Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Киев православный > Киевские монастыри > Киево-Печерская Успенская Лавра (М)

Киевские монастыри

Киево-Печерская Успенская Лавра (М)


01015 ул. Лаврская, 15.

Тел. +38(044) 255-11-05, факс: +38(044) 255-11-76.

Проезд: от ст. м «Арсенальная» — трол. 38, авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»; ст. м «Днепр».

Веб сайт: lavra.ua

Престольные праздники:

Успение Божией Матери (праздн. 15 / 28 августа), прп. Антония Печерского (пам. 10 / 23 июля), прп. Феодосия Печерского (пам. 3 / 16 мая и 14 / 27 августа); Собор прпп. Ближних Пещер (пам. 28 сентября / 11 октября), Собор прпп. Дальних Пещер (пам. 28 августа / 10 сентября), Собор всех прпп. отцев Киево-Печерских (пам. в Неделю 2-ю Великого поста). Особо чтимые праздники — дни памяти каждого из прпп. Киево-Печерских, а также сщмч. Владимира, Митр. Киевского (25 января / 7 февраля и 14 / 27 июня).

Лаврские храмы:

На верхней территории Лавры: Великая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор);

Трапезный храм в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских;

Свято-Троицкий храм (над Святыми вратами);

Храм Всех Святых (над Экономическими вратами).

На территории Ближних Пещер: Крестовоздвиженский храм;

Храм во имя всех прпп. отцев Киево-Печерских («Теплый храм»).

На территории Дальних Пещер: Храм Рождества Богородицы;

Храм Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы.

Пещерные храмы Ближних Пещер: Введения во Храм Пресвятой Богородицы;

прп. Антония Печерского;

прп. Варлаама Печерского.

Пещерные храмы Дальних Пещер: Рождества Христова;

Благовещения Пресвятой Богородицы;

прп. Феодосия Печерского.

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (у колодцев).

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

 

Святыни

Мощи прпп. отцев Киево-Печерских. (См: Список Печерских угодников)
Мощи сщмч. Владимира, Митр. Киевского, свт. Павла, Митр. Тобольского, свт. Филарета (Амфитеатрова), Митр. Киевского (в схиме — Феодосия).
Перст Ап. Стефана.
Частицы мощей многих святых.
Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница».
Чтимая икона Божией Матери «Печерская Похвала».

Чтимые иконы Божией Матери: «Печерская Похвала» и Свенская-Печерская.

Священноархимандрит — Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).

Наместник — Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь).

Богослужение ежедневное.

Вечернее вседневное: 16.30; по пятницам — с Акафистом Божией Матери (в Крестовоздвиженском храме).

Вечернее субботнее: 16.30 (Крестовоздвиженский храм) и 17.00 (Трапезный храм).

Понедельник: Полунощница — 6.00 (Крестовоздвиженский храм), по окончании — ранняя Литургия (по седмицам попеременно в пещерных храмах Ближних и Дальних Пещер). Поздняя Литургия — 9.00 (Трапезный храм).

Вторник: как в понед., но перед поздней Литургией — Акафист вмц. Варваре.

Среда: Полунощница — 7.00, служба с Акафистом Успению Божией Матери — 8.00 и Литургия — 9.30 (Трапезный храм).

Четверг и пятница: как понедельник.

Суббота: Полунощница — 6.00, Литургии — 6.45 (Крестовоздвиженский храм), 8.00 (храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник») и 9.00 (Трапезный храм).

Воскресенье: Полунощница — 6.00 (Крестовоздвиженский храм), ранняя Литургия — 6.45 (летом — Трапезный храм, зимой — Крестовоздвиженский храм), вторая ранняя, 7.00 (летом — Стефановский придел Успенского собора, зимой — Всех скорбящих Радости); средняя Литургия — 8.00 (храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»), вторая средняя, 8.00 (от Пасхи до Покрова попеременно через неделю — в Троицком и Всехсвятском надвратных); поздняя Литургия — 9.00 (Трапезный храм).

Акафист всем прпп. Печерским: воскресенье, 17.00 (Трапезный храм). Во время Великого поста вместо акафиста прпп. Печерским служится акафист Страстям Христовым, а от Пасхи до Вознесения — акафист Воскресению Христову.

Молебны ежедневные: 8.30, в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (с одеванием шапочки, освященной на мощах прп. Марка Гробокопателя) и 2 молебна в 13.00 (в храме Всех скорбящих Радости и в тёплом храме — пред иконой Божией Матери «Всецарица»).

В праздники и Великим постом — особый распорядок служб! Точное еженедельное расписание богослужений смотрите на досках объявлений.

 

История

Успенская Киево-Печерская Лавра занимает первое место среди всех обителей нашей Родины: отсюда истинное монашеское благочестие распространилось по всей Руси.

Лавра возникла как удаленный от города пещерный монастырь. Первую пещеру здесь выкопал для уединенной молитвы священник великокняжеского села Берестово Иларион. После избрания его митрополитом Киевским (1051 г.) в этой пещере поселился отец русского иночества прп. Антоний Печерский. Вскоре здесь же стали селиться искатели иноческого жития, расширившие пещеру и устроившие в ней подземные храм и келлии (современное название этих пещер — Феодосиевы, или Дальние Пещеры). Поставив первым игуменом обители прп. Варлаама (†1065; пам. 19 ноября/2 декабря), прп. Антоний удалился в другую пещеру, ископанную им собственноручно на соседнем холме (теперь это — Антониевы, или Ближние Пещеры).

Около 1055–1056 гг. был принят в обитель прп. Феодосий Печерский. Когда князь киевский Изяслав Ярославич (во Св. Крещении Димитрий) основал Михайловский Златоверхий монастырь и взял туда настоятелем прп. Варлаама, пещерная братия по благословению прп. Антония избрала своим игуменом прп. Феодосия. При нем число иноков возросло до ста, над Дальними Пещерами выстроили деревянный наземный монастырь. Позже, в 1073 г. на соседнем холме началось возведение обширного наземного монастыря (ныне — т. н. Верхняя Лавра). Строительство началось с закладки каменной Великой Лаврской церкви (известна также как Успенский собор). Вскоре почили прп. Антоний (†1073, пам. 10/23 июля; мощи почивают под спудом в Ближних Пещерах) и прп. Феодосий (†1074, пам. 3/16 мая; 14/27 августа воспоминается обретение и перенесение его мощей (1091 г.) в Великую церковь). При взрыве храма во время Великой Отечественной войны мощи были утрачены и доныне почивают под спудом.

Строился и расписывался собор со многими чудесными знамениями при игуменах прп. Стефане (†1094; пам. 27 апреля/10 мая) и прп. Никоне (†1088; пам. 23 марта/5 апреля) греческими мастерами; среди их учеников — прп. Алипий иконописец (†ок. 1114; пам. 17/30 августа). 14 августа 1089 г. Великая церковь была освящена.

Обитель продолжала развиваться и укрепляться. После 1106 г. лаврский постриженник прп. Никола Святоша (в миру — Святослав, сын черниговского князя Давида; †1143, пам. 14/27 октября) на свои средства построил Свято-Троицкий храм над Святыми вратами и устроил при нем больничный монастырь.

Благодаря своему исключительному положению среди русских обителей, Киево-Печерскому монастырю уже в это время Патриархом Константинопольским была дарована ставропигия (т. е. обитель перешла в его непосредственное ведение, став независимой от Киевского Митрополита). Настоятели получили звание архимандритов, а обитель стала называться Лаврой (греческое слово лавра означает застроенный квартал или церковный приход; на Востоке, а затем и на Руси, лаврами называли известнейшие и крупнейшие обители).

Лавру неоднократно разоряли при неприятельских нашествиях. В 1096 г. обитель пострадала от половцев, в 1240 г. — от Батыя, в 1482 г. — от татарского хана Менгли-Гирея. Пережила обитель и несколько опустошительных пожаров. В 1718 г. огонь повредил все храмы и здания (кроме надвратного Свято-Троицкого храма), библиотеку и архив.

Но, невзирая на различные исторические потрясения, Лавра оставалась общерусской святыней. После того, как Южная Русь (Украина) была подчинена Польше, Лавра стала оплотом Православия в борьбе с католицизмом и унией. После воссоединения Руси Южной и Северной (Россия), Лавра сохранила статус ставропигиального монастыря, перейдя в ведение Московского Патриарха (1688 г.).

В 1786 г. управление обителью было передано Митрополиту Киевскому, при этом статус Лавры понизили до первоклассного монастыря. Большая часть лаврских имений была отобрана в казну. Но при благочестивом усердии Государей и народа к ее святыням, обитель имела возможность поддерживать свое прежнее благолепие.

Главный престол Великой Лаврской церкви освящен в честь Успения Божией Матери, 5 приделов — в честь Преображения Господня, во имя св. Иоанна Предтечи, апостолов Иоанна Богослова, Андрея Первозванного и архидиакона Стефана. Над Царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась величайшая святыня Лавры — чудотворная икона Успения Божией Матери. Эта икона была вручена Самой Пресвятой Богородицей в 1073 г. во Влахернском храме Константинополя греческим мастерам, зодчим Великой церкви. В иконе первоначально находились мощи семи мучеников, положенные затем храмоздателями в основание храма. Ныне местопребывание иконы неизвестно.

25 января 1918 г. около стен обители пострадал от рук безбожников первый новомученик — митрополит Киевский сщмч. Владимир (Богоявленский; пам. 25 января/7 февраля). В 1920‑е гг. монастырь упразднили. С 1942 г. обитель действовала, а в 1961 г. была повторно закрыта.

В 1988 г. началось возрождение монастыря; ему были возвращены Дальние Пещеры, а в 1989 г. — и Ближние Пещеры (территория Верхней Лавры до сих пор остается в ведении музея-заповедника). В 1989 г. в Лавре открылась Киевская духовная семинария, а несколькими годами позже — и академия. С 1992 г. в Лавре располагается резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви — Митрополита Киевского и всея Украины, а также кафедральный собор. 8/21 ноября 1998 г. началось восстановление Успенского собора (был взорван 21 октября/3 ноября 1941 г.). 11/24 августа 2000 г. собор был освящен архиерейским чином. Восстановлен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

 


 

 

Едете в Киев на концерт и задаетесь вопросом, где жить? У нас вы можете найти квартиры посуточно в Киеве

 

Дата публикации: 31.12.2004