День равноапостольного князя

28 июля – день памяти святого князя Владимира – праздник, любимый всеми киевлянами. И не только потому, что он способствовал утверждению христианства на наших землях. Память равноапостольного князя связывает нас со временами Киевской Руси, расцвета ее державности и культуры. Многое и в топонимике Киева связывает нас с памятью святого Владимира. “Визитные карточки” столицы – Владимирская горка с памятником князю, одноименная улица, руины княжеской Десятинной церкви и, наконец, Владимирский собор (ныне, к сожалению, не принадлежащий канонической Церкви), – все это места, где любят бывать в свободное время киевляне и стремятся посетить в первую очередь гости города.


Князя Владимира называют крестителем Руси, а Церковь даже причислила его к лику равноапостольных. Но, хотя именно с его деятельностью связано массовое принятие христианства нашими предками, следует сказать, что христиане появились на киевских землях задолго до восшествия Владимира на престол. Известно, что князь Аскольд был крещен с именем Николай (о чем напоминает теперь Никольская церковь на Аскольдовой могиле), а на Подоле существовали христианские храмы. Массовое обращение русичей в христианскую веру стало возможным благодаря призыву (и примеру) равноапостольного князя.


Некогда грубый язычник, по свидетельству современников, Владимир совершенно изменился после крещения. Вера во Христа перевернула его жизнь, а вместе с тем изменила и жизнь его подданных.


История сохранила предание о том, как послы, отправленные князем в разные страны, выбирали веру. Оказавшись в святой Софии константинопольской, они не могли скрыть своего восхищения “греческой верой”. “Не знаем, где были мы, на небе или на земле”, – рассказывали послы о богослужении в этом великолепном храме, шедевре зодчества восточных ромеев, который и сегодня не перестает поражать гармонией и величием входящих в него паломников и туристов. Вера неотделима от опыта молитвы, а литургическая молитва Церкви соединена с невидимым, но ощутимым верующими присутствием Царства Божьего. Благодать и радость этого Царства, сравнимые в Библии с веянием тихого ветра, оказались способны воспринять и княжеские послы.


Решение князя крестить Русь стало началом долгой и до сих пор не завершившейся истории воцерковления нашего народа. Просвещение народа истинной верой, начало которому было положено более тысячи лет назад князем Владимиром, должно иметь продолжателей во все последующие времена. И наше время нуждается в этом еще острее, чем века минувшие.


“Русь была крещена, но не была просвещена”, – выразился один известный писатель. Осмотревшись вокруг, мы можем сказать, что сегодня просвещение уж точно в большом дефиците. Каждый церковный праздник, обряд или обычай в народной вере сочетается с массой околоцерковных или попросту антицерковных предрассудков, которым иногда потакают сами священники. На общецерковном уровне могут приниматься замечательные документы, говорящие о необходимости внутренней миссии, о недопустимости крещения взрослых без предварительного наставления в основах веры, о методах приближения нашего богослужения к пониманию верующих, но на уровне “конечного пользователя”, то есть каждого приходящего в храм или интересующегося верой, все остается, увы, по-прежнему. И в наше время (как, наверное, всегда) актуальны слова Иисуса Христа: “Жатвы много, а работников мало: молите Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою” (Мф. 9:37-38). Инициатива в этом делании должна рождаться среди нас, среди духовенства и просвещенных мирян. А память равноапостольного Владимира пусть будет нам в этом деле вдохновением и призывом.


Українською мовою: колонка редактора на “Православії в Україні”

Цей запис має один коментар

  1. протоиерей Александр

    Отче, слова “Русь крещена, но не просвещена” – Лескова, а он не историк.
    Простите.
    пА
    —-
    Я почему-то считал, что это Голубинский. Значит ошибся. Исправим. )

Залишити відповідь