Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > Единства без соборности не будет

Мысли

Единства без соборности не будет


Нам всем в Украине стоит отказаться от средневековой имперско-советской модели устройства Церкви и обустраивать Соборную Церковь XXI века.

Я однозначно приветствую объединительный процесс между Киевским Патриархатом и Украинской Автокефальной Православной Церковью и надеюсь, что ничто не воспрепятствует проведению Объединительного Собора в сентябре. А еще ожидаю настоящей пастырской заботы со стороны Вселенской Матери-Церкви в отношении православных украинцев, которые в лихие 90-е оказались в изоляции. Также надеюсь на мудрость и христианскую взвешенность от тех православных Украины, которые имеют единство с Вселенским Православием.

А теперь позвольте высказать несколько мыслей и пожеланий, которые касаются не только этих событий, но и Украинской Православной Церкви в целом.

Единство, Святость и Соборность

Просто механическое (или бумажное) объединение двух или более церковных структур — это еще не создание Единой Церкви. Церковь должна быть не только Единой, но и Святой, Соборной и Апостольской.

Единство — это не только одно название или один на всех Предстоятель во главе иерархически-административной вертикали. Единство — это еще и стиль управления и бытия Церкви.

Единства без Соборности не будет. Соборность — вот настоящее основание Единства.

Очень хорошо, что будет Объединительный Собор, но сам по себе Собор — еще не Соборность. Соборной должна быть подготовка к Собору, а также дальнейшее обустройство Церкви.

Нам всем в Украине стоит отказаться от средневековой имперско-советской модели обустройства Церкви и, опираясь на апостольскую модель и на многовековые традиции Киевской соборности и соборноправности, обустраивать Соборную Церковь ХХІ века.

Церковь — это не только епископат, но и духовенство и народ Божий. И это относится как к управлению Церковью (в том числе и в отношении избрания, поставления или снятия епископов и священников), так и существования и разнообразного служения приходов. Решения должны приниматься консенсусом епископата, духовенства и народа Божия. В Церкви должно побеждать не большинство, а любовь. Не сила власти, а смирение жертвенного служения, заповеданного Христом.

Епископ — это не феодал и не олигарх, и не «глава областной религиозной администрации» в церковной иерархии, и не «надзиратель» (хотя именно так и переводится слово «епископ» с греческого) в церковном «гетто строгого духовного режима». Епископ прежде всего должен быть духовным отцом и заботливым пастухом Христова стада, наследником апостолов на пути проповеди Христа.

Священник — это не наемник и не крепостной у «феодала-епископа», не прораб на «священном строительстве» и не «завхоз в венчально-похоронном супермаркете». Священник — это человек, посвященный служению Богу. Это пастырь добрый, полагающий душу свою за стадо. Который не только стрижет, но и заботится, охраняет и лечит своих овец, каждую из которых знает по имени. И которого знают и любят верные. Священник, как и епископ, должен поставляться в одно место на всю жизнь, а не менять приходы в поисках лучшего (явно не в духовном смысле). Но и прихожане должны иметь право не принимать неизвестного или «хорошо известного» им священника.

Верный — это не «покупатель благодати», который «заказывает духовную музыку», не «религиозный электорат» и не турист в «религиозном музее-заповеднике». Верный — от слов «верность» и «вера». Поэтому в украинском языке есть понятие «вірянин». Это тот, кто живет в соответствии с верой, кто исполняет заповеди Божии и учит этому своих детей.

А еще Церковь должна быть Святой, и к святости призваны все ее верные, включая духовенство и епископат. Святой — это не тот, кто без греха, а тот, кто знает свои недостатки и старается с Божьей помощью их преодолеть. Непременный спутник святости — покаяние. А покаяние, если переводить греческий термин, — это «перемена ума» в соответствии с Евангелием. Церковь должна не только учить христианскому мировоззрению, но и показывать пример христианской жизни.

Как верным УПЦ относиться к процессу объединения УПЦ КП и УАПЦ?

Когда я слышу такой вопрос, то сразу вспоминаю евангельский сюжет о восстановлении апостольского достоинства апостола Петра. Господь трижды спрашивает Петра после отречения, любит ли он Его, и поручает апостолу пасти овец Христовых. А Петр оглядывается и, увидев иного ученика, спрашивает: «А этот что?» И получает ответ от Христа: «Что тебе до того? Ты иди за Мною!»

Объединительные процессы между УПЦ КП и УАПЦ не должны быть поводом для зависти или раздражения со стороны УПЦ. Мы все должны стремиться, чтоб все украинцы, которые крещены в православной вере, имели молитвенное и евхаристическое общение в таинствах между собой и со Вселенским Православием.

Поэтому если будет найдено некое решение для УАПЦ или Киевского Патриархата, и оно будет признано Вселенским Православием, лично я это буду только приветствовать.

Если мы, духовенство и верные Украинской Православной Церкви, имеем сегодня общение со Вселенским Православием, то должны искренне стремиться, чтоб и оставшаяся часть православных были в этом единстве.

Более того, нам не обижаться нужно, и не по-книжному, и не по-фарисейски раздувать щеки в осознании собственной богоизбранности, и не ужасаться возможности признания Константинопольским Патриархом Объединенной УАПЦ-КП Церкви, а, напротив, делать все возможное, чтобы в Украине была Единая Святая Соборная и Апостольская Украинская Православная Церковь, которая объединяла бы всех православных украинцев во Христе.

Как верным Объединенной Церкви относиться к УПЦ, если она не присоединится к объединительному процессу?

И тут я снова вспоминаю Евангелие. Однажды ученики пришли к Иисусу и рассказали, что встретили человека, который не принадлежал к их кругу, но исцелял именем Иисусовым. Апостолы запретили этому человеку такое делать, но Господь сказал: «Не запрещайте ему… Кто не против вас, тот за вас».

Вопрос не в том, кто больший патриот. Вопрос в том, чтоб быть христианами и по мировоззрению, и по жизни. Не стоит повторять средневековые ошибки, которые привели к большому числу разделений между христианами, не преодоленных до сего дня.

Нужно быть едиными, даже тогда, когда мы не объединены. Единство не в одной церковной структуре, а во Христе. А Христос там, где двое или трое собираются в Имя Его. А это значит, что единство между настоящими христианами существует уже сегодня и всегда. Настоящее Единство в любви к Богу и ближнему. Именно ее необходимо испытывать и к ней нужно стремиться.

Оригинал на украинском языке: Блог автора на ТСН

Дата публикации: 22.06.2015