Благотворительность: новозаветные ремарки

В наше время немало говорят о благотворительности и воплощении в жизнь принципа «помоги другому». Обратимся к Новому Завету, пусть человеческие слова умолкнут, и максимально будет говорить Господь через богодухновенные слова.

С христианской точки зрения благотворительность является ответом человека на Божий призыв к вхождению в Его Царство:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31-46).

Если же мы всмотримся, что представляет собой сама христианская добродетель, то увидим несколько важных моментов, с помощью которых, этот механизм христианской добродетели работает.

Все труднее и труднее понять христианский смысл благотворительности как служения другим, ничего не требуя взамен. Более того, христианин, который служит другим, должен быть готов терпеть недопонимания со стороны тех, кому он служит, служащий своему ближнему готов сам терпеть неудобства ради пользы других. Служение другим — основная черта христианина:

«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26-28).

Иисус Христос приравнивал добродетель мысли, желания или чувства, к сделанному делу:

«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, — услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5:25-34).

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:39-43).

Тоже касательно греха говорит Иисус Христос.

«Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28).

Христианство понимает действенность (правильность) добродетели не в количестве, а в качестве этой самой добродетели. Настоящие добрые дела дают человеку, который их делает, благо (благодать), когда же нет должного расположения в человеке (любви, милости), эти дела не приносят человеку пользы:

«Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).

Христианство идет дальше показной фарисейской добродетельности. Христос утверждает, что те, кто трубит о том, что он сделал, уже здесь получили свою награду. О чем это говорит? Это говорит о том, что Христос считает нормой эти самые добрые дела. Добрые дела должны совершаться во имя Иисуса Христа:

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:2);

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:23,24);

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

«Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).

Бог спасает нас не по нашим делам, а по Своей милости. Если человек надеется, что он заслужит Царствие Небесное своими делами, он глубоко ошибается и не исповедует настоящего христианства; если человек надеется на милость Божию – он близок христианству. Главный вопрос для христианина состоит не в том, что я сделал (не сделал) за всю свою жизнь для спасения. Главным вопросом должен стать вопрос: «Насколько здесь и сейчас я готов встретиться с Иисусом Христом, в каком состоянии находится мой «внутренний человек», живет ли он обновленной жизнью во Христе»? Вера в Иисуса Христа – это нечто живое:

«Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9);

«Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32);

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во‐первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет» (Рим. 1:16,17).

Заниматься благотворительностью необходимо каждому христианину. Мы привыкли делать добрые дела своим супругам, детям, родителям, но настоящее христианство, это когда я способен помочь человеку далекому:

«Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:25-37).

В отношении других нужно иметь любовь Христову, который пришел спасти «не праведников, а грешников», образ Христа начертан на каждом человеке, а в отношении себя мы должны смотреть на свое состояние и чистоту сердца, готовность принять сейчас Христа и быть готовым встретиться с Ним в Его Царствии:

«Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21).

Залишити відповідь