Пасха Креста и Воскресения

Снова эти благословенные дни. Страшные и благословенные одновременно. Безначального предают на смерть. Горячность Петра: “не отрекусь вовеки”, но тут же троекратное отречение. Суд вопреки всем законам. Бичевание и распятие. Толпа, несколько дней назад кричавшая “осанна”, теперь просит отпустить Варавву (букв. “сын отца”) – а Сына Отца Небесного отдает на смерть. Но ради этого Он и пришел к нам. В смерти Христовой есть доля грехов каждого из нас.


Христос на Кресте. Всего семь слов. “Совершилось”. Кровь и вода – Крещение и Евхаристия. Мария с Иоанном, Иосиф с Никодимом, прочие жены у гроба: верность любви.


Благословенная суббота. Какой светлый, глубокий, значимый и “подлинный”, если так можно сказать, день. Христос “плотию уснул”, чтобы разрушить ад. Середина пасхального трехдневия. Пасха –  переход от Креста к Воскресению. В богослужении этого дня нарастает напряженное ожидание Воскресшего. Ад “всесмехливый” проглотил человека Иисуса, а встретил Сына Божия. Обнесение плащаницы вокруг храма – победное шествие Христа по аду.


Пасха означает “переход”. Переход народа израильского от египетского рабства к свободе – и переход Христа от смерти и нас вместе с Ним от рабства греху – к свободе сынов Божиих и жизни вечной. Три святых дня – ключ ко всем циклам времени и вообще к пониманию христианства.


Дни, когда меньше всего хочется суеты. Когда главное – быть рядом с Ним. Встречать Его в Евхаристии, принимая Его воскресшее Тело и Кровь. “Даруй нам совершеннее к Тебе приобщиться в вечно светлом дне Царства Твоего”.



* * *


Что нам делать, Раввуни, что нам делать?


На Тебя выходят с мечами,
а у нас два меча, не боле,
и поспешное Петрово рвенье.


Но Ты говоришь: довольно –


А у нас – маята и морок,
и порывы, никнущие втуне,
и сознанье вины неключимой,
и лица, что стыд занавесил,
и немощь без меры и предела.
Вот что мы приносим, и дарим,
и в Твои полагаем руки.


Но Ты говоришь: довольно –


С. С. Аверинцев


———


Обязательно читать:


Время Великой субботы – статья прот. Иоанна Мейендорфа


Сия есть благословенная суббота – статья прот. Александра Шмемана

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Владимир М

    Христос воскресе! Читал о том, что в осмыслении Великой Субботы переплетены 2
    пласта Предания. 1й – субботство
    -вание. Т.е. пассивное состояние
    Сына Божия, которое тем не
    менее явилось разрушительным
    для смерти и ада. Кажется, об
    этом и стихира "Сей день…". 2й,
    который кажется считается более поздним
    активная борьба, происходящая
    в глубинах преисподней. Он на
    первый взгляд более понятен, но
    как тогда быть с самим субботним
    покоем. Со "Спит Живот и ад
    трепещет". О.Андрей, если
    можете разъясните.

  2. Ald

    Прочитал воззвание УПЦ не раздирать хитон Украины. А как с раздиранием хитона славянских народов и зоолигческая ненависть к России, маскируемая очень простенько – Россия сама во всем виновата, а мы тут на Украине все очень святые.

Залишити відповідь