Как нам встречать Новый год?

Новый год встречают почти все. В том числе православные. В новогоднюю ночь сложно встретить квартиру или дом, где не накрывали бы стол, не откупоривали шампанское и не смотрели бы новогоднюю программу по ТВ. Но для многих из нас, православных христиан, встреча нового года — это определенное искушение или компромисс. Особенно это верно для тех семей, не все члены которых верующие.


В самом деле: новый год приходится на время рождественского поста. И хоть это еще не сама строгая его часть (более строгий пост начинается со 2-го января — за пять дней до праздника), но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское», с безудержным весельем, вечеринками и просто бесцельной тратой времени у «голубого экрана». Это с одной стороны.


С другой стороны, мы знаем, что определенное празднование допускается и в постное время. Так, на время Рождественского поста приходится один из самых больших православных праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Конечно, церковный праздник и светский — разные вещи, однако, что мешает абсолютно светский новый год праздновать по-христиански?


Христианин, встречающий Новый год во время поста, находится в непонятной ситуации. Вроде бы, он знает, что отмечать этот праздник «не положено». Но в то же время отмечает. То есть, сознательно грешит. Есть ли выход?


Мне кажется, что есть. Во-первых, празднование празднованию рознь. В новогоднюю ночь вовсе не обязательно напиваться, плясать до упаду или предаваться еще более постыдным занятиям. Что плохого в том, чтобы встретить новый год в кругу семьи или друзей за столом без мясных блюд, но с бокалом шампанского? И при этом возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. Во всяком случае, это куда лучше, чем изображать из себя «супер-православного» фарисея и отделяться от «этих грешников».


«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», — пишет апостол Павел (1 Кор 8:8). А вот отдаление от ближних по мнимой праведности может отдалить нас и от Бога. Любовь к ближнему превыше всякого личного подвига. Апостол зовет нас к простоте в плане отношения к пище: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).


Я не призываю всех встречать новый год непременно за праздничным столом (хотя сам обычно встречаю именно так). Есть и другие варианты. Например, в прошлом году новый год наступал в ночь с субботы на воскресенье, и знакомый священник пригласил меня на ночную литургию в один из киевских храмов. Но так бывает, к сожалению, не каждый год. Поэтому тем христианам, кто в новогоднюю ночь соберется за праздничным столом, не надо думать, что они идут на компромисс с совестью. Кто желает праздновать — будем праздновать, но так, как подобает христианам. Возблагодарим Бога, давшего нам прожить еще один год, и поднимем бокалы, желая друг другу в новом году счастья, радости, любви, а самое главное — сохранить верность Господу, «призвавшему нас из тьмы в чудный Свой свет».


С Новым годом, друзья!


Колонка редактора для «Православия в Украине»

У этой записи 17 комментариев

  1. Алексей

    Здравствуйте О. Вадим! Это я Алёша Кислов. Я чуть-чуть не понял

  2. Галина

    Спасибо за статью.

  3. Ирина

    По поводу комментариев иерея Вадима к
    статье "Как нам встречать Новый год?",
    хотелось бы обратить внимание батюшки
    на "Проповедь на Новый год" Предстоятеля
    УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира,
    в которой Блаженнейший Владыка, являющийся
    выдающимся богословом нашего времени,
    ни коим образом не отрицает такую
    "хронологическую дату" как Новый год.
    Проповедь на сайте orthodox.org.ua/

  4. Egorkas

    C интересом прочитал комментарии уважаемых иер. Вадима и Андрея. При желании можно извратить позицию и одного и другого отца. Например отец Вадим как можно не правильно воспринять Вашу позицию в данном вопросе: "Праздновать нечего, собираться семьей ничего, а когда начнут взрывать петарды мы дружно "по православному" их осудим да и гееной огненой им погрозим." Возможно я не прав, но мне кажется предложенный отцом Андреем компромис имеет право на жизнь в настоящей реальности.

  5. иер. Вадим

    Сегодня в воскресной школе обсуждали с прихожанами статью о. Андрея и мой комментарий. У воцерковленных прихожан, слушающих в воскресной школе курс по литургическому богословию, статья о. Андрея энтузиазма не вызвала. К моему же комментарию нужно сделать следующее дополнение. Если семья верующая, воцерковленная, то собираться что-то праздновать нет смысла, поскольку нет предмета празднования. Это не День победы, не день рождения, просто смена чисел и чисто формальная смена порядкового номера периода из 365 суток.
    Если же в семье есть разделение на верующих и неверующих, воцерковленных и невоцерковленных, то не разделяя языческих представлений о "проводах" и "встречах", нужно просто разделить радость своих домочадцев, разделить с ними подготовку к трапезе и саму трапезу, пожелать здоровья, и не задерживаясь у телевизора, отправляться спать. В общем, сделать все, чтобы сохранить мир и любовь, и никого не смущая остаться в стороне от языческой стороны этих празднований, которые люди придумали для себя в тоске по неведомой им радости жизни во Христе Спасителе.
    Если кто желает продолжить обсуждение лично со мной, то, пожалуйста, пройдите по ссылке: http://delo.teolog.ru/deloN10101
    Просьба, писать только на русском языке.
    С любовью и уважением ко всем здесь написавшим, священник Вадим Гупало.

  6. Валерий

    Разумею, что Новый год для ищущих Бога — это хороший пророк, а для кого-то и первый день его Дня Рождения. Валерий.

  7. Священик Володимир

    Ієрею Вадиму:
    Дуже дивний ,не місіонерський підхід.
    Радше сектанський."Нам треба всім
    заховатися у своїй мушлі і не спілкуватися з мирськими."У історії Церкви якраз
    проглядається інший-християнізація світу ,
    ,і язичництва у тому числі.Яскравий
    приклад відома Вам історія із Різдвом,
    про що нагадував отець Андрій.
    Ближче до нашого часу-Святий Іоанн
    Сан-Францизький встановив 25 грудня
    святкування Собору американських
    святих,щоб православних американців
    відвернути від язичеського свткування
    Різдва.Те що реально святкує церква
    Новий рік 1 січня,відправляє новорічні
    молебні це не нововведення,
    а трьохсотлітня історія від часів Петра І.
    Ви дуже гарно відмітили язичеські
    настрої людей напередодні Нового
    року.(Хочу нагадати ,що язичество це —
    не завжди сатанізм,це- народна віра.)
    Головний лейпмотив свята -прагнення до змін.
    Люди відчувають ,що щось не так у житті.
    Тож є чудовий привід нагадати ,які
    зміни необхідні.Покаяння(метанія)-
    означає зміна.Таку нагоду гріх упускати.
    Навпаки потрібно загальноцерковні
    зусилля християнізації(без усяких лапок)
    народного(язичеського) святкування
    Нового року,що припадає на піст.

  8. Ольга

    Хорошо сказано, и для многих "фарисействующих" — отрезвляюще. А еще есть такое: "плачь с плачущими и радуйся с радующимися", и в этот день когда весь мир (пусть и языческий) радуется, нехорошо, мне кажется надевать маску "унылого поста", а лучше — разделить радость с ближними. Непрестанно радуйтесь! (кто сказал?) и проч. и проч.

  9. Кіномеханік

    Ієрею Вадиму:

    Отче, а навіщо "все пожелания «счастья, радости и любви» оставить до Рождества Христова"?
    Чи не краще вітати одне одного щодня і бажати любові і щастя і в Різдво, і в новорічну ніч, і 2, і 3, і 4 січня, і так далі. Тим більше, що Новий рік, це все-таки, даруйте, не язичницьке, як Ви говорите, а сімейне свято, я переконаний, для більшості наших співгромадян.

    Усім хороших свят! Зустріньмо Різдво Господа нашого Ісуса Христа у любові і доброті. Щасти всім у Новому році!

  10. Люся

    Абсолютно согласна. Особенно меня привлекает в этом празднике, что собирается вся семья, и какое-то единеие близких душ получается. А что на столе — разве важно? Пост подразумевает такое многообразие блюд, что все и не приготовишь.

  11. свящ.Андрей Дудченко

    Иерею Вадиму:
    Батюшка, я не согласен с Вами. Зачем так утрировать?
    Встреча нового года вовсе не обязательно должна проходить по описанному Вами сценарию.
    Кроме того, не будем забывать, что наша Церковь в свое время восприняла не просто светский, а языческий праздник римских сатурналий, перенеся на 25 декабря празднование Рождества Христова.
    Нам тоже следовало бы подобным образом подойти к празднованию Нового года, который в нашем обществе поистине праздник всенародный.
    А разговоры о том, что дескать есть церковное новолетие 14 сентября — пустой звук. Никто не будет это праздновать.
    Думаю, что может быть полезно Церкви перейти на новый стиль и праздновать сначала главный праздник — Рождество, а потом уже и новый год. Но для этого надо чтобы это нормально воприняли в церковном обществе. А в нем есть и церковные консерваторы и православные фундаменталисты. ((

  12. иер. Вадим

    Дорогой о. Андрей!
    Давайте посмотрим на этот вопрос совсем в другом ракурсе, не связанном с категориями "положено" — "не положено".
    Для полной ясности давайте предположим, что никакого поста нет вообще. И речь о нарушении каких-то обрядовых запретов не идет.
    И тогда зададимся вопросом, чем мы будем заниматься в так называемый "Новый год"?
    "Возблагодарим Бога, давшего нам прожить еще один год и попросим благословения на год грядущий"? Для этого есть церковное новолетие 1(14) сентября с соответствующим богослужением. Причем это не церковный аналог "Нового года". Празднование новолетия увязано с началом цикла священной истории нашего спасения, который начинается с праздника Рождества Богородицы. Церковное новолетие — это не празднование по поводу хронологии, это празднование начала лета благости Божией, явившей себя, прежде всего, в пришествии в мир Спасителя. См. Евангельское чтение на этот день.
    Теперь о том, что предлагает мир праздновать нам в "Новогоднюю ночь".
    Прежде всего, обратим внимание на характер этого праздничного ритуала. Характер этот квазирелигиозный. Предваряющие проводы так называемого «старого года», астрологические бредни вместо молитвы, потом что-то вроде «проповеди» Президента, далее центральное «священнодействие» – распитие шампанского под бой кремлевских курантов в 00.00 часов. Ну, а потом, что-то вроде «крестного хода» на городскую елку. После чего — "обнимитесь миллионы" — перед голубым экраном в совершенно неприличном представлении с участием "голубых" обоего пола.
    Но самое главное, обратим внимание на риторику дикторов и ведущих.
    «Скоро, совсем скоро на несколько секунд уходящий … год встретится с наступающим …, чтобы передать последнему полномочия на управление. В это мгновение чувствуешь кожей, как судьба перекладывает карты жизни и все начинает идти по-другому». Или другими словами, но абсолютно то же самое по смыслу.
    И это не просто потуги на интеллектуальность недалеких умом журналистов. И псевдорелигиозный ритуал, и попытки придать глубинный смысл происходящему празднованию неслучайны. Каждый человек неосознанно живет надеждой на лучшее и эта надежда нуждается в постоянной подпитке. Верующие люди утверждают свою надежду молитвой к Богу, уповая на Господа, надеясь на Его милость и снисхождение к грехам. Людям, у которых вера в Бога отсутствует, остается надеяться только на самих себя. Но поскольку каждый из нас прекрасно понимает, что он не может быть уверен даже в том, доживет ли до завтрашнего утра или нет, то даже и эта ничтожная надежда на себя самого нуждается в психологическом подкреплении, которого объективно нет. Этой цели могут служить только суеверие и самообман. В психологическом плане самообман будет более убедителен, если он будет носить массовый характер.
    Совершенно очевидно, что само понятие "Новый год" ипостазировалось в массовом сознании. Это то ли какая-то личность, то ли какая-то сила, от которой зависит наше благополучние, и которую нужно ублажить "проводами" и "встречей".
    Что из этого следует? "Новый год" давно уже утратил черты гражданского праздника и стал классическим языческим праздником. Праздником суетной языческой веры.
    Здравый смысл говорит нам, что хронология не может быть предметом празднования. От того, что сегодня было 31 декабря, а завтра будет 1 января, ничего не изменится и измениться не может.
    Поэтому, присоединяясь к Вашего призыву, о. Андрей, "сохранить верность Господу, призвавшему нас из тьмы в чудный Свой свет", предлагаю делать это в соответствии со словами ап. Павла: "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы Вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12.2)
    В качестве примера могу привести Псково-Печерский монастырь, монашеская жизнь в котором не замирала никогда. Там "Новый год" полностью игнорируется, и даже слов этих никто не упоминает.
    Что касается попыток служить новогодние молебны под 1 января, то они бессмысленны и вредны. "Христианизировать" языческое празднование таким образом не удасться. А вот приучить к нему своих прихожан очень даже легко.
    И, наконец, о «компромиссах» ради сохранения мира и любви в тех семьях, не все члены которых верующие, и где такой компромисс действительно требуется. Компромисс может быть только внешним, но не должен быть внутренним, затрагивающим душу верующего человека. Можно разделить трапезу, не разделяя праздника, его идеологии, не делая никаких поздравлений от себя лично, и при первой же возможности под благовидным предлогом покинуть это собрание. И при этом не нужно по-фарисейски ставить себе постную тарелку, поскольку любовь выше закона. И в данном случае это не нарушение поста, а жертва личным благочестием ради любви. Главное же сохранить свое сердце неоскверненным языческим суеверием. А все пожелания «счастья, радости и любви» оставить до Рождества Христова.
    С любовью во Христе, иер. Вадим Гупало, <a href="http://delo.teolog.ru">http://delo.teolog.ru</a&gt;

  13. Иван

    Спасибо за статью. Кратко и без долгих умствований

  14. Священик Володимир

    У нашому храмі вже традиція зустрічати
    Новий рік у церкві на службі.О 21 годині
    починаємо Всенічну.Адже першого
    січня святкується стільки шанованих
    святих.Це і Святий Воніфатій,і Ілія
    Муромський,і Амфілохій Почаївський.
    Рівно о 12 (чи 00 як говорять)
    дванадцять ударів дзвона і починаємо
    молебень на початок Нового року.
    Потім Літургія.Дякуємо за минулий рік
    ,просимо благословіння на наступний.
    Говорять,як Новий рік зустрінеш ,так
    він і пройде))) Було б дуже здорово ,
    щоб новорічна ніч спонукала нас
    до молитви цілий рік.
    З іншого боку у новорічну ніч, коли
    звершується " Всенічна Бахусу" гине
    багато людей.Тож цілком
    по-християнському буде помолитися ,
    щоб Господь хранив нас до покаяння.

  15. Ника

    Да, ведь это повод собраться вместе с семьей или друзьями. Дело ведь не в том, чтобы наесться или напиться… Для "отмечания" вполне подойдет рыбный стол и немного вина или шампанского

  16. Андрей Д.

    Согласен, спасибо!

  17. Олег

    Поддерживаю автора статьи. Нужно соблюсти пост, но немного попраздновать наверное можно. Без мяса, разумеется, без водки и т.д. Надо считаться с ситуацией.

Добавить комментарий