Карикатура на Бога

Мусульмане оскорблены карикатурами, которые одна газета сделала из пророка Мухаммада. Христиане недавно объединились, чтобы запретить рекламную афишу, композиция которой напоминает картину да Винчи, изображающую Тайную вечерю. Здесь нет места входить в сложность споров, но стоит напомнить один существенный факт для христиан: Христос принял карикатуру, которую из Него сделали, чтобы явить через неё парадоксальный знак победы.

Крест Христов

Христиане приняли в качестве отличительного знака их веры сам предмет насмешки, наложенный на Христа, – крест. Крест издевательский – он говорит о позорном наказании, об унижении осужденного, он саркастически несёт мотив осуждения: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Крест указывает на место, куда можно придти и безнаказанно насмехаться: «Спаси себя сам», «сойди же» – мурлычут глупцы всех мастей в адрес распятого. Крест – это карикатура: с большими руками, с излишне длинными ногами он пародирует тело, он несёт расчленённый остов тела человека, который должен был перед этим – какая ирония! – его нести сам. Он являет всё убийственное шутовство, приведшее к распятию: терновый венец, делающий из Иисуса ничтожного царя, оскорбления солдат, которые одели Иисуса в смешную хламиду, фальшивые поклонения, чередующиеся с ударами, пародия на суд, лукавства…

С первых веков христианская мысль пошла в наиболее карикатурном смысле, чтобы эту карикатуру упразднить. Крест, смехотворный и наводящий стыд, в христианской традиции называется царским скипетром, троном победителя, царством правды, древом жизни, древом познания, знаменем победы, трофеем славы, единственной надеждой и ещё многими другими эпитетами. Табличка «царь иудейский», написанная в насмешку над Иисусом, возникает вновь на литургии как признание безоговорочного Символа веры: в самом деле, Иисус – царь, сын Давидов, и Его крест – отрасль Иессея, отца Давида, которая должна явить спасителя Израиля.

Карикатура, едкая ирония, унижение, насмешки, – всё это было неизбежным, но всё было воспринято и преображено изнутри. Для римлян, которые слышали, что первые христиане выдавали крест как знак победы, это было непристойным. Они говорили, что утверждения христиан были воистину хулительными: настаивать, что крест как предмет осуждения и унижения может быть воспетым и возвеличенным до поклонения ему, было для них немыслимым и невыносимым. Здесь приходили к полному опрокидыванию ценностей; в конечном итоге именно христиане слыли бесстыдными и карикатурными, принимая без стеснения поводом для радости то, что считалось бесчестием. Брать карикатуру в качестве эмблемы славы – это глубокая ирония, богословский юмор, приводящий к отступлению смерти.

Христианская вера основывается на этой уверенности, которую ничто человеческое в конечном счёте не может задеть. Слабая, попранная, униженная плоть становится источником жизни, которая сильнее всего. Христиане не боятся карикатуры. Делать из Христа карикатуру? Но это уже сделано, и эта карикатура, как я только что отметил, была принята настолько, что стала самим выражением веры: крест, казнённое тело, насмешливые реплики о царстве были приняты, повторены, умножены, даже утверждены как истинные, принятые с радостью и в точности возвещенные так, как об этом хотели сказать.

Я не претендую дать полный ответ на то, что можно сказать по поводу карикатур на Христа и на христианскую веру. Я хочу здесь отметить, что христианин не должен бояться шутовских рисунков и непочтительных слов. Христос сильнее всех, Он смеётся над насмешниками; более того, Он преображает крайности, чтобы явить Свою жизнь с избытком во славе. Конечно, это не значит, что всё должно быть принято, что всему надо аплодировать без различия, но это развивает определённый стиль и способ жизни: не пускать крики на все четыре стороны, не просить бесконечно быть защищёнными от тех, кто говорит гадости.

Однажды я был при окончании мессы с рукоположением. Одна дама, проходя и видя меня и других братьев в церковных одеждах, спрашивает меня, что происходит. Я отвечаю, что братья из ордена доминиканцев только что стали священниками. Это было время, когда много говорили о священниках-педофилах; и вот, эта дама мне говорит с ядовитой иронией: «Священники? Но вокруг них наверняка должно быть много маленьких детей». Я ей ответил той же мерой: «Детей? Я не знаю. Но при вашем отсутствии было бы поменьше дураков». «Как вы смеете?» – сказала она. – «Это я прежде всего должен вам задать этот вопрос» – ответил я.

Когда мы следуем за Христом, мы учимся также жить при насмешках, при карикатурах, при презрении. И я думаю, что это дар Святого Духа. Выходит так, что можно играть теми же самыми словами, которые обозначали убийство, их обратить и сделать из них повод для торжества.

Филипп Лефевр

Оригинал: Caricaturer Dieu в издании La Cour Dieu.

Перевод с французского священника Филиппа Парфенова

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Stalker

    Что за каша? И “да”, и “нет”, и “за”, и “против”… Исключительно гуманистическая статья. И никакого богословия.

  2. Замечательная статья! Необычная мысль, и очень трезвый христианский взгляд на происшедшее.
    Спасибо о.Филиппу за перевод

Залишити відповідь