РЕПОРТАЖ. Молодежь из разных стран мира обсудила в Минске тему “Церковь в жизни общества и окружающего мира”

8-11 декабря в Минске состоялся семинар всемирного братства православной молодежи “Синдесмос” (Syndesmos) на тему “Церковь в жизни общества и окружающего мира”. Семинар был организован на базе Института Теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета. В работе семинара приняли участие президент “Синдесмоса” Христофор д’Алоизио, представители различных молодежных братств и духовных школ из Беларуси, России, Украины, Польши, Греции, Бельгии, Венгрии, Аргенитины и Финляндии. Из Украины, в которой до сих пор нет организаций-членов “Синдесмоса”, на семинар приехали Антуан Аржаковский, директор Института экуменических исследований (Львов), и священник Андрей Дудченко, ответственный редактор портала “Православие в Украине”.


День первый – Открытие и доклады


В день открытия семинара его участников приветствовал епископ Гродненский Артемий (Кищенко), председатель объединения молодежи Белорусской Православной Церкви. В своем выступлении владыка обратил внимание на важность осмысления подвига новомучеников и исповедников, пострадавших во время гонений на веру при советском режиме. Опыт новомучеников показывает, что вера есть основание жизни человека. Владыка также предостерег от отождествления православия с национальной идеологией или формами культуры. “Православие – это жизнь во Святом Духе”, – сказал владыка. Он также подчеркнул, что христианину недостаточно хранить внутреннее благочестие, важно также понимать мир, который нас окружает.


Темой первого дня работы семинара было осмысление “Послания к Диогнету” – одного из самых ранних памятников христианской письменности. Преподаватель Свято-Филаретовского института (Москва) Виктор Котт обратил внимание на восприятие античным читателем выражения из Послания “…что в теле душа, то в мире христиане”. Во времена античности тело воспринималось как “темница души”. Христианский же подход к телу в корне отличается от языческого: тело может участвовать в спасении, которое принес человеку Христос. Поэтому и положение христиан в мире не таково, как положение души в “темнице” тела: для христиан “всякое отечество – чужбина”, но одновременно и “всякая чужбина – отечество”. Обсуждение послания продолжилось в малых группах, где все участники семинара могли выразить свое понимание этого текста.


В первый день работы также выступил профессор Института Теологии (Минск) Андрей Данилов с докладом на тему “Экология в контексте нравственного богословия”. Докладчик призвал христиан обрести благоговение и ответственность перед всем сотворенным, подходить к творению с “восхваляющей благодарностью”. По мысли докладчика, все творение имеет таинственное измерение, вершина которого – в Евхаристии, и Церковь может указать миру на это измерение, а также она может и должна учить христиан жить ответственно по отношению к окружающему миру.


Доклад Виктора Котта был посвящен теме “Социальная ответственность христианина: опыт ХХ века”. Докладчик отметил, что у Церкви не существует окончательных богословских ответов на социальные вопросы. Христиане в мире, по мысли автора, живут не ради себя, но для того чтобы творить дело Христово – дело воскресения человека и всего мира. Особенно остро проблему социального вызова христиане ощутили в ХХ веке – после того как прекратили существование христианские государства. Крушение Российской империи, войны, геноцид и пр. поставили перед христианами социальную проблему, и среди христианских ответов на эту проблему особенно выделяются ответы-свидетельства (в понимании свидетельства как греч. “мартириа” – что переводится как мученичество, то есть свидетельство всей своей жизнью даже до смерти). Мир, подчеркнул докладчик, жаждет полноты христианского свидетельства.


После завершения докладов участники семинара посетили Курапаты – место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий 1937-41 годов. Место это тщательно скрывалось советской властью, а после распада Союза Белорусские власти также пытались стереть с лица земли память о сатанинских деяниях вождей коммунистической партии. Мемориал в лесном массиве на месте репрессий существует благодаря гражданской инициативе. О своем опыте пребывания в сталинских лагерях участникам семинара рассказал пастор баптистской церкви Эрнст Сабила, пострадавший в годы репрессий безбожного режима за исповедание веры во Христа.


Вечером участники семинара собрались в доме межцерковного общения “Кинония” под Минском, где был организован ночлег, а также утренние и вечерние богослужения, совместные трапезы и вечерние неформальные мероприятия. Молитвы во время служб в домовом храме звучали на языках тех народов, откуда прибыли участники. Вечернее неформальное общение, во время которого проводились презентации организаций участников, творческие вечера, игры и пр., помогало лучше узнать друг друга и способствовало созданию неповторимой атмосферы подлинно братского христианского общения.


День второй – Дискуссионные группы


9 декабря работа семинара продолжилась в дискуссионных группах по темам “Пути свидетельства о Христе обществу”, “Церковь и политике (как управление обществом)”, “Ответственность христианина за общество и культуру”. Итоги обсуждения в группах были представлены по завершении дискуссий.


В первой дискуссионной группе, в работе которой участвовал и ответственный редактор портала “Православие в Украине”, был поднят вопрос о том, все ли пути христианского свидетельства в обществе являются полезными? Участники обсуждения согласились с тем, что в основе христианского свидетельства должна быть та новая жизнь, которую дает Христос верующему, то есть преображающая сила Воскресения Христова. Обращенность христианина к миру проистекает из верности Богу, пославшему в мир Христа и посылающему христиан на дело свидетельства. Христиане ответственны за мир, в котором они живут, и эта ответственность есть прямая заповедь Божия, а не некий “факультатив”. При этом христианин, живя в мире, но “не от мира”, не должен отчуждаться от мира или превозноситься перед ним, ибо любовь не может смотреть “свысока”.


Участники группы обратили внимание также на сложный вопрос восприятия церковной действительности человеком, ищущим веру. Задача миссии – привести человека ко Христу в Его Церковь. Но живущие в миру люди, не имеющие опыта жизни внутри Церкви, смотрят на нее извне, и этот образ не соответствует сути Церкви. Недостатки и неурядицы церковной жизни охотно обсуждаются в светских СМИ, и за грехами церковных людей бывает непросто рассмотреть то, что составляет суть Церкви. Участники обсуждения пришли к выводу, что сегодня одним из непременных элементов христианской катехезы (обучения приходящих в Церковь новоначальных) должно быть принятие крещаемым ответственности за Церковь. Церковь – не только иерархия или церковные институции, Церковь – это весь народ Божий, составляющий Тело Христово. И за состояние этого Тела отвечает в свою меру каждый христианин.


Вторая группа обсуждала вопросы участия Церкви и христиан в общественных процессах (политике в широком смысле слова). Церковь и государство всегда находятся в антиномичных отношениях: Царство, которое проповедует Церковь, не есть царство кесаря. Но существование царства кесаря невозможно без воли Божией.


Участники обсуждения привели выдержку из “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви”, где выражена принципиальная недопустимость участия клириков в политической борьбе, предвыборной агитации и пр., но допускается участие в этих процессах мирян. Не оказывается ли при этом, что Церковь делится на две части, подобно западному учению о “церкви дающей” и “церкви воспринимающей”, где вторая в некотором смысле неполноценна и поэтому для нее допускается то, что невозможно для первой? При обсуждении этого вопроса было приведено мнение одного из предыдущих президентов “Синдесмоса” митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра). Владыка настаивает на невозможности для клириков быть членами политических партий, поскольку партия всегда представляет лишь часть общества, и если клирик Церкви идентифицирует себя с одной частью, то тем самым он противопоставляет себя другим. А это недопустимо с пастырской точки зрения, ибо пастырь должен стремиться быть “всем для всех”, по слову апостола Павла. Участники семинара заметили, что, не участвуя в политической или предвыборной борьбе, Церковь все же может и должна возвышать свой голос в обществе по таким вопросам, когда молчание означает попустительство греху. Если в обществе совершается грех в национальном масштабе, Церковь должна назвать грех своим именем, то есть обличить его – и это один из важных способов христианского свидетельства.


Третья группа участников обсуждала вопрос ответственности христианина за общество и культуру, в которых он живет. Участники обсуждения отметили, что Церковь, как правило, реагирует на уже произошедшие события, в то время как было бы лучше, если бы Церковь в некотором смысле задавала тон и была на полшага впереди общественных и культурных  процессов.


В завершении второго дня работы семинара Лидия д’Алоизио (супруга президента “Синдесмоса”) поделилась своими взглядами на процессы секуляризации в современном западноевропейском обществе. Она отметила, что под секуляризацией в восточноевропейских странах часто понимают не то же самое, что в Западной Европе. В то время как на Западе секуляризация рассматривается преимущественно как отсутствие понимание границ добра и зла, в Восточной Европе под секуляризацией понимают различные последствия этого. Лидия заметила, что и Западная Европа в плане секуляризации не представляет из себя единое целое: в то время как во Франции о религии практически не принято упоминать в обществе, в Бельгии (откуда приехала выступающая) основы религиозных знаний официально преподаются в светских учебных заведениях. К сожалению, заметила Лидия, православные христиане в Западной Европе ведут себя далеко не лучшим образом, осуждая друг друга, проявляя национализм в этнических общинах, претендуя “знать ответы на все вопросы” – и это очень мешает делу христианского свидетельства.


День третий – Евхаристия и общение


Третий день работы семинара – воскресенье 10 декабря – начался Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Минске, куда пригласил участников семинара клирик храма священник Александр Шрамко. Покровский храм находится на окраине города, в живописном месте у святого источника, который безуспешно пытались засыпать строительным мусором в годы советской власти. Первый храм на этом месте, деревянный, который стоит и до сих пор, был построен в очень сжатые сроки в период летних отпусков государственных чиновников, которые противились строительству. Несколько лет спустя удалось получить разрешение на строительство большого каменного храма, в котором уже завершены отделочные работы и готовится освящение престола.


После совместного Причастия и братской трапезы с настоятелем и клириками храма участники семинара поехали на экскурсию в Музей народной архитектуры и быта в Строчице под Минском, где познакомились с образцами архитектуры и предметами быта жителей центральной части Беларуси XVII-XIX веков.


Вечером в этот же день состоялась презентация братства “Синдесмос” для участников семинара, которую провел президент братства Христофор д’Алоизио. Каждый из участников имел возможность задать свои вопросы об истории и деятельности “Синдесмоса” президенту или генеральному секретарю братства Ольге Олейник.


Христофор рассказал о целях и задачах братства, об опыте предыдущих встреч и конференций. Задача “Синдесмоса” – создать внутри Церкви пространство для свободного общения молодых христиан из разных стран и Поместных Церквей, для узнавания и открытия друг друга в опыте сопричастности и общения в любви. Особенно живой получилась дискуссия о переводах литургических текстов на современные языки и прочих вопросах возрождения церковной жизни. Христофор также дал эксклюзивное интервью для портала “Православие в Украине”, которое скоро будет опубликовано.


День четвертый – прощание


Последний день работы семинара был посвящен подведению итогов встречи. Участники поделились своим личным опытом, приобретенным за эти дни, а также предложили ряд новых идей. Для некоторых участников этот семинар стал первым опытом встречи с “этой частью мира”, по выражению участницы из Аргентины. Участники отметили, что дискуссии и опыт общения, приобретенный за дни семинара, не должен прекращаться в будущем. Этим опытом следует делиться с другими братьями и сестрами, со всем народом Божиим, а также продолжать обсуждение тем, волнующих сегодня православную молодежь. Как отметил протоиерей Марк Вавранюк (Польская Православная Церковь), семинар показал те “важные сферы церковной жизни, о которых мы, пастыри, порой забываем”. Был внесен также ряд практических предложений по организации общения участников семинаров “Синдесмоса” между встречами и информационного обмена.


После обеда в этот же день состоялась экскурсия по центру Минска, которой и завершилась программа семинара.


Для некоторых участников семинар в Минске стал первым опытом встречи с “Синдесмосом”. Этот опыт показал, что православное движение “Синдесмос”, основанное приснопамятными отцами Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом, живо и действенно. На его встречах и семинарах возможно полное и искреннее общение православных христиан разных поместных традиций, откровенное обсуждение самых волнующих вопросов без осуждения несогласных, сопричастность друг другу во Христе в опыте совместной молитвы и Евхаристии и принятие ответственности за свою принадлежность к Церкви Христовой.


Следующая встреча “Синдесмоса” планируется в феврале 2007 года в Аргентине, где пройдет семинар для лидеров православных молодежных организаций.


Эту же статью с иллюстрациями читайте на портале “Православие в Украине”

Цей запис має один коментар

  1. Viki

    Очень интересно, жаль что не попал туда.
    Вопрос свидетельства христиан в этом мире для меня очень важный, тут надо видеть корень проблем, чтобы знать что делать. Например церковь осуждает геноцид, но не борется (покрайней мере в СНГ) со смертной казнью, и что самое печальное православные священники освящают оружие, все токи ни кто не отменял канон об отлучение от церкви солдат которые убили человека на войне, даже если она оборонительная. Это вопрос, не совсем понятно, что делать, значит надо обсуждать.

Залишити відповідь