Радуйтесь!

Год назад в антикризисное подразделение медико-психологического центра, в котором я работаю, позвонила плачущая женщина. Её тринадцатилетний сын дважды пытался покончить жизнь самоубийством и грозит довести своё намерение до конца.


Приглашаю маму прийти ко мне в центр. Она прибегает через пятнадцать минут и начинает рассказывать о скандалах с сыном и мужем. Эта женщина стремится всей душой уберечь своего сына от пагубного желания “быть, как все”, принимать в своё сердце всю ту грязь, которая широким потоком льётся на наших детей из окружающей действительности.


Единственную защиту от разрушающего воздействия современной молодёжной культуры она видит в воцерковлении своего сына, но тот не хочет идти в храм, исповедоваться, причащаться, поститься, молиться, с ненавистью и слезами встречает любые разговоры матери на эту тему.


Ситуация усугубляется тем, что муж не является её союзником в деле воспитания сына и крайне отрицательно относится к тому, что жена ходит в церковь. А теперь любимый сын заявляет, что ему всё надоело, он не хочет жить и все равно покончит с собой. Что делать?


Спрашиваю, давно ли она воцерковилась.


Отвечает: “Два года назад”.


Интересуюсь, как её жизнь складывалась до этого.


Рассказывает, что была красивой женщиной, следила за собой, хорошо одевалась. Семья была дружная: хороший муж, сделал неплохую карьеру, послушные дети были… И вот сейчас семья разваливается.


“Может быть, неправильно воцерковляетесь?” – говорю я. До воцерковления – интересная, ухоженная женщина, сейчас – небрежно одета, кое-как причёсана, лицо унылое, во взгляде тоска и смятение. Разве так должен выглядеть человек, увидевший красоту и благодать православной веры? Раньше для мужа она готовила вкусные обеды, было живое, радостное общение в семье, а теперь, оказывается, “всё нельзя”, в доме – напряжённая обстановка, следствие позиционной войны. Вкусные обеды – большая редкость. Как бедному мужу это вынести? В общем, получается, что, как только мама стала ходить в церковь, всем стало плохо. Но если всё стало хуже, то как же могут относиться к церкви муж и сын?


Очевидно, что отсюда и неприятие ими Церкви вообще и нового маминого образа серой суетливой мышки в частности.


Обратились к Евангелию: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.


А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16-18).


“Радуйтесь” – обращаются к нам св. апостолы в своих посланиях.


“Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир” (Иак. 3, 13-18).


Многие наши женщины в начале своего воцерковления совершают одну и ту же ошибку. Начиная осознавать греховность прошедшей жизни, они плачут безмерно, впадают в некое постоянно присутствующее скорбное состояние духа, которое проявляется в выражении лица, в одежде, в невнимании к семейному быту и работе. Возникает парадоксальная ситуация: женщина приходит в Церковь, а её семья при этом начинает рушиться. Понимая это как “искушение”, она начинает по своему разумению бороться со своими домашними, которых ей очень хочется любым способом привести в церковь, а если они не идут, то заставить всех хотя бы поститься.


Такая “новоначальная” христианка, проявляя “ревность не по разуму”, сама становится сильнейшим искушением для своих домашних и делает их отношение к Церкви из безразличного резко отрицательным. А должно быть иначе: мамочка воцерковляется , и всем в доме становится лучше – обеды вкуснее, квартира чище, ругани меньше, радости больше.


Давайте вспомним, как ранее одевались наши православные женщины: сходим в исторический музей, посмотрим фотографии святой Царской Семьи. Мы увидим, что русские православные женщины, во всех сословиях по-разному, всегда одевались красиво, со вкусом.


Ныне определился уже некий “псевдоправославный” стиль в одежде наших женщин: невзрачно-балахонного вида кофты, юбки, куртки-плащи, в основном турецкого производства. Может быть, для Турции это традиционный стиль одежды, но история русского национального костюма доказывает, что одеваться скромно – не значит одеваться серо и бесформенно.


И пост всех видов трудно ввести в семье волевым решением, лучше это делать, по словам апостола, “по взаимному согласию”. Я, например, знаю хорошие семьи, где мама и дети постятся и спокойно переносят то, что папа при них ест жареную отбивную и борщ с мясом. В семье мир и согласие. Есть семьи, где постится только мама, но покой и любовь сохраняются.


Расскажу ещё о супруге св. великого князя Димитрия Донского – преподобной княгине Ефросинии Московской. Оставшись вдовой, она всё равно должна была для всех быть достойной великой княгиней. Потому под пышными княжескими одеждами, а не в одеянии инокини, носила вериги и власяницу и изнуряла тело своё строгим постом так, что оно почернело и иссохло и “плоть прилипла к костям”. Скрывая даже от близких свои подвиги, она украшалась драгоценными камнями и устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, хотя сама и не прикасалась к изысканным яствам.


“Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь себя самого, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем, чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд” (Паисий Святогорец).


Недавно опять пришла ко мне эта женщина, уже с сыном, посоветоваться о некоторых его школьных проблемах. Лицо светлое, радостное. Сын очень дружен с мамой, советуется с ней, но решения старается принимать самостоятельно. Мальчик постится, причащается, летом ездил в паломнические поездки, хорошо учится в школе, очень ответствен и активен. Воцерковился ребёнок не по принуждению, а по любви. Слава Богу за всё!


Источник: Русский дом

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Н.

    Очень хорошая статья. Подобные мысли настигли меня, когда сравнивала свои фотографии в альбоме, и поняла, что многие не хочу никому показывать…

  2. Алена

    Спасибо за статью, это заставило меня
    обратить внимание на себя и понять свои
    ошибки. К сожалению, это правда, что в погоне
    за воцерковлением семьи, почему-то все
    остальное становиться незначительным.
    Главное вовремя понять это. И не попадать
    в крайности. Семья это не монашество, а
    малая Церковь благодати и радости.
    Где все должно быть добрым, и дарить
    радость всем.
    Спасибо!

  3. svashchennik Mariush

    Oy, silno ponravilos mne. Kstati – pochemu tolko upominayetsa o genschinah?:) Mugschini toge byvayut raznye, no ih menshe, uvy…

Залишити відповідь