«Хорошо бежать со Христом гонимым». Проповедь в неделю по Рождестве Христовом

«Беги в Египет… ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф 2, 13) – читаем мы у евангелиста Матфея слова, обращенные к Иосифу Обручнику.

Хорошо бежать с гонимым Христом (здесь, как и в названии статьи, митр. Александр цитирует свт. Григория Богослова. – Ред.). Благо скрываться с Ним в темноте ночи. Благо не иметь вместе с гонимым Христом крова. Благо скитаться с гонимым Христом из города в город, из дома в дом. Тот, кто бежит со Христом от земного царя — бежит в Небесное Царствие. Тот, кто скрывается со Христом в темноте ночи, — скрывается с Ним от земных царей ради незаходимого Света. Тот, кто скитается с Ним из города в город, из дома в дом, — направляется в город Вышний, идет в Дом Отчий.

Бывают времена, когда христианам кажется, что Христу, наконец, есть, где подклонить голову на их земле. Они выстраивают Христу величественные храмы. Они посвящают Христу свои города и страны. Они пишут о Христе множество книг… Люди думают, что гонимый Христос, наконец, нашел в их среде и культуре убежище. «Мы — Дом Бога Живаго», — гордо вторим мы апостолу Павлу, полагая, что в наших государствах и городах уже воцарилась Божия Правда.

Но допуская в свои сердца и города неправду и ложь, — мы часто превращаемся из Божиих друзей в Христовых гонителей. Христос приходит, чтобы увидеть посвященные Ему храмы и города. И замечает, что люди, там собравшиеся, нуждаются не в Нем, но в земном величии. Удовлетворяются внешним и забывают о внутреннем. Игнорируют главное и отдают свои силы второстепенному. Не жаждут более подлинного, но обольщены ненастоящим, фальшью.

Случаются и другие времена. Случаются времена, когда люди сами испытывают те печальные обстоятельства, в которых жил Христос. Случаются времена, когда миллионы людей теряют работу, дома, имущество… Теряя дом и работу, — мы становимся восприимчивее к Христовой любви. Теряя привычное чувство защищенности, — мы становимся более открытыми Богу.

Нам с вами выпал жребий жить в стране, которая подверглась нежиданной агрессии со стороны соседнего государства. Многим выпал жребий войны и лишений. Подобно святому семейству, которое бежало от царя Ирода, — более миллиона наших сограждан в прошлом году бежали из территорий Донбасса, охваченных хаосом бедствий войны.

Каков наш жребий? Печаль или радость, спасение или погибель несет нам происходящее там?

Жить во времена, когда христиане беспечно полагают, что Христос более не гоним в их обществе — опасно. Такое — комфортное — время располагает нас к духовному сну. Удовлетворившись внешним, формальным торжеством христианства, мы можем забыть о том, что Бог взыскует сердца, а не здания…

Жить во время войны — это настоящая катастрофа. Вас могут убить. Ваши дети могут оказаться на линии фронта. Ваш дом могут ограбить и даже сжечь дотла. Ваши сбережения может уничтожить инфляция… Но есть у этого времени и свои достоинства. Война ставит человека лицом к лицу с проблемой смерти. «Я — смертен», понимает на войне человек. И он начинает мужественно искать смысл своей жизни. «Зачем я родился? Зачем я живу? В чем смысл страданий, которые я вижу и испытываю?» Мучаясь этими вопросами, человек приближается к Богу. Нет уже в нем вчерашней самоуверенности. Нет вчерашней беспечности. «Я могу скоро умереть», — думается человеку на войне. И, преодолевая ужас смерти, — человек начинает искать Бога, начинает искать то единственное Существо, которое может привнести в его жизнь подлинный смысл.

Война — это время открытого гонения людей на Христа. Убийство, разбой, пытки, издевательство над пленными. Все это делается нами не нашим врагам, а Христу… «Мы — православная армия Донбасса» — кричат безумцы. Вы — «православная армия»? Неужели вы действительно верите, что Христос пребывает с вами, когда вы убиваете во Имя Его? Кто научил вас этому? Какие пророки и какие старцы? Христос пребывает с вами, когда вы ненавидите? Бог с вами, когда вы стреляете в своих единоверных братьев-христиан?.. Возможно, этими людьми и не движут меркантильные интересы. Я верю, что среди них есть люди, которые дорожат своей связью с Церковью и Православием. Но не надо гневить Бога. Не надо прикрывать свой грех братоубийства именем Христа. Или, может быть, у нас с вами разный Христос?

Христос — избегает общества царя Ирода и его слуг. Он ищет не тех, кто гордо написал на своем знамени: «С нами Бог!» Христос склоняет Свой лик к тому, кто в Нем по-настоящему нуждается. Христос избирает не сторону, а чистоту сердца. Он с теми, кто страдает. Христос пребывает с тем, кому сегодня негде подклонить голову. Христос пребывает с тем, кто мерзнет сегодня в летней одежде. Христос с тем, кто испытывает голод и ищет работу…

Христос не с тем, кого мы считаем правым в конфликте. Он с теми, кто хранит себя от ненависти и гнева, с теми, кто воздерживается от насилия и беззаконий. Можно услышать: «Мы — элита нации. Мы защищаем нашу страну. А, стало быть, общество должно закрывать глаза на некоторые из наших поступков». Увы, не все, кто сегодня защищает Украину, делают это по-христиански. Не все хранят себя от гнева. Не все воюют благородно. Не все воздерживаются от неоправданного насилия…

Церковь благословляет своих чад с оружием в руках защищать свою страну и ближних в случае внешней агрессии. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — говорит Христос (Ин.15:13). Но вспомним и другие слова Спасителя. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:14).

Господь не сказал воинам: оставьте свою службу, ибо она препятствует вашему спасению. Он лишь выдвинул перед ними понятные всем нравственные требования. «Никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь тем, что вам платят». Попробуем переадресовать эти слова Христа тем, кто сегодня принимает участие в военном конфликте на Востоке. Вот слова, которые, я полагаю, сказал бы сегодня нашим воинам Христос: не прибегайте к насилию там, где это не оправданно; не творите дел неправды; сохраните свои руки чистыми от воровства и грабежей.

Война — это одно из самых страшных испытаний в жизни человека. Но и сквозь это тяжелейшее испытание душа христианина может пройти, сохранив свое единство с Богом. «Ты за белых или за красных?» — спрашивали люди друг друга во время гражданской войны в России. «Ты с теми, кто защищает свою землю или с оккупантами?» — стоял выбор перед воинами во время Второй мировой. Но с кем бы мы не воевали, каким бы безнравственным не казался наш противник — мы никогда не сможем сказать, что «Бог с нами» только потому, что наши враги — еще хуже, чем мы. Горделивое самомнение о избранничестве: мерзко в очах Божиих. А идеологи, порождающие его а – антихристы и богоубийцы.

С кем сегодня Христос? Сын Божий пришел на землю, чтобы сострадать сынам человеческим. Христос со страждущими. Христос таинственно сопутствует беженцу. Христос невидимо плачет с матерью, которая оплакивает своего погибшего на войне сына. Христос не оставляет раненного и отправляется во мрак подвала с пленным.

Христос с теми, кто даже в страшных условиях войны хранит чистоту своего сердца. Христос с теми, кто хранит свои руки от насилия. Христос с теми, кого привела на войну не жажда насилия, а желание душу свою положить за ближних.

«Беги!» — сказал Ангел Иосифу. И тот взял младенца и ночью отправился в Египет. «Беги насилия, беги греха, беги ненависти!» — говорит нашей душе сегодня Господь…

Хорошо бежать с гонимым Христом. Благо скрываться с Ним в темноте ночи. Благо не иметь вместе с гонимым Христом крова. Благо скитаться с гонимым Христом. Господи, Иисусе Христе, не гнушайся нашей нечистоты. Прости наши грехи. Благослови нам странствовать с тобой из города в город, из дома в дом, чтобы, по исшествию из этой жизни, — войти с Тобой в Дом Твоего Отца, вступить во град Вышний.

Залишити відповідь