Будущее Украинской Церкви. Проповедь на Неделю о слепом

Евангельский рассказ о слепом — прекрасный повод для нас задуматься о нашей жизни, о нашей судьбе, будущем нашей Церкви.

«Подобно Царство Небесное — говорит Христос, — купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45–46).

Восточное, православное предание — это действительно сокровище. Это действительно подлинная «драгоценная жемчужина», ради которой хочется отказаться от всего прочего. Но у того, кто обладает этим сокровищем, возникают и свои искушения. Веками оберегая драгоценные жемчужины православия, мы рискуем превратиться в «скупого рыцаря». Превратиться в тех, кто отказался от ближних, общества и созданного Богом мира не ради Христа, а для созерцания красоты и величия конфессиональной традиции…

Современная Украинская Православная Церковь — единственная в Украине церковная структура, которую признаёт вселенское православие. Но, обладая этим сокровищем, мы нередко ведем себя, словно коллективный слепой… Мы выстроили собственный мир и комфортно себя в нем чувствуем. Наш мир — это мир молитвы, упорядоченности и благочестия, мир торжественных богослужений. Изо дня в день мы живем по тысячелетнему литургическому календарю… И иногда эта упорядоченность и цикличность нашей богослужебной жизни словно вытесняет из нашего сознания память о реальном мире, в котором мы все живем.

Евангельский слепой был слепым от рождения, а его слепота таинственно связана с «явлением Божьих дел». «Учитель, — спрашивают Спасителя ученики, — кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Но Господь предлагает им иной ответ. Ответ, который должен был разрушить их представление о грехе как о непременной причине слепоты. «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Мф.9,3).

А мы? В чём причина нашей коллективной слепоты? Что это? Грех или особый Божий промысел?

Во время революции достоинства наша Церковь смогла преодолеть главный соблазн, которым тогда нас искушала власть. «Осудите Майдан», — требовали от ныне в Боге почившего Митрополита Владимира представители режима. «Назовите собравшихся там людей мятежниками, нарушителями Божьих заповедей». Увы, некоторые из церковных иерархов прельстились и повторяли эти рекомендованные чиновниками слова. Но Церковь в целом, решительно отказалась от этого требования и сумела сохранить лицо.

Ситуация, в которой мы оказались сегодня, гораздо сложнее. Продолжается война в Донбассе. Эта война навязана извне. Навязана политиками, которые считают, что способны сами, опираясь лишь на ресурсы собственного государства, — противостоять всему миру и добиться пересмотра государственных границ в послевоенной Европе.

«Осудите внешнего агрессора», — обращаются сегодня к нам, пастырям Церкви, наши прихожане, близкие и друзья. Не думаю, что позиция нашей Церкви сможет сегодня остановить агрессию. Мы предпочитаем жить в мире благочестия и молитвы. А наш северный сосед пребывает в вымышленном мире, где его величию якобы угрожают некие внешние факторы. Как ни прискорбно это сознавать, но там уже давно не слышат голоса Украины. В России, увы, живут сегодня политическими мифами о нашей стране. Там верят в то, что защитниками целостности нашей страны являются только «униаты» и «раскольники». Там полагают, что большинство из нас якобы ждет «освободителей». Там думают, что наше с вами желание свободы и независимости якобы навязано нам Америкой…

Правда не может изменить тех, кто не хочет ее слышать. Но она может изменить нас самих… От Церкви, которая должна быть совестью страны и народа сегодня ждут слова правды. В ответ — дипломатическое молчание… Мы молчим, и это становится с каждым днем все более прискорбно. Но молчание не может быть выходом. Общество ждет от нас, что мы, наконец, откажемся от дипломатических эвфемизмов и начнем во весь голос говорить слово правды. Этого и ждет от нас, пастырей Церкви, и наша паства …

Гражданская война — это величайшая трагедия для народа. Но нынешняя война на Донбассе не может быть признана гражданской. Ведь общеизвестно, что её навязали и искусственно поддерживают извне. Мы — народ, живущий в своей отдельной, суверенной стране. И никогда у нас не было предпосылок для гражданской войны. Не может такая война вспыхнуть в один момент.

Наша обязанность как пастырей — молиться за мир в Украине и исцеление гражданского конфликта, который культивируется извне, и, увы, уже действительно имеем место сегодня между Украиной и большинством населения Донбасса. Мы признаем этот конфликт и должны делать все, чтобы его преодолеть. Однако, мы не можем закрывать глаза на то, что «ополченцы» так называемой ДНР воюют с помощью современной российской военной техники — тактических ракетных комплексов, танков, установок «Град» и «Смерч». Прошу прощения, но откуда это все это у «народных ополченцев», у вчерашних шахтеров? Кто обучает этих донецких ополченцев и где? Чьи инструкторы учат этих людей премудростям адской террористической деятельности?

Мы, конечно же, можем делать вид, что ничего этого не видим. Но от Бога ли будет эта наша «слепота»? Не изменим ли мы при помощи этой «слепоты» своему народу и своей стране? Не нарушаем ли 9-ю заповедь, когда говорим, что нынешняя война — это война «междоусобная» или гражданская?

Российские политики и чиновники называют нашу Церковь «Русской Православной Церковью в Украине». А мы сами называем Церковь, к которой принадлежим, Украинской Православной Церковью. Нас упрекает за это название общество. Нам говорят: «как вы можете быть Украинской Церковью, то есть Церковью украинского народа, если вы предаёте наш народ в столь трагическое для него время?» Зная множество «ответов» на подобные упреки, мы чувствуем угрызения совести, когда слышим подобное. Украинское общество сегодня слишком эмоционально и не всегда справедливо относится к нашей Церкви. Искренне сочувствую клирикам нашей Церкви, которые наталкиваются на непонимание и агрессию. И в то же время согласен с представителями гражданского общества, считающими, что война — это общенациональное бедствие, и мы, люди Церкви, не имеем сегодня права на дипломатическое молчание и равнодушие.

Наша Церковь сегодня действительно находится в «уязвимой» ситуации. Наша кириархальная власть — находится в России. «Пусть ваш патриарх осудит агрессию России, пусть там хоть что-нибудь скажет!» — слышим мы эмоциональные упреки верующих. Но разве могут представить те, кто их высказывает, в каких реальных условиях находится сейчас Православная Церковь в России? Разве может вообразить себе уровень несвободы и авторитаризма, царящие там сегодня?

Церковная история знает случаи, когда во главе Поместных церквей стояли подвижники, мученики и правдолюбцы, которых впоследствии причисляли к лику святых. Таким был святитель Иоанн Златоуст. Этот удивительный святой мужественно восстал против лжи императорского двора Константинополя и умер в изгнании, лишенный церковной власти и епископского сана… Таким был и Митрополит Московский Филипп. Этот Божий святитель хотел остановить террор опричников Ивана Грозного и своим словом пытался сохранить жизни людей. «Ты высок на троне» — сказал митрополит Филипп царю. «Но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его?» В ответ царь лишил Митрополита священного сана, бросил его в тюрьму, а впоследствии приказал Малюте Скуратову задушить святителя.

Что же нам необходимо делать сегодня? Требовать от других совершить подвиг или осознать собственную ответственность? Годами мы перекладывали свою ответственность на «высшее церковное руководство», на несвоевременность и несогласованность в вопросе единства и канонической церковной самостоятельности… Ждать — дело мудрое. Но только не во время судьбоносных событий, происходящих сегодня в жизни нашего народа. В это трагичное для Украины и ее народа время мы просто не имеем морального права ждать «лучших времён». Война ставит всех нас в ситуацию безотлагательного и незамедлительного выбора. Быть или не быть Украине как государству? Быть или не быть украинской независимости? Быть или не быть самобытной украинской культурной традиции? Быть или не быть Украинской Церкви?

Никто, кроме нас, не даст ответы на эти вопросы перед лицом Бога и истории. Никто, кроме нас самих, не защитит сегодня украинскую землю от новейших орд завоевателей. Никто, кроме нас, не сможет примирить и объединить сегодня украинский церковный народ.

Не стоит кивать или обижаться на Москву. В конце концов, непосредственная каноническая ответственность за судьбу и единство украинского народа лежит именно на нас — архипастырей и пастырей Церкви, несущих служение на украинской земле.
Все мы боимся расколов. Все мы хотим единства, а не углубления конфронтации и создания новых церковных разделений. Но нам необходимо понять: уйти от ответственности сегодня не сможет никто… «Все пройдёт… Все пройдет, как уже ранее прошло всё, что имело место доныне». Я согласен с этой библейской мудростью. И все же, хотел бы напомнить некоторым своим собратьям: «пройти» (как и всё в природе) можем и мы с вами, наш с вами авторитет, наше с вами влияние на общество.

Брать на себя ответственность в кризисной исторической ситуации не хочется никому. «Нужно понять, чем это все закончится», — сказал мне один священник. «Если победит Украина, то поддержим Украину. А если Россия — Россию». Человек с местечковой психологией и философией, этот священник привык мыслить масштабами своей общины. Мыслить масштабами своего местечка, где время от времени конфликтовали между собой два кандидата на главу сельсовета. Однако эта архаичная и аграрная психология может сегодня погубить будущее нашей Церкви. Ведь мы должны осознавать масштаб происходящего. Речь идет о самом существовании Украины как государства и существовании нашей Церкви как Церкви украинского народа, Церкви Митрополита Владимира, Церкви, пользующейся авторитетом в обществе, Церкви, в лоне которой пребывают которой тысячи православных общин.

Блаженнейший Митрополит Владимир часто мне говорил: «Владыка, вначале надо все обдумать и лишь потом действовать. Семь раз подумайте и только потом делайте». «Ваше Блаженство! — Спросил я когда-то Старца. — А бывают случаи, когда нужно действовать не медля? — Конечно, — ответил Митрополит Владимир. — Вот если, не дай Бог, случится война…»

Увы, случилось то, что не мог предположить ни Блаженнейший, ни кто-либо другой. Злая воля столкнула два соседних народа, которых объединяли и объядиняет ныне православная вера и культурные традиции…

Что же может сделать мы, архипастыри и пастыри Церкви, в это сложное военное время? Прежде всего, то, чего от нас ждёт Бог и украинское общество. Мы должны принять на себя ответственность. Мы должны, наконец, понять, что наш комфортный мир — это только иллюзия. Мы обязаны «проснуться» и осознать, что Бог призывает нас к ответственности. Мы должны, наконец, открыть глаза и увидеть, что народ Украины ждет от нас, когда мы преодолеем свой конфессиональный эгоизм, свое чувство исключительности и, наконец, сделаем шаг навстречу Украине и своим братьям.

В отличие от других православных церковных иерархов, мы имеем неоспоримый канонический статус и находимся в евхаристическом и молитвенном общении с полнотой вселенского православия. Но не будем делать из своей каноничности подобие нового ветхозаветного Закона. Не будем наследовать религиозный формализм фарисеев и книжников. Откроем глаза на реалии исторического дня. Осознаем собственную ответственность за будущее Украинской Православной Церкви и православия в Украине в целом. Раскроем свои объятия когда-то отделившимся от нас братьям. Будем просить у Господа, чтобы Он ниспослал в наши сердца любовь к правде и мужество её защищать.

Господи, Иисусе Христе! Коснись наших глаз и дай нам увидеть боль и нужды нашего народа. Господи! Благослови наш народ миром и церковным единством. Дай нам силы стать выше вчерашних обид и лжи. Дай нам силы прощать и принимать прощение. Господи Иисусе Христе, не взирая на наши грехи и нашу немощь, не оставляй нас, но пребывай с нами ныне и присно и во веки веков.

Христос среди нас! Есть и будет!

17 мая 2015 г.

Цей запис має один коментар

  1. С радостью можно подписаться под 90% слов владыки. Церковь действительно должна говорить правду. Особенно опасно молчание в период войны. Но только всю правду, а не ту, которая угодна мирским правителям.
    То, что Путин вооружает сепаратистов на Донбассе и посылает к ним “отпускников” – правда. Но также и правда то, что на Майдане было мало христианского. Кто из духовных пастырей осудил зверское забрасывание бутылками с зажигательной смесью тех, кто встал на пути Майдана по долгу службы, или несоблюдение соглашения с Януковичем, так торжественно подписанного, факельные шествия почитателей Бандеры, бойню в Одессе, объявление ОУН-УПА новыми героями Украины?
    Надо либо иметь смелость говорить всю правду, либо молчать. Т.к. однобокая правда – это ложь.

Залишити відповідь