Празднуем Пасху – какой календарь правильный?

Весь Западный мир празднует Пасху в один день. Восточные церкви, к сожалению, разделены. В сегодняшней практике Православных церквей используются три различных календаря: Юлианский (так называемый “старый стиль”), Григорианский (“новый стиль”) и, так называемый Греческий календарь. Хотя первый и последний совпадают в своем отношении ко дню празднования Пасхи, но их различия все же существенны.


Юлианский календарь. В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая “догоняет” длину солнечного года.


Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.


Григорианский календарь.  Итак, в “старом” календаре каждые 128 лет накапливались “лишние” сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.


Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.


Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе  невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад. Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее – простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году.


Вот причина тому, что в Русской Православной Церкви все главные праздники мы празднуем на 13 дней позднее по сравнению с Западом и некоторыми другими Православными Церквами. Но с праздником Пасхи все обстоит еще сложнее. Прежде чем перейти к пасхальной проблеме, скажем и о календаре Греческом.


Греческий календарь представляет собой компромисс календаря Юлианского и Григорианского. Поместные церкви, которые приняли этот календарь, празднуют Пасху согласно Юлианскому календарю, а главные двунадесятые праздники и прочие, дни которых фиксированы на календаре, празднуются по новому – Григорианскому календарю.


Впрочем, если быть абсолютно точным, то этот календарь не является Григорианским.


В 1923 году по инициативе Патриарха Константинопольского была созвана Конференция, в которой участвовали большинство Поместных Православных Церквей, и было принято решение перейти на так называемый “Ново-Юлианский календарь”. Он отличается от Григорианского некоторой большей точностью, но на практике совпадает с Западным календарем вплоть до 2800 года. Этот год будет високосным по Григорианскому календарю, но простым по Ново-Юлианскому.


Русская Православная Церковь по понятным причинам не могла принимать участие в этой Конференции, и не могла представить свою точку зрения по этому вопросу. Однако святейший Патриарх Тихон попытался следовать решению Конференции и издал постановление о переходе на новый стиль. Но в России это было воспринято просто как подчинение большевистской диктатуре. Начались волнения среди православных, и уже через три недели Патриарх Тихон отзывает действие этого постановления.


Подобные волнения начались и в других православных странах. В результате, был введен календарный компромисс: все праздники так называемого неподвижного круга, в том числе и главные, такие как Рождество Христово, стали праздноваться по новому стилю. Но празднование Пасхи – праздника всех праздников – осталось по старому стилю.


С литургической точки зрения это внесло в жизнь некоторую дисгармонию, но оказалось приемлемо с пастырской точки зрения. Такая практика и получила название “Греческого календаря”.


На сегодняшний день большинство Поместных Православных Церквей принимает такое соединение двух стилей. Исключение составляют: Русская Православная Церковь, Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православные Церкви, а также монастыри Афона.


Следует подчеркнуть, что календарный вопрос не является догматическим вопросом и не разделяет православные церкви.


Возвращаясь к вопросу о праздновании Пасхи, главное, что следует сказать, что Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи – праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета – лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов.


Известно, что вопрос о праздновании Пасхи обсуждался на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Но решений по этому вопросу (если они были) не сохранилось. Единственное, что нам известно и сохранилось – это призыв к единству в праздновании Пасхи. Об этом призыве мы знаем из сохранившегося письма императора Равноапостольного Константина.


Позднее, в первой половине 14-го века, монах Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме сделал такую запись:


Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле (7-ое), а два ведут начало из неписаного предания.


Первое, – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия.


Второе, – не праздновать ее вместе с иудеями в один день.


Третье, – праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия.


Четвертое, – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету (т.е. в воскресение – прот. С.О.)


Большие разногласия в прошедшем столетии стал вызывать второй пункт этих условий: что надо понимать под этим требованием? Только ли те исторические события, когда еще в 4-м веке были осуждены так называемые “четыредесятники”, которые праздновали христианскую Пасху в один день с иудейской и, так образом, не в воскресный день? Или же, символическое требование того, чтобы Пасха христиан всегда совершалась после иудейской?


Немало чернил было пролито, чтобы прояснить это условие.   Но единого решения так и не было найдено. Отметим только, что в Руководстве к Пасхалии (для употребления в Духовных Училищах, Москва, 1853 год) при перечислении условий для определения дня Пасхи, это (второе) условие не значится, хотя три остальные приводятся.


Обратимся теперь к году нынешнему, 2005-му. Полнолуния в этом году приходятся на – 


24.02.2005 07:53 (четверг)


25.03.2005 23:58 (пятница)


24.04.2005 14:06 (воскресенье)


24.05.2005 00:19 (вторник)


Западная Пасха – на 27 марта, воскресение.


Восточная Пасха – на 18 апреля, воскресение, по Юлианскому календарю (Григорианский этот же день называет 1 мая.)


Иудейская Пасха (Пейсах) 1-й день – 24 апреля (воскресение); 7-й день Пейсах – 30-го апреля (суббота).


Что же это означает? Одни скажут, что неправомерно праздновать христианскую Пасху 27-го марта, так как это предшествует иудейской Пасхе и противоречит символическому ходу истории. Другие скажут, что неправомерно праздновать Пасху 1-го мая, так как это уже второе полнолуние после дня весеннего равноденствия.


Мы не будем приводить здесь многочисленные аргументы и возражения ни в отношении первого решения, ни в отношении второго. Вместо этого приведем третье. А именно то, которое прозвучало и было записано в документах Предсоборных совещаний по подготовке Всеправославного Собора:


– Календарный вопрос не является вопросом догматическим, но вопросом Церковного порядка;


– Межправославная Подготовительная Комиссия отмечает с удовлетворением, что замечательная практика преобладает в некоторых частях мира, когда одна Поместная Православная Церковь использует новый Православный календарь для определения дня Пасхи и других праздников, и, в тоже время, на этой же территории находятся приходы или общины, относящиеся к другой Поместной Церкви, которые следуют старому календарю и вычислению дня Пасхи. (…) Межправославная Подготовительная Комиссия рекомендует, чтобы такая практика стала бы всеобщей во всех Православных Церквах, как первый шаг на пути к общему празднованию Пасхи.


Казалось бы, такое решение звучит парадоксально: для того, чтобы придти к единству, предлагается сначала разойтись!? Однако если учесть, что и в древней Церкви существовало календарное расхождение, которое, однако, не нарушало единства Церкви и Евхаристического общения, то следует признать, что для нас сейчас жизненно важно научиться различать главное и второстепенное. Научиться видеть, что нас действительно разделяет, а что (или – Кто) нас соединяет. Именно этот путь и предложен на Предсоборном Совещании.


“А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду” (Ефес. 2. 13 -14).


Апрель 2005 г.


Источник: Брюссельско-Бельгийская епархия РПЦ

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Дмитрий

    Мне нравится, как наше мирское вертит и крутит незыблемым. "Ах, это угодно большевикам, так давай отменим". Возникает вопрос: "А так ли незыблемо это незыблемое?" Если это дело божественное, оно должно быть раз и навсегда жёстко установлено. А если мы гадаем на кофейной гуще, а тем более двигаем догмами и канонами в угоду политике, то… …То выходит, что всё дозволено.

  2. Василий

    В статье нарисована сильно идеальная картина. Совершенно не говорится многочисленных (до 1 млн. в Греции и Румынии соответственно) старостильниках в Греции, Румынии, Болгарии. И о гонениях, воздвигнутых "официальными" Поместными Церквами на них в XX веке. Складывается впечатление, что в угоду внешним для Церкви обстоятельствам можно принести в жертву наиболее ревностную часть своей паствы… Неужели это того стоит?

Залишити відповідь