Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > О покаянии и примирении в Украине

Мысли

О покаянии и примирении в Украине


Мы знаем, что покаяние очищает и открывает путь к преображению и развитию. Но решиться на покаяние бывает очень непросто. Преград — множество.

Мешают покаянию — инфантилизм, незрелость, недальновидность, привычка глушить боль и тоску бессмысленного бытия всевозможными суррогатами радости и пр.

Очень серьёзным препятствием является комплекс жертвы. Пожалейте меня, я — жертва! Эти меня годами обижали, потом те надо мною издевались, а вот эти — и сейчас кровь пьют! Пусть они каются, а меня жалеть надо, защищать и помогать всячески! Я ведь — жертва, столько перенесла и натерпелась!

И правду ведь говорит, так жалостливо и убедительно, что слёзы наворачиваются. Но потом сядешь, подумаешь, копнёшь прошлое и обнаружишь, что жертва ведь не с раннего детства сиротинушка обездоленная. Когда-то она очень даже в силе была и во власти. И то, что с ней стряслось — не от того, что обидчиком много, а потому, что сама их накликала и вскормила.

Чем же помочь бедняжке, и стоит ли? Может отмахнуться и крикнуть вслед — «Сама виновата!»?

Но как-то это неправильно будет.

Лучше помочь, но и к покаянию подвести, чтоб не иждивенкой была, а крепкой и самостоятельной.

Этот подход справедлив не только по отношению к отдельной личности, но и для народов. И сейчас я хочу нечто сказать об Украине. Считаю, что имею на это право. Ну, хотя бы потому, что родился здесь и хочу, чтобы и моим потомкам здесь счастливо жилось. А потому и говорить дальше буду об Украине и её народе не как о внешних — «они», а как о своих — «мы».

Итак, не слишком ли мы развили в себе комплекс жертвы? При советах нас гнобили, при царях, а до них орда, а до орды — хазары, а до хазар… и так далее, до слов «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева» (Бытие 3:12).

Не пора ли подумать о нашей ответственности за то, что было? Разве мы к этому рук не приложили? Разве не междоусобицы сделали уязвимыми нас для орды? Разве не наши люди строили и укрепляли Российскую Империю? Разве не руками киевлян Пётр проводил убийственную для церкви реформу? Разве не Украина была одним из создателей СССР?

Мне сейчас могут возразить — то не те украинцы были. Правильные в этом не участвовали, а с неправильными мы знаться не хотим — не родня они нам!

О.К.! Давайте перекличку проведём среди правильных. Сколько наберётся? Правда, не подавляющее большинство? А раз правильных — не большинство, то почему правильные претендуют на всю Украину — «від Сяну до Дону»?

Дорогие мои, если всю Украину считаем своей , то и отвечать надо за всю. Да, да, и за безответственных неправильных правильным надо держать ответ. А иначе будем как Каин — «разве я сторож брату моему?» (Бытие 4:9).

Принятие этой ответственности — тот ещё груз. Придётся признать, что в грязи вывозились таки как свиньи, да и руки у нас порой были в крови выше чем по локоть. Неприятно такое признавать? Гадко — не то слово! Но если решимся пройти через боль признания, познаем радость прощения и очищения, неведомую до сих пор. Ведь для нас не только Небеса раскроются, но и всё расцветёт вокруг!

А ещё, прошлое перестанет быть черно-белым. Мы не будем вытеснять его из сознания как кошмарное воспоминание о насилии над нами. Оно станет частью положительного опыта, пройденным испытанием, которое раз не убило нас, то сделало сильнее.

Это откроет врата примирения в настоящем — между частями страны, между народами, что населяют её.

Принятие ответственности сделает нас способными попросить прощения и простить. Первому всегда тяжелее сказать «прости», но его пример побудит других сказать ему то же самое.

А это — не просто вежливые слова. Сила таких простых вежливых слов невообразимо превосходит силу «вежливых людей», и в отличие от последних приносят мир, а не войну.

Украина, решайся! Нам и нашим детям это очень нужно!

* * *

Продолжаю тему о принятии ответственности за всю нашу историю.

Почему-то многие в первую очередь обратили внимание на покаяние. Оно несомненно важно и нужно, но основной посыл касается осознанного критического принятия всего нашего прошлого. Ведь многое в нём мы не принимаем и вытесняем из сознания. Это, в свою очередь, уводит от покаяния, а не ведёт к нему. Поэтому важно соблюдать чёткую последовательность:

1) принять осознанно ответственность за всю нашу историю;
2) покаяние;
3) прощение и примирение.

По мере приближения к третьему шагу становится ясно, у кого и за что просить прощение, с кем искать примирения.

Кроме того многие восприняли написанное сугубо в контексте нынешней ситуации в Украине. Не стоит сводить всё к нынешнему кризису. По-моему, эта тема актуальна всегда и для всех народов. О чем, в общем-то сегодня и пойдёт речь.

У христиан есть представление о содержании Библии (особенно старозаветных писаний) как о Священной Истории. Задам простой вопрос — а была ли эта история Священной всегда? Может, она стала таковой с пришествием Мессии?
Думается мне, Священной она была всегда. Почему? Да потому что всегда воспринималась не просто как история одного из народов, но как история взаимодействия Израиля с Богом. Без Бога — есть история, но не Священная. Без Израиля — есть священный рассказ, но не История.

Эта История была Священной всегда, а ещё — она Священна вся целиком. Если вы не читали Старый Завет, то, может, легко согласитесь с этим утверждением. Но, если читали, то очень может быть, у вас во время чтения возникал вопрос — «Как? И этот рассказ — Священная История? Да что же у них цензуры не было, что такая жуть в текст попала?»

Да, в Библии достаточно повествований, которые в позднейшие времена тщательно скрывались в секретных архивах и не попадали на страницы учебников истории.
Так почему же в Священной Истории мы их находим? Почему её не причесали? Почему библейская метаистория, которая открывает нам светлое будущее, не говорит о столь же светлом прошлом? Почему там нет никакого аналога «Святой Руси», представления о которой будоражит ум многих наших современников?

Попробую ответить, как сам это понимаю.

Создавая еврейский народ, Господь научил их, как обычную историю превращать в Священную. Тут у евреев есть чему поучиться!

История Израиля становилась Священной по мере следования народа Божьим призываем и установлениям.

Почему история Израиля сохранила столько неприглядных моментов и описаний падений и поражений? Да просто без этого невозможно говорить об успехах и победах. Настоящая история не может развиваться от победы к победе, от успеха к успеху. Где-то обязательно должно быть место для крови, пота и слёз.

Промахи и успехи в Танахе переплетены в один прочный канат, или сплетены в один прекрасный узор — тут сравнений можно подобрать много.

Промахи и падения не воспеваются, в отличие от побед, но о них постоянно напоминается. Никакого замалчивания и отвержения позорных страниц истории нет! Это всё — наша Священая История!

Да, это не только к евреям относится. Если вы — христианин, то и к вам в полной мере. У христиан нет никакого основания говорить о своей истории (церкви или своего народа) как о более чистой и благородной в сравнении с историей евреев.

Вы помните родословную Иисуса Христа? Там что, всё безупречно? Если не знакомы со Старым Заветом, то Его родословная вас не удивит. А там очень колоритные персонажи встречаются! Обманщики, блудники, идолопоклонники и отступники.

Можно было ведь «причесать» предков! Ан нет — все там. Например, знаете ли вы, кто такой Манассия, сын Езекии и отец Амона? Этот царь жил VII в. до н.э. и правил дольше всех царей — 55 лет. А был он для верных Богу евреев, в общем-то, как Гитлер или Сталин. Не поленитесь, прочтите о нём в 4-й книге Царств и во 2-й Паралипоменон.

Он настолько серьёзно нагрешил, что последствия его преступлений не изгладили реформы его праведного внука — Иосии. Как Иосия не старался, а народ уведён был в вавилонский плен во многом из-за грехов Манассии.

70-летний плен в Вавилоне сыграл исцеляющую роль для Израиля. Пришло раскаяние (например, после плена мы не встречаем среди евреев идолопоклонства), наступило освобождение, был заново отстроен Иерусалим и Храм. И знаете, чего не было у кающихся евреев? У них не было сваливания вины на других. Страдания принимались как заслуженные.

Смотрите, как молился Даниил: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя» (Даниила 9:5-7).

Самое интересное, что ни Даниил, ни, похоже, его родители, этих грехов не совершали. Он имел полное право говорить о грешниках «они», а не «мы». Мог бы обвинить во всём отступника Манассию, мог бы проклинать захватчиков вавилонян. Но этого нет!

Это — как раз то, что нам сейчас катастрофически не хватает. Нет трезвой оценки прошлого, особенно его темных страниц. Присвоить заслуги предков — да, сколько угодно! Принять как собственную историю их преступления — нет!

Не надо отказываться от отцов, даже если они — преступники.

Уточню, я не призываю занять позицию — «он — сукин сын, но он наш сукин сын». Я о другом, о примере Христа, Даниила и остальных праведников.

Уверен, Иисус Христос не стыдился Своей родословной. Он её принял и исцелил в Себе. И нам это необходимо.

Откладывать этот шаг нам некуда. Семидесятилетний плен у нас уже был. Пора возвращаться.

Блог автора

Дата публикации: 23.01.2015