Был ли св. Исидор Пелусиот женоненавистником?

О том, что полезно читать комментарии в источниках. Соцсети на днях взорвались «открытием» о.А.Кураева, будто преп. Исидор Пелусиот был женоненавистником, каких свет не видывал:

Как видим, иудеи реализовали мечту преп. Исидора Пелусиота:
“женщинам, как христопродавицам и обращающим божественное дарование в цену погибели, надлежит воспретить и пение в церквах, и пребывание в городе”.

Конец цитаты Исидора и комментария к ней о.А.Кураева (в записи последнего о том, как иудеи-суперортодоксы удаляют любые изображения женщин в каталогах мебели, на своих сайтах и подобн.).

Цитата быстро разлетелась по соцсетям, набрав массу гневных каментов в адрес святого. Ведь после прочтения кажется, будто для него все женщины в мире являются христопродавицами и что им вообще запрещено находиться в городах (а как же тогда размножаться?!).

Но если посмотреть источники… Цитата взята из «послания» епископу Исидору (lib. I, epist. 90) «О том, что петь в церквах женщинам есть апостольское учреждение». Этот подзаголовок автору не принадлежит (и в итоге тоже сбивает с толку). Исидор Пелусиот сначала говорит в «послании» о том, что петь в церквах женщинам разрешили еще апостолы, но (сущ. рус. пер.) «сие учреждение для многих послужило к развращению и стало поводом ко греху. Не в умиление приходят они (кто? – А.Г.) от божественных песнопений, но, обращая приятность пения в средство к раздражению страстей, полагают, что оно ничем не выше приятности зрелищных песен (букв.: «песен на сцене» – А.Г.). Посему, если хотим взыскать того, что благоугодно Богу, и делать то, что служит к общей пользе, то женщинам (РАЗВЕ? см. ниже. – А.Г.), как христопродавицам и обращающим божественное дарование в цену погибели, надлежит воспретить и пение в церквах, и пребывание в городе». конец «послания».

Очень важно отметить, что в конце этого «послания» в греч. оригинале стоит на самом деле не «женщинам», а «ТАКОВЫМ» (женск. р.). «Послание» является отрывком-ответом на какой-то вопрос епископа. Многие объемные письма-ответы Исидора были после его смерти разбиты на короткие тематические обрывки (подобные этому 90 «посланию» – по несколько строк) и пересортированы. Но каким был вопрос от епископа?

Запрет «таковым» пребывать в городе кажется загадкой, но именно он и послужит разгадкой. А именно, издатель Possin в своем комментарии (см. в PG 78, 245) указывает, что речь в посл. 90 идет о том же, о чем и в другом взаимосвязанном «послании» Исидора – 367 (кн.1) – О МОНАХИНЯХ, КОТОРЫЕ, ОСТАВЛЯЯ МОНАСТЫРИ, ЧАСТО ХОДЯТ В ГОРОД.

Пазл складывается. Речь идет о том, что некоторые монахини начали часто оставлять свои монастыри в пустынных районах Египта и приходить в города – в т.ч. на богослужения. и на службах эти монахини стали петь, как будто выступая на театральной сцене и превращая свой приятный голос в средство для разжигания страстей в мужчинах (так проблему увидел И.П.). Именно таких монахинь (бросающих пустынные монастыри с целью покрасоваться перед мужчинами своим сладким пением) Исидор Пелусиот и называет «продающими Христа», советуя Исидору-епископу запретить им вообще приходить в город. В этом обрывке из письма к епископу (обрывке, вырванном из контекста и представленном сейчас как якобы цельный текст) святой сначала кратко говорит о женском пении в храме вообще, называя его «богоносным постановлением». Но затем на самом деле переходит к заданному ему вопросу, в т. ч. и когда говорит о «таковых» – о тех конкретно монахинях, о которых и был спрошен.

Да, святой Исидор Пелусиот как мужчина-аскет не питал особых чувств в отношении женщин. Судя по его сочинениям, современный тест на гендерное равенство он бы завалил.

Но превращать его в баснословного женоненавистника на основании всего лишь неточного русского перевода фразы, вырванной из контекста отрывка, вырванного, в свою очередь, из послания в его историческом контексте?

Залишити відповідь