Патриарх Алексий II: Восприятие церковной жизни лишь как “доброй национальной традиции” — серьезный вызов для христианства сегодня

Актуальным и острым проблемам современной церковной жизни в России было посвящено выступление Патриарха Алексия II на конференции “Церковная жизнь”, которая состоялась 1 ноября в рамках VI выставки-форума “Православная Русь” в московском “Экспоцентре”. Алексий II выразил озабоченность тем, что “для многих людей церковная жизнь остается лишь частью уважаемого прошлого, а не настоящего и будущего”. Отметив положительное отношение большинства россиян и населения тех стран, где присутствует Московский патриархат, к православию, предстоятель РПЦ, тем не менее, подчеркнул, что “церковная жизнь нередко воспринимается теми же самыми людьми только как добрая национальная традиция, которая не имеет отношения к их повседневной деятельности. В результате, соблюдая многие церковные традиции, люди продолжают жить совершенно по другим законам и правилам, далеким от христианства”. Такое положение Алексий II считает “серьезным вызовом для христианства”.


Но проблема состоит не только в отношении самих христиан к своей вере. Этот вызов усугубляется извне, когда “Церковь намеренно не допускается в гущу современной жизни”. Для Алексия II очевидно, что в таких случаях речь идет “о проявлении новой версии старого атеистического взгляда на религию как ложное сознание и вредное явление”. Он напомнил, что такой “враждебный подход к религии” уже имел место в недалеком прошлом и призвал не забывать, “к каким трагическим последствиям он привел”.


Несмотря на это, Церковь возрождается, и Патриарх Алексий определил, что это значит: “ее жизнь имеет правильные принципы устроения и она способна воспроизводиться в каждом последующем поколении”. К числу неотъемлемых элементов церковной жизни
он отнес “иерархическое служение”. Поводом рассмотреть состояние этой проблемы стала знаменательная дата —  90-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, чему и была посвящена настоящая конференция.


Умаление иерархического принципа, который якобы является “проявлением косности и несовременности”, мешает демократизации Церкви и росту ее авторитета в обществе, приводит к “опасным искажениям”. Так, Синодальный период, когда “за Церковь решили, что Патриаршество – это анахронизм, а иерархия была включена в государственный аппарат”, связан с падением авторитета Церкви в обществе, с ее отдалением от народа и ослаблением веры.


И сегодня как изнутри Церкви, так и извне ее слышатся призывы к “революционному пересмотру традиций церковного устроения”. Изнутри – это “небольшие, но громкие церковные группы, которые желают пересмотра полномочий иерархии” в пользу мирян, требуя осуждения иерархии и немедленного созыва для этого Поместного Собора. “Эти люди движимы не духом подлинной соборности, а скорее желанием подчинить себе церковную иерархию, лишить ее законных прав, скомпрометировать ее учительный авторитет”, — так определил мотивы этих групп Алексий II.


Извне иерархическое устройство Церкви также критикуют за то, что “иерархи представляют Церковь, говорят от ее имени, встречаются с политическими и общественными деятелями, участвуют в общественных и государственных мероприятиях”, что священноначалие якобы “навязывают обществу свою точку зрения, стремятся поставить под свой контроль общественные и государственные институты”.


Однако ослабление иерархического начала в Церкви означает “нарушение канонической дисциплины и возникновением нестроений” и, соответственно, ослабление влияния Церкви в общественной жизни. Говоря об иерархии как “видимом объединяющем начале”, Патриарх отметил: “Как иерархия не может существовать без мирян, так и миряне не могут составлять Церковь без иерархии”.


Будучи ведущим пленарного заседания конференции, Патриарх Алексий высказался и по другим церковно-общественным вопросам. Так, он еще раз сказал о неучастии Церкви как института в политической борьбе, но отметил: “Как граждане мы все принимаем участие в выборах и неукоснительно соблюдаем конституционный принцип отделения Церкви от государства”. Кроме того, первоиерарх РПЦ говорил о значении нового государственного праздника – Дня народного единства, установленного в память о преодолении Смуты: “Мы должны помнить тех, кто спасал Русь. Это наша история, которую мы должны знать и уважать”.


С темой места и влияния Церкви в обществе связана и реплика Патриарха в защиту “Основ православной культуры”. Он выразил обеспокоенность противодействием “небольшой группы чиновников этому предмету, который мы предлагаем по желанию родителей и детей”. “Незнание своей культуры приводит к тому, что люди воспринимают то, что пропагандируется сегодня по телевидению: насилие, жестокость, кровь льется рекой в каждой серии – нас пытаются убедить, что жизнь человеческая ничего не стоит”.


Благовест-инфо

Цей запис має 3 коментар(-ів)

  1. Александра

    Мы верим своим иерархам… Обливание грязью беспочвенно и безумно. Странные, неадекватные ребята. Вы-то хоть что-нибудь сделали для Церкви? Болтовня, болтовня…

  2. Виктор

    2Сергей:
    Смотрю на нашу иерархию и вижу много не того, что хотелось бы видеть. Но чем дальше, тем становится страшнее – когда видишь, что священники-то наши страдают всем тем, чем страдает церковный народ. А церковный народ тем, чем страдают священники. И как через грешного священника поражается его приход, что, впрочем, мы всегда видим, так и грехи церковного народа переходят на священника, что, к сожалению, мы считаем виной самого священника. А иначе целостности не добиться. Чистый начнёт осуждать грязного. Грязный унывать, видя чистого. Все во грехах, чтоб помогали друг другу, а не осуждали. Думаю, что каждый член Церкви, будто самый незаметный мирянин, способен "исправить" своего священника, исцелив самого себя. Для меня это пока теория, пытаюсь проверить на практике 🙂

  3. Сергей

    У иерархии кроме прав есть ещё и обязанности; учить народ вере во Христа, печаловаться за народ перед властьимущими. Чего в настоящий момент не наблюдается. Наблюдается другое: строятся церковные здания на деньги украденные у народа, народ нищает, над ним издеваются как хотят, всё делается за счёт него. Критикуют нашу иерархию правильно. Если бы только она сделала соответствующие выводы. Вызывает беспокойство нежелание(или неумение) нашей иерархии просвещать церковный народ светом веры, с одной стороны, а с другой стороны навязывание внешним церковных понятий. Особенно попытки навязывать детям в школах под видом уроков православной культуры "Закона Божия", детям, которые не смогут от этого никуда деться и вынуждены будут против своей воли подвергаться обучению. Получается что организовать обучение взрослых наша иерархия не может, а пытается навязать церковные понятия "малым сим". От навязывания себя другим никогда и ничего путного не получалось. Не разумнее ли было оставить попытки изменить внешний мир, а направить свои силы на свой собственный церковный народ, за который иерархия будет отвечать перед Богом.

Залишити відповідь