С нами Христос и сила Его любви. Слово в неделю Торжества Православия

Прошла первая седмица Великого Поста. Эти шесть дней пролетели очень быстро. Отринув «дух праздности и уныния», нам с вами удалось внутренне сосредоточиться и вспомнить о главном: единственное, ради чего стоит жить, – это совместная жизнь со Христом в Царстве Небесном, в обителях Отца Небесного, которых у Него много.

11023816_972322089459374_7715440341510915264_n

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — доносятся до нас первые слова общественной проповеди Спасителя (Мф. 4, 17). Слово «метанэо» (которое употреблено в греческом тексте Евангелия от Матфея) означает «переменять свои мысли». Но в еврейском языке, — языке, на котором говорил Христос, — слово «покаяние» имеет несколько иной смысл. Еврейское слово «шув» означает «повернуться, возвратиться». «Вернитесь к Богу», — призывает Господь Своих современников и каждого из нас. Он призывает нас не только изменить свой ум и взгляды на мир. Спаситель требует от нас полной перемены самой жизни. Мы должны осознать, что ушли от Бога, и возвратиться.

Святые Отцы не были специалистами в области топографии. Но им была хорошо известна топография человеческого сердца. «Иордан есть образ нашего смертного рода, и слушай, как», — пишет святитель Иоанн Златоуст в своем небольшом эссе «О реке Иордане». Иордан проистекает из двух источников — Иора и Дана —и впадает в Мертвое море. Что же касается рода человеческого, то все мы происходим от двух начал: Адама и Евы. А в силу грехопадения все течение нашей жизни впадает в мертвое море греха. «Начался наш образ из земли, — пишет святитель, — и прекратился смертью; его приняло Мертвое море, глубокое, преисподнее, мертвая бездна. Что Мертвое море для живых вод, то ад для умирающих».

Спаситель вошел в человеческую историю и изменил ее ход. Вошел в воды Иордана – и заставил их изменить течение, ведь с тех пор, по пророческому слову Псалмопевца, «море увидело — и побежало, Иордан обратился вспять» (Пс. 113, 3). «Вернитесь», – призывает нас сегодня Господь. Не только мысли, не только чувства — вся жизнь, всё существование человека отныне должны изменить свое течение…

Увидев грех, мы должны «побежать» к Богу. Увидев смерть — обратиться «вспять», назад к Богу… «Спаситель, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — освобождая наш род от течения к смерти, делает, что он более не течет к смерти, но возвращается к древним живым корням» (Творения, Том 10, Книга 2, «О реке Иордане»).

«Вернитесь, ибо близко Царствие Небесное», — взывает к нам Христос. Третья заповедь Декалога гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20, 7). Поэтому «Царство Небесное» (или «Царство Небес») — это благочестивый синоним выражения «Царствие Божие» или «Царство Бога».

В литературе древнего и современного Иисусу иудаизма это выражение употреблялось редко. Однако Сам Спаситель говорит о Царствии Божием часто и самыми разными оборотами речи. С одной стороны, Царствие Божие — это реальность, которая еще не воплощена в этой жизни. «Да приидет Царствие Твое», — испрашиваем мы в данной Спасителем молитве «Отче наш». С другой стороны, Царствие Божие — это реальность, которая уже дана человеку «здесь и сейчас». «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, — передает слова Христа евангелист Лука, — то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк. 11, 20).

Где же «находится» Царство Божие — в будущем или в настоящем? Придет ли оно в конце времен, когда закончится земная история и Бог будет творить всё новое? Или Царство Небесное уже среди нас, как среди нас — среди Своей Церкви —пребывает ныне и Сам Христос?

Царство, — говорит Христос, — подобно маленькому горчичному семени, из которого постепенно вырастает огромное дерево. И оно же подобно закваске, которая способна переквасить большой объем теста. «Не придет Царствие Божие приметным образом, — отвечает Христос фарисеям, — и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).

Слово «Царствие» в нашем языке связано с понятием «территории». Но Царство Божие — это не территория. «Царство Бога — пишет исследователь, — не есть некое место, пространство на небесах, куда после смерти попадают праведники. Оно есть динамическое понятие, которое можно выразить предложением: Бог правит, царствует» (В. Н. Кузнецова). «Царствие Небесное, вечный покой», — молитвенно испрашиваем мы у Бога спасения для наших усопших. Но, как поется в одном из заупокойных богослужений: «Христе! Ты — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — обитель многих… Ты — ложе упокоения святых…» (Акафист за единоумершего. Кондак 12).

Во времена Христа мессианские ожидания имели ощутимую политическую окраску. Поэтому, когда Иисус провозгласил о «приближении» Царствия Божиего, многие иудеи восприняли Его слова как призыв к восстанию ради восстановления Царствия Давида. Тем не менее, Сам Господь понимал под Царствием нечто совсем иное. Спаситель действительно указывает на Себя как на лидера некоей новой общности, над которой властвует Бог. Но эта новая — теократическая — общность имеет иную природу, чем земное царство. Царствие, которое проповедует Христос, — это сообщество людей, которое вышло из-под юрисдикции греха и находится теперь в юрисдикции Бога.

Цель Спасителя — не воссоздание юрисдикции «дома Давида». В оккупированном злом мире Христос восстанавливает Царствие Бога. Израиль оккупирован римлянами, — полагали современники Спасителя. Но в глазах Самого Христа Палестина и весь мир в целом был оккупирован грехом. «Христианство, — пишет английский писатель и богослов Клайв Льюис, — согласно с дуализмом, что Вселенная находится в состоянии войны. Но оно не считает, что это война между независимыми силами. Христианство утверждает, что это гражданская война, мятеж, и мы с вами живем в той части Вселенной, которая оккупирована мятежниками. Оккупированная территория — вот что такое этот мир».

«Вернись!» — призывает нас Господь. Повернись к Богу лицом. Сбрось чужеземное владычество греха и восстанови в своей жизни власть Бога… Мы слышим Слово Божие, но, увы, не торопимся его исполнить. «Пусть другие вместо меня идут на фронт, — размышляют одни, — а я отсижусь в тылу». «Пока вокруг власть принадлежит оккупантам, — рассуждают другие, —мне стоит сохранять лояльность к ним».

Увы, рассуждая и действуя таким образом, мы не приблизимся к нашему спасению и не станем участниками Божиего Царствия. Желая освободить нас из-под власти Сатаны, Бог даровал человечеству величайшего Военачальника — Христа Спасителя, и вложил в наши руки могущественное оружие против зла — силу Его любви, которая пребывает в Христовой Церкви.

«Христианство — продолжает Льюис, — это рассказ о том, как на эту [оккупированную] территорию сошел праведный царь. Сошел, можно сказать, инкогнито, и призвал нас к саботажу. Когда вы идете в церковь, вы на самом деле принимаете секретные сообщения по радиопередатчику от своих друзей. Вот почему враг так настойчиво старается вам помешать. Чтобы мы не ходили в церковь, он играет на вашем самомнении, лени, снобизме» (Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство).

Итак, «вернуться к Богу» не так просто, как нам могло показаться вначале. Здесь мало прийти к мысли, что Сатана оккупировал этот мир. И недостаточно «признать» Христа в качестве Главнокомандующего объединенных сил добра. Мы должны помнить: зло поразило не только окружающий нас мир, но и нас самих. Но если это так, то мы с вами не сможем отсидеться в тылу. Лобовой схватки с силами зла не избежать. Ведь линия фронта пролегает и в нашей собственной душе: зло, увы, присутствует и в наших мыслях, чувствах и воле.

«Оккупированные территории». «Линия фронта». Опыт войны, увы, стал сегодня страшной реальностью для миллионов украинцев. Но этот же — кошмарный — опыт может нам сегодня помочь адекватно оценить угрозу, которая исходит от зла. Мы должны помнить: зло и злые существа несут нашей жизни и самому нашему существованию не меньшую угрозу, чем действия террористов в нашей стране.

Сатана не ищет мира с Богом и человеком. Его цель — уничтожение нашего мира. Но, осознавая степень опасности, которой мы подвергаемся, мы не должны забывать: в этой страшной войне мы не одни. С нами — Бог и «объединенные силы» добра. Мы живем на оккупированной злом территории. Но каждому из нас доступна связь с нашим Военачальником-Христом. Приходя в Церковь, мы принимаем «небесные шифрограммы». И эти сообщения не сводятся к назиданиям о том, чем зло отличается от добра. Церковь сообщает нам не только рецепт борьбы со злом. Она также сообщает каждому из нас силы для этой борьбы.

Небо не оставило нас на «оккупированных территориях» мира сего один на один со злом. Христиане — это хорошо вооруженная и подготовленная армия. У нас есть своя эффективно действующая разведка. Наши «лазутчики» в стане врага — это Святые Отцы, оставившие нам аскетическую традицию. Пережив многие искушения, они, исходя из своего опыта борьбы со страстями, оставили нам подробную карту расположения вражеских войск. У нас есть и свое «высокоточное» оружие — сила Христовой любви. Или, другими словами, Божия благодать, которую мы черпаем в таинствах Церкви, и, прежде всего, в Святой Евхаристии.

Христос с нами. И, в отличие от земных военачальников, Он никогда не покидает Свое войско, не командует им из «ставки». Боремся ли мы со злом в мире — с нами сила преображающей Божией любви. Следуем ли по дороге Поста – нас сопровождает таинственный Путник-Христос. Спускаемся ли вглубь своего сердца, — туда, где пролегает линия нашего личного фронта со злом, — и там обнаруживаем животворящее присутствие Христа…

Христос рядом с нами, когда мы противостоим злу в рукопашном бою. И Он же любовно исцеляет нашу боль, когда мы ранены. Он вселяет в нас мужество драться до конца. Но если даже мы упадем, если даже силам зла удастся увести нашу душу в плен, — Христос не оставит там Своих чад. Он найдет нас и там, в пленении. Христос предложил нам удивительный план побега. Он выменяет нашу свободу на Свою крестную боль…

«Покайся! Вернись к Богу!» — на «военном» или «аскетическом» языке эти слова звучат так: «восстань против оккупанта, обрати против него всю силу своего оружия, не оставь ему ни кусочка своей земли».

Будем же мужественными борцами с «оккупационным режимом» зла. Будем помнить — в нашей борьбе со злом мы не одни. С нами наш Военачальник и Освободитель! С нами Христос и сила Его любви!

Господи, Иисусе Христе, Спасителю наш! Укрепи наши немощи. Освободи нас из-под власти зла. Всели в наши сердца дар веры и любви. Измени течение вод нашей жизни! Сподоби нам войти в обетованную землю Твоего вечного пасхального Царствия.

«Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22,20-21).

1 марта 2015 г.

Залишити відповідь