Быть христианином сегодня. Слово на Неделю о самарянке

Христианин. Хотя это может показаться нам сегодня странным, это слово довольно трудно найти в Священном Писании. Слово «христианин» употребляется в Новом Завете лишь в двух местах. В Первом Послании апостола Петра. И в 11-й главе Книги Деяний святых апостолов, которая читалась сегодня за Литургией. Там сказано, что впервые ученики Христа стали называться христианами в Антиохии (см. 11, 26).

10479161_994674317224151_8024224056546823416_n

Мы привыкли к словам «христиане» и «христианство». Но первое самоназвание христиан звучало иначе. Члены христианской общины называли себя «учениками» Христа.

Существует такая быль о духовных школах, где получают образование будущие священники. «Иванов, — спрашивает преподаватель студента на лекции по Новому Завету, — скажите, откуда происходит слово «христианин»? «Слово «христианин», — отвечает студент Иванов, — происходит от названия наиболее крупной мировой религии — христианства…»

В чем печальная ирония этой истории? В комичном ответе «студента Иванова» мы можем увидеть немощь собственного христианства. Современное христианство слишком формально, институционально. И когда наш персонаж «студент Иванов» говорит, что слово «христиане» происходит от названия мировой религии христианства, — он как бы обнаруживает в своем невежественном ответе саму суть современного псевдохристианства. Обнаруживает, что главным в нашем обессиленном, теплохладном христианстве оказывается не живая и жизненная связь со Христом, а наследование религиозной традиции, принадлежность к христианству как «мировой религии».

Кем было первое поколение христиан в глазах язычников? Об этом можно узнать из Первого Послания апостола Петра, где в качестве рефрена повторяется мысль о непонимании и злословии христиан со стороны окружающего их мира. «Имейте добрую совесть, — пишет апостол, — дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Петр, 3, 16). Итак, первых христиан злословили «как злодеев». Непривычно, не правда ли? Вспомним, как мы привыкли формулировать необходимость уважительного отношения к христианской Церкви со стороны государства и общества. Мы ссылаемся на значение христианства для истории мировой философии и культуры… Мы говорим о том, что христианская традиция лежит в основе нашей национальной жизни и государственности. Нашим постоянным аргументом, наконец, является утверждение, что христианство, христианская Церковь благотворно сказывается на нравах общества. Но слова апостола о том, что апостолов и их учеников «злословили как злодеев», напоминают нам, что главное в христианстве – это не христианская традиция, а Сам Христос.

А чем было христианство в глазах иудеев и эллинов того времени? «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; — пишет апостол Павел, — а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…» (1 Кор. 1, 22). Нарушители традиции и религиозных канонов, сектанты – вот кем были ученики Христа для иудейского общества. А в глазах общества языческого христиане были безбожниками и безнравственными людьми. «Языческое общество, — пишет протоиерей Александр Сорокин, — испытывало к христианам недоверие и неприятие, подозревая в безнравственности и атеизме… ведь христиане не участвовали в общественном религиозном культе и тем самым оскорбляли богов» (Христос и Церковь в Новом Завете).

Для христиан древности было очевидным то, на чем позже настаивали христианские мистики. Христианство неотъемлемо от личности своего божественного основателя. Христианство — это жизнь ради Христа, жизнь со Христом и жизнь во Христе…

Связь Христа и христианства была очевидна не только для апостолов, но и для последующих поколений христиан. «Иисус Христос, Сын Божий, — утверждал святой Кирилл Иерусалимский, — даровал нам честь назвать себя христианами» (Десятая огласительная проповедь, гл. 16). «Чрез Христа мы являемся и именуем себя христианами», — вторит ему святой Афанасий Великий (Первая проповедь против ариан, гл. 2).

Но история студента Иванова и этимологию слова «христианин» неслучайна. Это — приговор нашему мнимому христианству. Эта комическая «этимология» указывает и на нашу отдаленность от Христа. Обнаруживает отсутствие христоцентричности в нашей собственной жизни…

Как известно, христианство сегодня является наиболее крупной религиозной традицией в мире. Ведь к христианству сегодня причисляет себя более двух миллиардов человек, то есть более трети всего человечества. Сравнив эти цифры с численностью приверженцев других мировых религий, мы увидим, что нас, христиан, сегодня значительно больше. Известную гордость могут вызвать и другие цифры. К примеру, тот факт, что христианство сегодня является не только наиболее многочисленной, но и наиболее распространенной мировой религией, а его приверженцы живут во всех странах мира.

Но не будем наивны. Ведь мы, христиане, прекрасно знаем из Священного Писания, что в конце концов христианская Церковь проиграет. «Христианство, — утверждает любящий парадоксы диакон Андрей Кураев, — едва ли не единственное мировоззрение на земле, которое убеждено в неизбежности своего собственного исторического поражения. /…/ В перспективе земной истории — не всемирно-историческое торжество Евангелия, но всемирное же владычество антихриста» (О нашем поражении). Да и долго ли нам осталось наслаждаться своим статусом мирового религиозного большинства? Как свидетельствуют социологические исследования, хотя христианство сегодня и является наиболее крупной мировой религией, его быстро догоняет ислам. К 2030 году, полагают исследователи, число мусульман может превысить четверть населения Земли. Существуют и более шокирующие наше сознание прогнозы социологов. Если нынешние тенденции сохранятся, — утверждают некоторые ученые, — то к середине века более половины населения Российской Федерации будет мусульманским… В России 74% православных и 7% мусульман, — сообщил данные своего опроса Левада-Центр полтора года назад, когда в Киеве начался Майдан. Но вот в чем главная проблема современного «массового православия»: оно не воцерковлено. «Читали ли вы Библию?» — задали вопрос социологи. И получили парадоксальный ответ. Не читал Библию 61% опрошенных.

Быть христианином сегодня. В разных странах мира за этими словами стоит совершенно разный опыт. В странах «молчаливого» христианского большинства «быть христианином» часто означает принадлежать к некоей культурной и исторической традиции. Но для стран, где христиан сегодня подвергают преследованиям, все иначе. Как сообщает международная гуманитарная организация Open Doors в прошлом году более 100 миллионов христиан по всему миру подвергались преследованиям. Эта же организация публикует список стран, где преследуют и убивают христиан. Северная Корея, Сомали, Ирак, Сирия, Афганистан, Судан, Иран, Пакистан, Эритрея, Нигерия. Во всех этих и многих других странах сегодня быть христианином — это личное дерзновение, личный подвиг, личный вызов окружающему миру.

Каждые пять минут в мире за свою веру умирает христианин. Каждый год в мире в результате религиозных конфликтов насильственной смертью умирает 105 тысяч христиан.

Знаем ли мы об их преследованиях? Молимся ли о своих гонимых собратьях? Помогаем ли им? Желаем ли им всеми силами своей души отрады и утешения?

Увы, наша любовь, как и наше христианство, часто оказываются формальными. А узнав о преследованиях своих братьев по вере, мы вначале испытываем чувство жалости, а затем, спустя некоторое время, переключаем свое внимание на что-то другое и забываем о «чужой» христианской боли.

Что может нас изменить? Как мы — теплохладные, равнодушные и пассивные в духовной борьбе христиане — можем стать подлинными учениками Христа? Как нам, христианам «молчаливого большинства», стать христианами достоверными, подлинными?

Изменить нас может только Сам Бог. Сделать нас — формальных, по одному только имени, христиан настоящими учениками может только Сам Христос. Попробуйте открыть Евангелие и прочитать его по-новому. Отвлекитесь от знакомых слов. Не представляйте себе те или иные картины евангельской истории. Попробуйте найти в Евангелии лик Христа, слова Христа, интонацию Христа.

Все мы имеем некий опыт молитвы. Но попробуйте стать на молитву, ничего не ожидая. Не ждите от молитвы каких-либо чувств или ощущений. Не просите у Бога совершить те или иные ваши желания. Попросите Его об одном-единственном – чтобы Он вам открылся, чтобы вы смогли хотя бы на какое-то время находиться перед Его Лицом, чтобы вы хотя бы какое-то время находились в Божием Присутствии.

Все мы считаем себя хорошими друзьями, отцами, детьми, супругами. Но попытайтесь сегодня увидеть в своих ближних настоящих людей. Постарайтесь отнестись к ним со всем терпением, милосердием, любовью, на которые только способна ваша душа.

Я говорю сейчас об очень простых вещах. Но если нам удастся пережить и совершить эти самые простые вещи по-настоящему, то мы с вами сможем сказать вместе с апостолом Павлом: я — христианин не только потому, что так называется моя религия; я — христианин, ибо «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Господи Иисусе Христе! Ты сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Прости нам наши немощи. Избави нас от теплохладности. Даруй нам зрети Свет Твоего лица. Утверди в нас дар подлинной любви к нашим гонимым собратьям по вере. Утверди нашу собственную веру. Прииди к нам и будь посреди нас.

Христос посреди нас! И есть, и будет!

10 мая 2015 г.

Залишити відповідь