поместный или нет?

На последнем заседании Священного Синода УПЦ было принято решении о проведении Собора Украинской Православной Церкви 22 декабря, сразу же после Архиерейского собора. На Священном Синоде был утвержден перечень участников Собора, согласно которому, в работе Собора УПЦ будут участвовать не только архиереи, но и священники и миряне.

В публикациях портала “Православие в Украине” предстоящий Соборе УПЦ был назван Поместным. Оказалось, что такое название, формально не встречающееся в тексте Синодального решения, но отвечающее сути будущего собора, вызвало кривотолки в церковной среде.Так, 21 ноября на крестном ходе, организованном Союзом православныхбратств Украины (СПБУ) и Всеукраинским православным братством Александра Невского, было принято обращение к Предстоятелю и архипастырям нашей Церкви (стоит напомнить, что два представителя СПБУ войдут в состав участниковСобора УПЦ, согласно определению Священного Синода). Авторы обращения иподписавшиеся под ним участники крестного хода просят Блаженнейшего Митрополита Владимира “отменить поместный собор УПЦ МП, назначенный на 22 декабря 2007 г.”. Они считают, что “такой собор не может быть каноничным и признан законным в связи с тем, что УПЦ МП пока не является  поместной церковью”. Поэтому “само название “поместный собор” противоречит статусу, который в данный момент имеет наша Церковь”. Далее в обращении говорится о нежелании отделяться от Русской Православной Церкви и том, что в случае предоставления УПЦ статуса канонической автокефалии часть верующих захотят остаться в подчинении Московскому Патриархату.

Действительно, как отметил Управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан, “в нашем Уставе нет такого понятия как Поместный Собор”. Но спор в данном случае является спором о словах, а не о сути.

Предстоятель нашей Церкви Митрополит Владимир давно уже говорит о том, что фактически Поместная Церковь в Украине существует. Так, выступая в Донецке на торжествах, посвященных пятнадцатилетию епархии, в октябре 2006 года, Митрополит Владимир сказал: “Мы не против Поместной Церкви, о которой так много сегодня говорят. Более того, в Украине она уже давно есть. От князя Владимира до нынешних дней”. И эта Церковь – Украинская Православная Церковь, пребывающая в полноте евхаристического общения с Русской Православной Церковью и всеми Поместными Церквами в мире.

Блаженнейший владыка совершенно прав. Ведь поместность – основной принцип церковного устройства. Церковь Христова собирает в себя всех христиан, проживающих на определенной территории, независимо от их национальных, этнических, языковых, социальных и прочих различий. Ненормальная ситуация в так называемых диаспорных территориях, где в одном и том же городе встречаются два епископа разных Православных Церквей. Возникновение параллельной иерархии на одной и той же территории противоречит основному каноническому принципу, цель которого – сохранить единство церковной организации. Именно поэтому представители УПЦ и Московского Патриархата, а теперь уже и Польской Православной Церкви, обеспокоены стремлением Румынской Церкви открыть параллельную сеть своих приходов в Украине, на территории, где есть наша епархия и ее приходы.

Возвращаясь к сказанному выше, можно сделать вывод, что Собор нашей Церкви, которую Предстоятель называет Поместной, включающий представителей епископата, духовенства и мирян, по сути является не чем иным, как Поместным собором. Остальной спор – просто спор о словах. Суть от этого не меняется.

Православие в Украине

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Александра

    Сергею,,, УПЦ – никакая не автокефальная Церковь, а часть РПЦ. Если некие непонятные личности, со странностями, с причудами в общественной деятельности и личной жизни не понимают разницы между Митрополитом и Патриархом, то это их проблемы…
    Если Сергей не инфоромирован в таких элементарных вещах, то пусть не пытается судить о других. Мы способны разобраться и без него…

  2. Сергей

    Непонятно отчего такая болезненная реакция на такое нормальное событие церковной жизни как Поместный собор. На Украине существует каноническая православная Церковь, которая, несмотря на название, реально является автокефальной, во главе со своим Патриархом (пусть даже он называется митрополитом), может собирать своих верный для решения или обсуждения назревшых для неё вопросов. Почаще нужно созывать такие соборы, освещать в прессе какие вопросы будут обсуждаться что бы у церковных людей не начиналась паника. Интересно было бы узнать почему когда речь заходит о созыве какого нибудь собора, будь то Всеправославный собор, Поместный собор РПЦ или УПЦ(МП), всегда появляются страхи об отступлении от Христа, от Православия, о принятии веры Антихриста. Эти страхи свидетельствуют во-первых;о маловерии, во-вторых о своеобразном расколе в Церкви, где "низы" боятся и не понимают того, что делают "верхи" и в-третьих о не достаточном информировании церковного народа о том, для чего и почему "то" или "другое" делается нашими иерархами.

Залишити відповідь до Сергей Скасувати відповідь