Так был ли “реабилитирован” Мазепа в РПЦ?

Позиция Украинской Православной Церкви в отношении переименования улицы Киева в честь гетмана Мазепы отрицательная, – заявляют в Пресс-службе УПЦ. Интересно, что на самом сайте пресс-службы эту информацию я не нашел. Главный аргумент противников переименования – то, что Иван Мазепа был предан анафеме Русской Православной Церковью.


В прошлую пятницу, 26 октября, в прямом эфире программы “Свобода слова” на канале ICTV ректор Киевской православной богословской академии УПЦ КП архиепископ Димитрий Рудюк заявил, что эта анафема была снята с Мазепы еще в 1918 году Всероссийским Патриархом Тихоном (Белавиным). Он при этом сослался на книгу архиепископа Никона Рклицкого “Митрополит Антоний Храповицкий и его время. 1863-1936 (книга вторая)”, согласно которой, “в восемнадцатом году к владыке Антонию (Храповицкому), который был киевским митрополитом, пришли “самостийники” и попросили его отслужить поминальную службу по Мазепе на Софиевской площади на очередную годовщину Полтавской битвы”.


По утверждению архиепископа Никона Рклицкого, владыка Антоний послал Патриарху Тихону телеграмму с просьбой снять с Мазепы анафему, без чего нельзя было совершать поминальное богослужение, а в своем ответе святитель Тихон, сославшись на постановление поместного собора РПЦ 1917-18 гг., который осудил практику накладывания анафемы по политическим мотивам, написал, что она таким образом с Мазепы снята. В итоге, утверждает архиепископ Никон Рклицкий, “на Софиевской площади была отслужена панихида одним из православных викариев по благословению владыки Антония”. Как сообщает пресс-служба УПЦ КП, 27 июля 1918 года викарный епископ Черкасский Назарий публично на Софийской площади в Киеве совершил панихиду за упокой души Ивана Мазепы.


Книга, ставшая источником информации, была издана в Нижнем Новогороде в 2004 году по благословению епархиального архиерея. Вопрос к тем, у кого есть упомянутая книга (у меня, к сожалению, только первый том): посмотрите страницу 632. Что там буквально сказано об отмене анафемы и панихиде по Мазепе?


Если анафему действительно сняли, то, на мой взгляд, можно только порадоваться.

Цей запис має 8 коментар(-ів)

  1. Alexander

    Только сатана может радоваться погибели человека, так что Игорь– не радуйтесь и не называйте никого проклятым!!!

  2. anglus

    восстановление исторической правды 200 лет спустя (а для нас – 300)…

    притом, что несправедливость "петровской" анафемы достаточно очевидна

  3. Євген Аврамчук

    Гадаю, що некоректно говорити в даному випадку про "зняття" анафеми. Значно коректніше – про її недійсність. Бо ж впадаємо у юридизм. Начебто до того ця псевдо-анафема була дійсною і Мазепа у тому житті тільки й чекав, коли ж то російські православні зрозуміють очевидні речі.

  4. Максим

    Игорю:
    Мнение священника Андрея Дудченко небезразлично даже Вам, раз Вы не поленились оставить свой комментарий 🙂

  5. прот.Євген Заплетнюк

    "Ігарю:" Священик Андрій Дудченко – авторитетний священослужитель. А хто ви такий, і з якого зоопарку походите – нам невідомо.

  6. Игорь

    Мазепа – прОклятый предатель. И мнение "авторитетного" священника Дудченко всем безразлично.

  7. прот.Євген Заплетнюк

    Так, отче. це вже факт. Таке справді написано в книжці. Якщо це ще актуально – можу сканувати )

Залишити відповідь