«Зицкриг» митрополита Онуфрия

Вчерашние «посиделки» иерархов УПЦ, из которых в России явно сделают сюжет о «гражданском мужестве» владык, еще вылезут боком. Но, к сожалению, не им.

554c9456c0195

На торжественном заседании Верховной Рады, посвященной 70-летию Победы во Второй мировой, президент Порошенко огласил список бойцов АТО, которым присвоено звание Героев Украины. Половине из них — посмертно. Однако героями сюжета об этом стали, к сожалению, не бойцы, а делегация УПЦ — митрополит Киевский Онуфрий, управляющий делами Митрополии митрополит Антоний и настоятель Свято-Троицкого монастыря епископ Иона. Пока зал стоя приветствовал героев, священнослужители сидели с каменными лицами — такими и попали в кадры и сюжеты ТВ. Пресс-служба церкви профессионально подлила масла в огонь: таким образом, мол, владыки продемонстрировали свое неприятие войны и солидарность с опаленным войной Востоком.

Поведение священноначалия УПЦ было признано возмутительным даже верными УПЦ. Действительно, можно как угодно оценивать военный конфлики, но пренебрежение к людям, которые защищают родину, в том числе к погибшим — это за рамками приличия. А когда люди сознательно нарушают правила хорошего тона — возникает вопрос, почему именно они так поступают.

Тех, кто считает, что это скандал для церкви визнатийской традиции, нарушение принципа цезарепапизма, я вынуждена то ли успокоить, то ли, наоборот, разочаровать: никаких нарушений. Потому что кесарь — в Риме (в данном случае — третьем), а в Киеве — разве что наместник. И соответственно, священноначалие сохраняет верность «помазаннику», а не какому-то выскочке, который считает, что воюет с Римом. Это, возможно, один из меседжей «невставания».

Но напоминание о «табели о рангах» — это так, паллиатив. Ради этого вряд ли стоило нарываться на неприятности так открыто — можно было сделать это с меньшими репутационными потерями. Но, кажется, владыки намеревались устроить демарш. Потому что последовательные. За их последовательностью очень внимательно наблюдают. Вы представляете, как их вставание было бы расценено в Москве?

Руководство УПЦ, согласно с московской инструкцией, настаивает на том, что война на Востоке является гражданской или «братоубийственной». А на братоубийственной войне не может быть героев — об этом очень хорошо в свое время сказал епископ Банченский Лонгин (Жар), призывая своих верных уклоняться от мобилизации. Каждый, кто принимает в этой войне участие так или иначе — Каин.

Мало того, это война еще и религиозная — по крайней мере, так говорят в Москве, а значит, для УПЦ это на самом деле так. Это война, которую раскольники и униаты ведут против канонического православия. Так кто герои?

Эта специфическая «последовательность», которую утверждали собственным сидением в ВР владыки УПЦ, является яркой иллюстрацией «гибридной войны», которая на самом деле, без эвфемизмов, есть война мерзавцев. Руководству УПЦ удобно считать этот конфликт «братоубийственным» и тем более «религиозным», солидаризоваться с Востоком, который является «жертвой», а также не признавать участия в войне российской стороны. Удобно, понимаете? Политически целесообразно.

А значит, тем хуже для фактов и вообще для истины. Релятивистские принципы, за которые глашатаи русмира бичуют Запад, на самом деле прекрасно чувствуют себя в самом сердце русмира. Кстати, еще одна черта «войны мерзавцев» — обвинять других в том, что «критики» с удовольствием делают сами и оправдываются при этом «необходимостью защищаться» и «целью», оправдывающей любые средства. С ядерным включительно. Если этим людям будет удобно принять за факт то, что Земля является плоской и опирается на трех слонов — то они и это примут, и будут доказывать с пеной у рта и сюжетами о распятых за эту истину мальчиках.

В этой системе координат правота доказывается не фактами, не путем логических рассуждений. Она доказывается quia absurdum. С помощью веры, которая опирается на страдания. Почему Восток «прав», а Киев — нет в этом конфликте? Потому что Восток страдает.

Страдание в политическом конфликте оказывается таким же аргументом, как страдание первых мучеников, которые таким образом доказывали истинность подвига Христа. Гражданская религия, которую формирует Кремль при поддержке Московской патриархии в России, затягивает в свой водоворот УПЦ: страдания по политическим причинам приравниваются к страданиям за Христа, потому что точно так же доказывают некую «истинность». Так что факты бессильны. Кстати, такой метод «иррационализации» широко использовался в Третьем рейхе для формирования их уродливой гражданской религии и слепой фанатичной веры в фюрера. Гибридная война потому и является войной мерзавцев — она не оставляет ничего святого, ничего, чего нельзя было бы использовать в качестве оружия или превратить на кучу грязи, если есть «политическая целесообразность».

Но вернемся к страданию. Совершенно очевидно, что руководители УПЦ пришли на мероприятие с целью продемонстрировать свое отношение — и к героям, и к украинской власти, и к общественному мнению. И это мужественный гражданский поступок, достойный, снова же, первых христиан, которые не боялись говорить правителям, что они о них думают. Вот патриарх Кирилл, например, оказался не таким принципиальным — когда Путин устраивал празднование «Крымнаша», патриарх просто не пришел на торжество, прислав вместо себя иного владыку. Однако, тот поступок патриарха был значительно более мужественным, чем нынешний демарш украинских владык. Продемонстрировать нечто Путину — даже таким молчаливым способом — это вам не Петра Алексеевича дразнить. Но ведь российский телезритель этого не знает. Он, наоборот, уверен, что киевская хунта куда страшнее Путина — и они, надо полагать, едва не лопнули от гордости за своих владык, за их мужество и принципиальность. Они бросили вызов власти.

Вот тут и начинается самое интересное в войне мерзавцев. В которой нет «вызово», а есть только провокации. Потому что в подобных войнах никто не выходит с противником один на один. Вместо того подставляет других. Что бы ни сделал митрополит Онуфрий или митрополит Антоний — хотя бы и просто подошел и плюнул президенту в лицо — ничего ему не будет. И каждый из них прекрасно об этом знает: ничего не угрожает ему лично. В худшем случае, придется сменить место жительства на Белокаменную — и громко назвать это «изгнанием за правду».

А кто действительно ответит на этот «вызов» — так это очередные сельские настоятели на Волыни, Ровенщине, Тернопольщине или Сумщине. Вот они и станут «мучениками». Предоставят необходимый фактический материал для очередной поездки митрополита Антония в Страсбург с жалобами на «притеснения» и «насилие» в отношении «канонической церкви». В Страсбурге митрополит Антоний не скажет о том, как сам, лично подставил этих людей, как бросил зажженную спичку в их солому. Ведь он не сделал ничего особенного — просто публично выразил свое отношение и т. д.

Так и выглядит война мерзавцев: никто «ничего такого» не делает и не говорит, все выглядит полностью невинно, или даже достойно — но при этом все четко понимают, зачем они это делают и к каким утратам приведет. И делают, потому что уверены, что им лично это ничем не угрожает, что за их «достойный поступок» или даже «гражданский героизм» придется расплачиваться другим людям.

Оригинал на украинском: Деловая столица

Цей запис має 20 коментар(-ів)

  1. Святослава

    Які злі вислови! Пані Г., розберіться у собі, а потім осуджуйте і вчить інших! Кожен відповість за своє. Зберегти б мир у своїй душі і у голові, дивися, й не захотілось би так мітингувати.

    1. Ганна

      Пані С., а по суті моїх міркувань або по суті статті? За мою голову не турбуйтеся – там усе OK. Із миром у душі, зізнаюся, важче – окремі співгромадяни дуже засмучують. А ще – хіба я вчу тут когось? Я навіть не виправлятиму вашу орфографію)) Не думаю, що євангельська настанова “Не судіть, щоб і вас не судили” заперечує як таку можливість виносити власне судження, тим паче здатність розрізняти добро і зло дісталась нам у спадок від наших пра-пра-родичів. Ганебний вчинок назвати ганебним – це всього лише сказати правду. А що ви пропонуєте натомість? Онуфрій – молодець, Захарченко – молодець, якась там моторола – молодець, Путіну – слава? І навіть не намагайтеся заперечувати – таки Онуфрій тепер у компанії цих поважних персон.

      P.S. Але в одному я вас підтримаю: я також мрію, що колись настане в Україні такий час, коли не захочеться мітингувати.

  2. Но вообще то война действительно гражданская и братоубийственная, в которой уже нет правых.
    Согласен, если бы не сепары и прочие идеологи “русской весны”, при поддержке правительства РФ, то не было бы и войны, основная вина на них, несомненно.
    Но когда полетели ракеты и самолеты на жилые кварталы, и появились гробы с детскими трупами, то вся эта АТО потеряла всякий смысл.
    Согласен с митрополитом Онуфрием, людей погибших жаль, но вставать и приветствовать все, что хотя бы как то связанно с этой войной, не к чему.
    Причем не важно где, хоть в ВР, хоть в ГД.

  3. Ганна

    Існує 1000 і 1 спосіб висловлення “протеста протів війни як явища” (митр. Онуфрій), але треба було добре помізкувати, щоб обрати найбільш недолугий. Тому мене нудить від белькотіння УПЦ у виправдання. Не бачу можливостей виправдання.
    Так само ідіотично виглядають спроби Онуфрія постфактум переконати (кого? журналістів, паству, президента? мене – не вдалося), що він “шанує, поважає цих людей, які сподобилися великої честі, високої державної нагороди”. Так як раз на знак поваги і встають! Щоб потім не розповідати, що “ми поважаємо, але ми не встали”. Логіка ж проста: якщо “ми поважаємо” – то “ми” й встаємо, а якщо “ми” не поважаємо – “ми” сидимо. Враження таке, що ця трійця у Раді сиділа-сиділа, думала-гадала, коли б оце посидіти не просто так, а на знак протесту проти війни як явища, тільки-но надумалася – аж президент заговорив не про війну як явище, а про вшанування Героїв. І просто не пощастило: промахнулися в часі, не в той момент не встали)))
    Чесно кажучи, я не дуже тямлю, що воно взагалі таке, той “протест проти війни як явища”. Невже усі, хто встав під час вшанування Героїв, “схвалюють війну як явище”, “хочуть, щоб війна продовжувалась на нашій землі”, “хочуть, щоб люди убивали один одного”???!!!
    Ну, і наостанок. Зрештою, що ми такого нового взнали про УПЦ МП, чого не знали раніше, від самого початку війни? Що вона хоче і рибку з’їсти, і кістки здати? Так це не новина. Як тільки в Україні починають звинувачувати священиків у сепаратизмі, з-за спин вірян лунає: “Наші прихожани допомагають переселенцям і воїнам АТО” (і це правда, якась частина дійсно допомагає). Як тільки у Росії починають вимагати лояльності, в УПЦ кажуть: “А ми ні за кого, ми за мир у всьому світі і проти війни, православний православному брат”. А тепер ще й можна буде козирнути: “А ми не встали”.

    Ганна, колишня прихожанка УПЦ МП.

      1. Ганна

        Цей ряд можна продовжувати і продовжувати: фахівець зі зв’язків РПЦ із громадськістю під час анексії Криму публічно висловлює надію на те, що “миссия российских воинов … не встретит ожесточенного сопротивления”; священики, єпископи та монахи, звихнуті на “русском мире”, благословляють сепаратистів, освячують прапори, урочисто передають ікони, а деякі й самі бігають з автоматом; найбільш красномовні тікають за кордон, і там, у країні ворога, випорожняються ненавистю до колишніх співгромадян, а ті, що залишились в Україні, на сайті свого монастиря розміщують статті з мальовничими назвами на кшталт “Украинство: разгул сатанизма”; тепер-от ще з’явилися ті, які протестують проти війни як явища. Тю, так якщо церква проти, то давайте не будемо поминати загиблих під час ІІ Світової – ми ж проти самого явища! І Олександр Невський – не святий, а ще Іоан Воїн, Іоан Руський, а Сергій Радонезький – так той взагалі двох монахів на битву відправив…
        Я намагалася, чесно. Старалася утриматись від різкого кроку, мріяла дочекатися оновлення УПЦ МП, будучи її членом. Проте зараз, коли рішення прийняте, мені легше – припинилося роздвоєння особистості. Хоча це ще не зовсім рішення, це пауза на час війни. А яким буде рішення згодом – хтозна. Врешті-решт, патріархатів – повно, а з невизнаними – і поготів…

        1. Пані Ганно, дозвольте особисте запитання ( ох, жаль, форуму немає). А прихожанкою якої церкви Ви є тепер? Чи просто нікуди не ходите?

          1. Ганна

            Шановна пані Ольго, я також шкодую, що немає форуму – стосовно актуальних нині питань ми з Вами мислимо однаково, і я завжди солідарна з Вашими репліками під статтями))
            Моєму неходінню нікуди наразі виповнилося кілька місяців. Насправді мій вихід стосувався спочатку конкретної парафії, і я планувала з часом підшукати інший храм МП, де б я не перебувала у конфлікті із власними переконаннями. Певна, такі приходи у Києві існують. Взяти хоча б власника цього блогу і вузьке, на жаль, коло його однодумців у священицькому середовищі. Але війна вносить свої корективи: протягом цього часу в УПЦ МП лунали такі заяви і робилися такі вчинки, через які у мене відпало будь-яке бажання розділяти за це відповідальність в очах моїх співвітчизників загалом, і мого ближнього кола зокрема. Не те, щоб сказане і зроблене у 2015 році докорінно відрізнялося від сказаного і зробленого у 2014, просто іззовні це більше вразило. А ще так співпало, що на випробування моєї громадянської позиції наклалися давні духовні сумніви й коливання з інших причин. Чим це все завершиться в моїй душі – один Бог знає. А поки що триває “перемир’я” (так-так, саме у лапках і саме у тому, спаплюженому на Донбасі, сенсі) і ходити нікуди не хочеться.

      2. Ганна

        Знаєте, пане Анатолію, на щастя, я розумію, що монополії на Христа немає ані в РПЦ, ані в УПЦ МП, адже православ’я, а тим паче християнство, – це не лише патр. Кирило, митр. Онуфрій чи, приміром, митр. Агафангел. І якщо колись станеться, що я відійду від самої віри, то причиною цьому в жодному разі не буде банальне розчарування у священиках чи церковній політиці цих структур: по-перше, особливого зачарування й не було, а по-друге, я цілковито усвідомлюю, що будь-де є люди гарні і не дуже, і що навіть гарні люди іноді можуть робити погані вчинки. АЛЕ. Саме зараз, у цей конкретний історичний момент, у моїй країні, яка щодня втрачає своїх кращих синів у цій брудній війні, розв’язаній Москвою і підтриманій місцевими виродками, я не можу і не хочу належати до організації, очільник якої нагороджує церковними орденами кремлівських пропагандистів, а його духівник молиться про “избавление малоросии от заподенцев и Американо-бандеровской смуты”.

    1. Простіть їх по християнському.)) Вони між двух огнів, щоб не зробили, знайдеться хтось, хто їх критикуватиме.
      І дійсно, їхні прихожани є по оба боки фронту, як це не прикро. Тому кожен їх вчинок є потенційно ризиковним.
      Не судіть, будь-ласка!!

  4. Люди, владика Онуфрій зробив так, як зробив. Я впевнений, що це не було якимось нерозважливим кроком, миттєвим пориванням. Тим більше, що згодом він чітко пояснив свою позицію. Ця позиція комусь може подобатись, комусь – ні.
    Ніхто з нас не знає ВСІХ причин, які змусили владик так зробити. Не судіть! Не маємо ми такого права! Потім може статися так, що всі висновки щодо цієї події виявляться хибними!!!!

  5. Я “рад”,что мой комментарий вызвал столько писем мне на “электронку”.Просьба к этим “писателям”-пишите письма под статьёй,что бы все читали ваши пожелания.Или боитесь?

  6. Ну вот, уже такие, достаточно толерантные публицисты, как Щеткина, косвенно называют руководство УПЦ “мерзавцами”. Раньше ведь этого не было. Либо руководство УПЦ неадекватное, либо укр. общество фашизируется? Либо у нас чисто внутренний гражданский конфликт, либо внешняя агрессия со стороны РФ? Мне лично очевидно, что имеет место и гражданский конфликт и явная российская агрессия. И когда кто нибудь целенаправленно врет, говорит полуправду – достоин названия “мерзавец”.

  7. ….являюсь прихожанкой храма УПЦ МП во Львовской обл. Глубоко уважаю митр. Онуфрия Статья мне местами понравилась – в отдельных аналитических аспектах. Но все же, думаю, (без обид), – не нужно католичке Е. Щеткиной переживать так сильно за проблемы православных приходов в “проблемных областях”. У меня (так же как и у многих других прихожан нашего прихода, хотя за всех не поручусь, нет) – нет претензий к поступку митрополита. Вижу за его поступком 2 причины: 1) неприятие спектакля, устроенного Порошенко (человеком, который в своих руках держал рычаги предотвращения войны , и не пустил их в ход), неприятие его популистских методов, несовершенного командования укрармией, приведшего к котлам итп; 2) выражение лояльности к своей пастве, проживающей на Донбассе, – ведь среди этих людей наверняка есть такие, которые не считают погибших укр. воинов героями, а даже наоборот. И, думаю, автор статьи не сможет отрицать, что такие люди на территории Украины есть. Теперь насчет “страданий” на местных приходах. Не надо драматизировать. Помню, что происходило на Львовщине в 90х в этом смысле (захваты храмов, изгнание священства). Помнит и наш настоятель, помнит и весь наш приход. Помним, как поступили с нами, какое было (и местами осталось) отношение к нашей конфессии. Тем не менее наша община во главе с настоятелем сохранилась и выстояла. Господь нас не оставил. Пережили 90е – переживем и 2010е.

  8. киевлянин

    Точка зрения члена Союза православных журналистов Василия Ладыженского на поступок главы УПЦ МП Онуфрия в парламенте, который вызвал в обществе резонанс и критику. “Я смотрел на Онуфрия и думал: Своим упрямым сидением Митрополит напоминал всем нам о том, что мы уже начали забывать” http://kp.ua/politics/500082-o-chem-sydel-mytropolyt

  9. Я прихожанин УПЦ МП.Согласен с тем ,что наши иерархи поступили очень некрасиво! И не только на этот раз. С самого начала конфликта священники МП ведут себя очень странно.Я живу под сепаратистами и вижу,что делают и что говорят они здесь.Действительно “слепые вожди слепых…” Но в конечном итоге пострадают прихожане.А,может, и правильно,что пострадаем?

    1. Под галицкой пятой

      Правильно! Такие прихожане как вы должны страдать! Прихожане, которые не чтят своих пастырей должны страдать! Христиане, которые меняют Церковь Христову на Церковь Украйинську – обязаны страдать!

  10. одно слово – (удалено – переход на личности).

Залишити відповідь