Эти старые добрые фарисеи

Когда в Евангелии мы встречаем нелицеприятные слова Иисуса Христа, обращенные к фарисеям, нам часто кажется, будто эти слова обращены к кому-то, кто жил очень далеко и давно. Были такие фарисеи в Израиле во времена Иисуса – и что? Мы-то другие, мы православные. Но на самом деле ситуация иная.


Фарисеи во времена земной жизни Иисуса Христа были самой благочестивой “партией” в израильском обществе. Эти люди очень искренне старались исполнить Закон. До каждой мелочи. Если кого и надо было обличать из представителей религиозных течений того времени, так это саддукеев, не веривших во многие постулаты веры. Но Христос почему-то упорно обличает самых благочестивых. Да так обличает, что просто деваться некуда:



На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
(Мф, глава 23)


В то же самое время Иисус не осуждает тех, кого, казалось бы, осудить было справедливо. “Мытари” и “блудницы”, в обществе которых так часто мы видим Учителя, в устах наших современников звучали бы как “бандиты” и “проститутки” – явные грешники, которых никто не заподозрит хотя бы в частичной праведности. Между тем именно к ним чаще всего идет Христос.


Оказывается, что к Богу грешник бывает ближе, чем самодовольный праведник, исполняющий все предписания, держащийся “предания старцев”, строго блюдущий каноны и вычитывающий правило “от сих до сих”. Но как принять это, если привычный уклад религиозной жизни как раз и наполнен правилами, уставами, канонами, обычаями и пр.?


В церковной жизни приходится встречаться с такими случаями, когда искренне ищущий Бога человек наконец-то приходит в храм и начинает более-менее регулярно исповедоваться, причащаться и старается влиться в ритм церковной жизни. И вот тут его встречаем мы, “воцерковленные” христиане, и всеми силами лепим из него фарисея. Молиться своими словами? Нет, вот тебе молитвослов, и мало ли что там Феофан Затворник писал. Причащаться каждое воскресенье? Не забудь поститься три дня перед причастием и каноны вычитать. И купи календарь, где все дни точно расписаны: когда разрешается пища с маслицем, когда сухоядение, когда рыба. Не понимаешь на славянском молитвы? Ничего, бесы понимают и трепещут. И так далее. В результате человек получает “религию” с набором правил, традиций и пр., но без самого главного – без живой веры.


Но Богу не нужны наши правила, посты, уставы и пр. Ему надо наше сердце. Что же, скажем словами апостола Павла, закон плох? Нет, но он должен знать “свое место”. В какую меру правила помогают жить во Христе – они хороши и полезны. Но всю жизнь правилами не распишешь. Должно быть место и для свободы во Христе. И для любви, которая выше всех предписаний закона.


Колонка для Православия в Украине

Цей запис має 5 коментар(-ів)

  1. лариса

    фарисеи оправдывают фарисеев – смешно

  2. Богдан

    Хороший вопрос затронул отец Андрей. Фарисейство как явление было и во времена земной жизни Христа, нередко встречается оно и сейчас. Только вот понятие фарисейства батюшка трактует плоско и однобоко, вполне по-протестантски. Ведь не в соблюдении церковных форм и правил заключается порок фарисейства (Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте), а в отсутствии внутреннего под внешним, в надмении совершаемым внешним, возношении этим над окружающими и, как следствие, отсутствием духовного плода. Разница в православном и протестантском взглядах на понятие фарисейства существенна. Читайте об этом у свтятителя Игнатия Брянчанинова. А "молитвословы", "предпричастные каноны", "трехдневные посты", "славянский язык", серьезная и внимательная подготовка к причастию современного духовнорассеянного человека(о которой, кстати, пишет тот же Феофан Затворник) – всё это не отнимает свободу во Христе, а помогает ей реализоваться. Сказав А нужно говорить и Б. А то читающие могут подумать, что батюшка недолюбливает и считает маловажными сами церковные правила, а не борется с неправильным к ним отношением. Или правильно подумают?

  3. Cергей

    это по-своему все правильно. но есть и другая сторона. например, отец Андрей Кураев в одном месте сетовал, что не возрождается в русском православии "фарисейская школа" в хорошем смысле. т.е. очень многие склонны себя оправдывать тем, что мытарь лучше фарисея и поэтому "дела" не особо нужны.
    фариcеи ведь были мирянами, посвящавшими много времени изучению Закона, стремившимися в своей (!) жизни его воплотить, а не только "побивать камнями" других… у нас часто и сегодня позиция, что церковными делами должны заниматься батюшки. а на исповеди батюшка все простит, да и чтоб было в чем каяться, "расслабиться" не помешает.
    в приведенных словах Христа есть диалектика: по словам фарисеев поступать, но их худшим делам не последовать. так и нам надо: себя осуждать, как это делал бы фарисей, а других оправдывать, как мытарь.
    фарисеи – пример трагизма человеческого состояния после грехопадения, которое хорошо выразил апостол Павел ("не то, что хочу, то делаю…").

  4. Елена

    Спасибо Вам, о. Андрей!
    Очень порадовали этой статьей – такой актуальной и злободневной. Господу действительно нужно наше сердце, и его он пытается изменить и преобразить. А нас все подталкивают сосредоточиться на наборе внешних правил… Сильна "фарисейская закваска" до сих пор!..

  5. иер. Александр Дягилев

    Совершенно верно. Я готов подписаться под каждым словом, поскольку тоже об этом размышляю. Если бы все обличения Господа нашего имели бы отношение только лишь к древней иудейской партии, и не имели бы к нам никакого отношения, то они не были бы столь подробно зафиксированы во всех 4-х Евангелиях.

Залишити відповідь